Дело № 2 - 257 - 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Вилюйск
Вилюйский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н.,
с участием истца, старшего помощника прокурора Вилюйского района Колодезниковой М. Б.,
представителей ответчиков Сыромятникова Б. А., Осипова В. С.,
при секретаре Томской А. 3., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вилюйского района к муниципальному образовательному учреждению « Вилюйский детский дом имени С. М. Аржакова «, муниципальному району « Вилюйский улус ( район ) « Республики Саха ( Якутия ) в интересах Ф. о взыскании суммы неполученной пенсии по потере кормильца.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вилюйского района обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам в интересах Ф. о взыскании суммы неполученной пенсии по потере кормильца, указывая на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Вилюйского района на основании обращения Ф. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова ».
Проверкой установлено, что Ф. на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена года поступил в МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » и окончательно выбыл из состава воспитанников Дата обезличена года согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена года.
Родители данного воспитанника на основании решения ... суда от Дата обезличена года лишены родительских прав в отношении сына Ф. и на них возложена обязанность по уплате алиментов в размере 1/3 заработной платы на содержание сына.
В период нахождения Ф. в детском доме, Дата обезличена года умер его отец Ф..
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от Дата обезличена N 173-Ф3 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, в качестве которых п. 1 ч. 2 ст. 6 данного закона признает детей, не достигших возраста 18 лет.
Согласно ч. 4 ст. 9 указанного Федерального закона иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Таким образом, Ф., безусловно, имел право на назначение и получение пенсии по случаю потери кормильца.
Однако при выпуске Ф. из МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » документы из личного дела, кроме паспорта, не были ему выданы. В связи с этим Дата обезличена года данный гражданин обратился к руководству МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » с просьбой выдать ему документы, в том числе сберегательную книжку, куда должны были поступить выплаты в его пользу. В ходе проверки имеющихся документов установлен факт отсутствия сберегательной книжки на его имя и не назначения в отношении него пенсии по потере кормильца.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
Согласно п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676, воспитанники учреждения имеют право на защиту своих прав и интересов.
Семейный кодекс РФ в ч. 2 ст. 155.2 устанавливает, что детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Согласно ч. 9 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации », утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.
МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » не обратилось в Управление пенсионного фонда РФ в Вилюйском районе за назначением пенсии по потере кормильца Ф., в связи с чем, не исполнило обязанность по защите имущественных прав и интересов несовершеннолетнего воспитанника.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ф., если бы не было нарушено бездействием МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » его право на получение пенсии по случаю потери кормильца, мог до достижения совершеннолетия, т.е. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года получить пенсию на общую сумму 73 730 тысяч рублей. Данная сумма подтверждается расчетом, произведенным начальником отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии Управления пенсионного фонда РФ в Вилюйском районе Дата обезличена года.
Таким образом, МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » своим бездействием нарушило право воспитанника Ф. на получение социальных выплат, в связи с чем, обязано возместить убытки.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 1.1.2. устава МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » его Учредителем является МР « Вилюйский улус (район) ».
Таким образом, МР « Вилюйский улус (район) » в случае недостаточности финансовых средств у МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » обязан нести субсидиарную ответственность с ним.
В данном случае установленный ст. 195 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не истек, так как в соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Ф. узнал о нарушении его права на социальное обеспечение, гарантированного ст. 38 Конституции РФ, только в 2010 году, когда обратился в МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » за выдачей имеющихся в отношении него документов.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основанием для обращения прокурора с исковым заявлением стало обращение Ф. от Дата обезличена года о нарушении его социальных прав. Просит взыскать с МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » и МР « Вилюйский улус (район) » сумму неполученной пенсии по потере кормильца в размере 73 730 рублей в пользу Ф..
В судебном заседании прокурор Колодезникова М. Б. полностью поддержала исковое заявление, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сыромятников Б. А. исковое заявление признал полностью.
Представитель учредителя Осипов В. С. иск не признал и пояснил, что учредитель закрепил за детским домом только объекты права собственности, финансовое обеспечение учреждения несет орган исполнительной власти РС (Я ). Поэтому администрация района не может нести субсидиарную ответственность.
Суд, выслушав участников, изучив материалы дела, считает подлежащим удовлетворению исковое заявление прокурора района.
Ф. на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена года поступил в МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » и окончательно выбыл из состава воспитанников Дата обезличена года согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена года.
Родители данного воспитанника на основании решения ... суда от Дата обезличена года лишены родительских прав в отношении сына Ф. и на них возложена обязанность по уплате алиментов в размере 1/3 заработной платы на содержание сына.
В период нахождения Ф. в детском доме, Дата обезличена года умер его отец Ф..
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЭ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, в качестве которых п. 1 ч. 2 ст. 6 данного закона признает детей, не достигших возраста 18 лет.
Согласно ч. 4 ст. 9 указанного Федерального закона иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Таким образом, Ф. имел право на назначение и получение пенсии по случаю потери кормильца.
Однако при выпуске Ф. из МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » документы из личного дела, кроме паспорта, не были ему выданы. В связи с этим Дата обезличена года данный гражданин обратился к руководству МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » с просьбой выдать ему документы, в том числе сберегательную книжку, куда должны были поступить выплаты в его пользу. В ходе проверки имеющихся документов установлен факт отсутствия сберегательной книжки на его имя и не назначения в отношении него пенсии по потере кормильца.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты.
Согласно п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676, воспитанники учреждения имеют право на защиту своих прав и интересов.
Семейный кодекс РФ в ч. 2 ст. 155.2 устанавливает, что детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Согласно ч. 9 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в Российской Федерации » и « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации », утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.
МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова » не обратилось в Управление пенсионного фонда РФ в Вилюйском районе за назначением пенсии по потере кормильца Ф., в связи с чем, не исполнило обязанность по защите имущественных прав и интересов несовершеннолетнего воспитанника.
Ф. мог до достижения совершеннолетия, т. е. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года получить пенсию на общую сумму ... рублей. Данная сумма подтверждается расчетом, произведенным начальником отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсии Управления пенсионного фонда РФ в Вилюйском районе Дата обезличена года.
Иск предъявлен к основному ответчику, а также учредителю - администрации муниципального района « Вилюйский улус (район ) Республики Саха (Якутия).
Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. На учредителя может быть возложена субсидиарная ответственность в случае недостаточности имущества юридического лица. МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова « является самостоятельным юридическим лицом. Истцом в суде не доказана недостаточность имущества основного ответчика. Представитель Сыромятников Б. А. иск признал полностью и просил взыскать сумму с МОУ « Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова «. Суд не нашел оснований для возложения на учредителя субсидиарной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд должен освободить учредителя, привлеченного в качестве второго ответчика, от субсидиарной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ст. 89 ГПК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по искам в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Ответчик не освобожден от уплаты госпошлины, поэтому суд должен взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме 3 074 руб. 60 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Вилюйского района.
Взыскать с муниципального образования « Вилюйский улус ( район ) « МОУ Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова « в пользу Ф. сумму неполученной пенсии по потере кормильца в размере ... рублей.
Освободить муниципальный район « Вилюйский улус ( район ) « Республики Саха (Якутия ) от субсидиарной ответственности.
Взыскать с муниципального образования « Вилюйский улус ( район ) « МОУ Вилюйский детский дом им. С. М. Аржакова « госпошлину в сумме 3 074 руб. 60 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха ( Якутия ) в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения суда.
Председательствующий п \ п П. Н. Николаева
Решение напечатано в совещательной комнате.
Копия верна.
Судья П. Н. Николаева
Секретарь А. 3. Томская