О признании бездействия



Дело №2- 58 -2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2012 года        г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н., единолично,

с участием истца, старшего помощника прокурора Вилюйского района Маякулова П. В., представителя ответчика, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» Семеновой Р. В.,

при секретаре Чемпоровой М. М. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Вилюйского района Смирникова А. Г. в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» о признании бездействия, выразившегося в не оборудовании здания детской поликлиники и детского отделения пандусами и (или) другими средствами подъема, незаконным, о возложении обязанности создать условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к зданию детской поликлиники и детского отделения, а именно, оборудовать пандусы, а при необходимости другие средства подъема для лиц с ограниченными возможностями в двухмесячный срок.

Суд

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Вилюйского района Смирников А. Г. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» о признании бездействия, выразившегося в не оборудовании здания детской поликлиники и детского отделения пандусами и (или) другими средствами подъема, незаконным, о возложении обязанности создать условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к зданию детской поликлиники и детского отделения, а именно, оборудовать пандусы, а при необходимости другие средства подъема для лиц с ограниченными возможностями в двухмесячный срок, указывая на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Вилюйского района проведена проверка реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями полномочий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам оборудования зданий социальных учреждений, автотранспорта специализированным оборудованием для эксплуатации такими лицами.

Проведенной проверкой установлено, что государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница им. П.А. Петрова» (далее ГБУ «ВЦРБ им. П.А. Петрова») допускаются нарушения прав детей- инвалидов и их родителей.

Так, при проверке обеспечения доступности медицинской помощи для детей- инвалидов установлено, что в детской поликлинике и в детском отделении ГБУ «ВЦРБ им. П.А. Петрова» пандусы для обеспечения беспрепятственного доступа детей данной категории не установлены.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 43 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются общедоступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 № 181-ФЗ организации независимо от организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Данное требование законодательства не обусловлено наличием или отсутствием на определенной территории инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, подлежит исполнению в безусловном порядке.

Отсутствие пандусов в детской поликлинике и детском отделении ГБУ «ВЦРБ им. П.А. Петрова» нарушает право детей, имеющих родителей- инвалидов, и детей-инвалидов на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированные ст. 41 Конституции РФ.

В целях устранения нарушения законодательства в сфере социальной защиты детей-инвалидов прокуратурой Вилюйского района ДД.ММ.ГГГГ на имя главного врача ГБУ «ВЦРБ им. П.А. Петрова» (в то время МУ «Вилюйская ЦРБ им. П.А. Петрова») вносилось представление.

Согласно информации главного врача ГБУ «ВЦРБ им. П.А. Петрова» от ДД.ММ.ГГГГ, пандусы у входа в детское отделение и детскую поликлинику до настоящего времен не установлены. Данное нарушение законодательства учреждение планирует устранить при выделении средств в 3 квартале 2012 года.

Между тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Определения от 27.12.2005 N 502-0, от 13.05.2.010 N 689-6-0) исполнение публичных обязательств не должно находиться в зависимости от наличия средств. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов уполномоченный субъект должен привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

Просит суд признать бездействие государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова», выразившегося в не оборудовании здания детской поликлиники и детского отделения пандусами и (или) другими средствами подъема, незаконным, обязать создать условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к зданию детской поликлиники и детского отделения, а именно, оборудовать пандусы, а при необходимости другие средства подъема для лиц с ограниченными возможностями в двухмесячный срок.

В судебном заседании истец, старший помощник прокурора Вилюйского района Маякулов П. В. полностью поддержал исковое заявление, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Семенова Р. В. исковое заявление признала в полном объеме и пояснила, что установление пандусов планируется в 3 квартале 2012 года.

Суд, выслушав участников, изучив материалы дела, считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 « Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения », утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 16 июля 2011 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Данное требование законодательства не обусловлено наличием или отсутствием на определенной территории инвалидов, нуждающихся в обеспечении доступа к объектам социальной инфраструктуры, в связи с чем, подлежит исполнению в безусловном порядке.

Отсутствие пандусов в детской поликлинике и детском отделении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха ( Якутия ) « Вилюйская центральная районная больница им. П. А. Петрова » нарушает право детей, имеющих родителей - инвалидов, и детей - инвалидов на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Государственным бюджетным учреждением Республики Саха ( Якутия ) « Вилюйская центральная районная больница им. П. А. Петрова » на протяжении длительного времени нарушалось законодательство в сфере социальной защиты детей - инвалидов в части не установления пандусов в детской поликлинике и детском отделении.

При таких обстоятельствах, исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вилюйского района Смирникова А. Г. в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» о признании бездействия, выразившегося в не оборудовании здания детской поликлиники и детского отделения пандусами и (или) другими средствами подъема, незаконным, возложении обязанности создать условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к зданию детской поликлиники и детского отделения, а именно, оборудовать пандусы, а при необходимости другие средства подъема для лиц с ограниченными возможностями в двухмесячный срок подлежит удовлетворению.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 333 Налогового Кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет <*****>.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере <*****>, от уплаты которой освобожден прокурор, подлежит взысканию с ответчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вилюйского района Смирникова А. Г.

Признать незаконным бездействие государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова», выразившегося в не оборудовании здания детской поликлиники и детского отделения пандусами и (или) другими средствами подъема.

Обязать государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» создать условия лицам с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа к зданию детской поликлиники и детского отделения, а именно, оборудовать пандусы, а при необходимости другие средства подъема для лиц с ограниченными возможностями в двухмесячный срок.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Вилюйская центральная районная больница имени П.А. Петрова» государственную пошлину в размере <*****> в доход федерального бюджета.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха ( Якутия ) со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий п \ п П. Н. Николаева

Решение напечатано в совещательной комнате.

Копия верна. Судья       П. Н. Николаева