О неприятии нормативного правового акта и об обязывании устранить допущенные нарушения



Дело№2- 168-2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ...

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой П.Н., единолично,

с участием заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П.В.,

главы МО ... Г., при секретаре Томской А.3.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П.В. о признании незаконным бездействия муниципального образования ... по непринятию нормативного правового акта и об обязывании устранить допущенные нарушения федерального закона.

Суд

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вилюйского района Маякулов П.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – муниципального образования ... в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, указывая на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального антикоррупционного, в ходе которой установлено, что со стороны муниципального образования допускаются нарушения Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции».

По выявленному факту неисполнения требований закона в адрес муниципального образования прокуратурой Вилюйского района за исх. Номер обезличен от Дата обезличена г. направлялось представление о необходимости устранения выявленных нарушений федерального законодательства.

Муниципальное образование на представление направило сообщение, в котором указало, что муниципальным образованием не принят порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам

проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушениях, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

О необходимости возложения на муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений как об одной из мер по профилактике коррупции прямо указывается в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденном Президентом Российской Федерации № Пр-1568.

Установление обязанности муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений согласуется с положением п. 4 ст. 8 «Кодексы поведения публичных должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающим, что каждое государство - участник также рассматривает, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, возможность установления мер и систем, способствующих тому, чтобы публичные должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций.

С момента вступления Федерального закона №273-Ф3 «О противодействии коррупции» в законную силу прошел 1 год 6 месяцев, однако до настоящего времени муниципальным образованием в нарушение федерального законодательства, не принят нормативный правовой акт. Это свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления - муниципальным образованием прав и законных интересов граждан, принципов верховенства закона и единства, укрепления законности на территории Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель прокурора Маякулов П.В. полностью поддержал заявление и пояснил, привел доводы, изложенные в заявлении и просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений и обязать устранить допущенные нарушения.

Глава муниципального образования ... Г. пояснил, что муниципальным образованием не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Суд, выслушав участников, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют в числе других и муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ч. 5 ст. 9 Закона установлено, что порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» вступил в законную силу 25 декабря 2008 года.

В судебном заседании установлено бездействие муниципального образования .... По состоянию на Дата обезличена года, на момент рассмотрения заявления, муниципальным образованием нормативный правовой акт, устанавливающий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений, не принят, нарушение закона не устранено.

Суд приходит к выводу, что данное длительное бездействие органа местного самоуправления нарушает принципы верховенства закона и единства, укрепления законности на территории Российской Федерации, права и законные интересы граждан.

При установленных обстоятельствах заявление заместителя прокурора Вилюйского района подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления – муниципального образования ... по непринятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Обязать муниципальное образование ... принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организацию проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения суда.

Председательствующий п/п П.Н. Николаева

Решение напечатано в совещательной комнате.

С подлинным верно.

Судья П.Н. Николаева

Секретарь А.3. Томская