Решение от 08.04.2010



РЕШЕНИЕ ФИО0

Дата обезличена года ...

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Мартынова Н. С., единолично,

с участием старшего помощника прокурора Колодезниковой М.Б., представителя муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО3, при секретаре Долгуновой И. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П. В. к администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского района,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вилюйского района Маякулов П. В. обратился в Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)», указывая на то, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательных учреждений Вилюйского района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Вилюйского района Колодезникова М.Б. полностью поддержала заявление и пояснила, что прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательных учреждений Вилюйского района. В ходе проверки установлено, что муниципальное образовательное учреждение «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса не имеет лицензии на образовательную деятельность. Причиной невозможности получения лицензии стало то, что деятельность данного образовательного учреждения приостановлена постановлением Вилюйского районного суда от Дата обезличена года в связи с несоответствием здания данного МДОУ требованиям СанПин (СанПин 2.4.1.1249- 03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений»). Среди выявленных ТО Управления Роспотребнадзора в Вилюйском районе нарушений такие, как отсутствие водоснабжения, канализации, наполняемость помещения дымом из-за нарушения тяги трубы печи, аварийное состояние печи, не соответствие температурного режима внутри здания установленной норме и др.

По итогам проверки МДОУ «Антошка» от Дата обезличена года заведующей дано предписание за Номер обезличен, согласно которому МДОУ «Антошка» необходимо изыскать другое помещение, приобрести необходимое количество детской мебели, технологического оборудования детской мебели, оборудовать медицинский кабинет.

На здание МДОУ «Антошка» имеется дефектный акт от Дата обезличена года, а также от Дата обезличена года на старое здание МОУ «2-Кулятская СОШ», куда планировалось переместить МДОУ «Антошка». Согласно дефектным актам оба здания нуждаются в проведении капитального ремонта.

Заведующей МДОУ «Антошка» в адрес главы MP «Вилюйский улус (район)» не раз направлялись заявления о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта здания МДОУ, Дата обезличена года, Дата обезличена года, Дата обезличена года, с приложением сметы ремонтных работ, однако ни одного письменного ответа на заявления не поступало. Кроме того, в бюджете на 2010 год финансовые средства на проведение капитального ремонта МДОУ «Антошка» не предусмотрены.

В соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии(разрешения).

Согласно п. «д» ч. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, в обязательный перечень документов, необходимых для получения лицензии, включены заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям.

Как устанавливает п. 19 Устава МДОУ «Антошка», утвержденного Дата обезличена года, учредителем МДОУ «Антошка» является администрация MP «Вилюйский улус (район)». В соответствии с п. 16 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

Так, между МДОУ «Антошка» и администрацией MP «Вилюйский улус (район)» Дата обезличена года заключен договор о взаимоотношениях муниципального дошкольного образовательного учреждения с учредителем. Согласно п. 3.3 данного договора учредитель обязуется предусматривать финансирование расходов на текущий и капитальный ремонт дошкольного образовательного учреждения.

Бездействие администрации MP «Вилюйский улус (район)» исключает возможность осуществления МДОУ «Антошка» образовательной деятельности и получения лицензии на образовательную деятельность, что является недопустимым, так как существенно нарушает предусмотренное ст. 43 Конституции РФ право несовершеннолетних воспитанников МДОУ «Антошка» на получение дошкольного образования.

В соответствии со ст. 45 I I IК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципального образования. В данном случае прокурор обращается в защиту прав и законных интересов воспитанников МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь, которые в силу своего несовершеннолетнего возраста не имеют возможности самостоятельно отстаивать свои законные права и интересы. Просит признать незаконным бездействие администрации MP «Вилюйский улус (район)», выразившееся в непринятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь, и обязать администрацию MP «Вилюйский улус (район)» выделить финансовые средства на проведение капитального ремонта МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь.

В судебном заседании представитель администрации MP «Вилюйский улус (район)» ФИО3 не поддержал заявление и пояснил, что до настоящего времени ни заведующей МДОУ «Антошка», ни МУ «Вилюйское УУО» сметная документация на капитальный ремонт здания МДОУ «Антошка» или старого здания школы в администрацию MP «Вилюйский улус (район)» не были представлены. Районный бюджет, принятый Решением районного Совета MP «Вилюйский улус (район)» от 29 декабря 2009 года № 196, составляет всего по доходной части 1 113 526,0 тыс. рублей, расходной части 1 106 626,0 тыс. рублей, профицит бюджета 6 900,0 тыс. рублей (погашение кредита). Доходная часть бюджета формируется из следующих источников: собственный доход - 109 963, 3 тыс. рублей, безвозмездные поступления - 1 003 562, 7 тыс. рублей, в том числе дотации бюджетам муниципальных районов бюджетной системы РФ 628 968, 7 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты 1 100,0 тыс. руб. на капитальный ремонт 2010 года предусмотрено за счет собственных средств бюджета района субсидии на проведение капитального ремонта муниципальных учреждений, так как соглашение MP «Вилюйский улус (район)» с министерством финансов PC (Я) на стадии подписания, проходит экспертизу и процедуру согласовании. Решением XYI (внеочередной) сессии районного Совета MP «Вилюйский улус (район)» от 13 октября 2009 года № 160 утверждена улусная целевая подпрограмма «Улучшение материально-технического состояния образовательных учреждений Вилюйского улуса (района) на 2009 - 2011 гг., где на капитальный ремонт здания МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь предусмотрено на 2011 год 1 млн. рублей с бюджета MP «Вилюйский улус (район)». Органы местного самоуправления MP «Вилюйский улус (район)» в частности администрация MP «Вилюйский улус (район)» в соответствии ст. ст. 15 и 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. ст. 6, 7.1 и 8 Устава MP «Вилюйский улус (район)» решает 35 вопросов местного значения, также другие вопросы, переданные законом PC (Я), федеральными законами, государственные полномочия. Переданные государственные полномочия обеспечиваются финансовыми средствами (межбюджетными трансфертами). Решение всех этих вопросов местного значения, имея собственный доход всего 109 963,3 тыс. рублей, очень проблематично. Но вместе с тем, органы местного самоуправления MP «Вилюйский улус (район)», учрежденными муниципальными образовательными, дошкольными учреждениями, обеспечивают гарантию права человека на образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ. В соответствии со ст. 5 Бюджетного Кодекса РФ Закон о бюджете вступает в силу с 1 января по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Исполнение бюджета муниципального района на решение вопросов, предусмотренных району, является исполнением муниципального правового акта. Внесение уточнений, изменений и дополнений в бюджет муниципального района может произойти в силу чрезвычайных ситуаций, также при поступлении дополнительных доходов, субсидий, дотаций, предоставляемых государством, которые решаются на уровне Правительства PC (Я), президента PC (Я). Не поддерживает заявление заместителя прокурора Вилюйского района к администрации MP «Вилюйский улус (район)» о признании незаконным бездействие в непринятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса, т.к. администрацией проводится определенная работа для того, чтобы дети получили дошкольное образование, с 2007 года была договоренность администрации MP «Вилюйский улус (район) с улусным управлением образованием о размещении дошкольной группы в новом здании школы, был издан приказ начальника управления об организации кратковременной группы, в настоящее время изучается вопрос размещения дошкольной группы в здание новой школы.

В судебном заседании свидетель ФИО7 показала, что с 2003 года она работает заведующей муниципального дошкольного учреждения «Антошка» с Кюлекянь Вилюйского района. Она с 2008 года для проведения капитального ремонта здания МДОУ «Антошка» в адрес начальника улусного управления образованием начала писать заявление о выделении средств на капитальный ремонт и на приобретение необходимого оборудования, также писала начальнику ТО Роспотребнадзора. С 2009 года на имя главы муниципального района написала 3 заявления о выделении средств на капитальный ремонт, но ответа не получила. Она смету на капитальный ремонт здания МДОУ «Антошка» отправила главе муниципального района 30 ноября 2009 года. В 2008 году была на приеме у главы муниципального района Махарова Д.Д. и он обещал разместить детей дошкольного возраста в здании новой школы. В январе 2010 года начальник улусного управления образованием издал приказ об организации кратковременной группы для детей 5-6 лет с охватом 15 детей на базе средней школы. Однако, директор школы ФИО5 категорически отказался разместить детей дошкольного возраста в здании школы. По этой причине дети сидят дома, не посещают дошкольное образовательное учреждение.

Суд, выслушав сторон, изучив материалы дела, находит основания для удовлетворения заявления заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П. В.

Согласно Устава МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса, учредителем МДОУ «Антошка» в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» является администрация муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия).

В материалах дела имеется лицензия серия А Номер обезличен с регистрационным Номер обезличен от Дата обезличена года о том, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Антошка» ... улуса ... (Якутия) имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, сроком действия до Дата обезличена года.

В материалах дела имеется договор Номер обезличен о взаимоотношениях муниципального дошкольного образовательного учреждения с учредителем от Дата обезличена года, в котором согласно п. 3.3 данного договора учредитель - глава администрации MP «Вилюйский улус (район)» обязуется обеспечивать бюджетное финансирование МДОУ «Антошка» на основе государственных и местных нормативов, определенных на одного воспитанника, с учетом специфики МДОУ, в частности предусматривать финансирование расходов на текущий и капитальный ремонт муниципального дошкольного образовательного учреждения «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса.

В настоящее время деятельность МДОУ «Антошка» ... улуса приостановлена по постановлению ... суда от Дата обезличена года в связи с административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.4 КоАП РФ об административных правонарушениях, т.е. с нарушением санитарно-эпидемиологического требования к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Из материалов дела видно, что заведующая МДОУ «Антошка» ФИО7 Дата обезличена года, Дата обезличена года, Дата обезличена года написала заявления в адрес главы MP «Вилюйский улус (район)» ФИО6 о выделении в бюджете 2010 года средств на капитальный ремонт МДОУ «Антошка» ... в связи с требованием СанПин, выдаче гарантийного письма о передаче здания школы и выделении средств капитального ремонта начальнику ТО Роспотребнадзор для оформления лицензии, так как срок лицензии истек в начале декабря 2009 года.

Как видно из дефектного акта на здание МДОУ «Антошка» от Дата обезличена года, обнаружены следующие неисправности: в результате сдвигов стены на стыке основного здания и пристроя произошла деформация стен, пола и потолков, вследствие чего образовались многочисленные зазоры и трещины, пол деформирован, местами штукатурка обваливается. Шифер на крыше здания и пристроя из-за ветхости и повреждений (сколов) пропускает дождевую и талую воду, что приводит к разрушению деревянных конструкций здания (износ кровли - 100%). На некоторых окнах отсутствуют стекла, отсутствует ограждение.

Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

Бездействие администрации MP «Вилюйский улус (район)» выразилось в не принятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта здания МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса, что исключает возможность осуществления МДОУ «Антошка» образовательной деятельности и получения лицензии на образовательную деятельность, нарушает предусмотренное статьей 43 Конституции РФ право на получение воспитанников МДОУ «Антошка» на получение дошкольного образования.

При таких обстоятельствах, суд должен признать незаконным бездействие муниципального района «Вилюйский улус (район)», выраженное в непринятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта здания МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса и обязать администрацию муниципального района «Вилюйский улус (район» выделить финансовые средства на проведение капитального ремонта здания МДОУ «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 196 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова Петра Валентиновича.

Признать незаконным бездействие муниципального района «Вилюйский улус (район)» в непринятии мер по выделению финансовых средств на проведение капитального ремонта Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса.

Обязать администрацию муниципального района «Вилюйский улус (район)» выделить финансовые средства на проведение капитального ремонта муниципального дошкольного образовательного учреждения «Антошка» с. Кюлекянь Вилюйского улуса.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.

Председательствующий Н. С. Мартынов

Решение напечатано в совещательной комнате