РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой П. Н., единолично,
с участием истца, старшего помощника прокурора Вилюйского района Колодезниковой М. Б.,
представителя ответчика по доверенности государственного унитарного предприятия «Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия) » Л., при секретаре Томской А. 3., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П. В. в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Лекечен, с. Борогон, с. Хампа, с. Бетюнг, с. II - Кулятцы, с. Илбенге к государственному унитарному предприятию « Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха ( Якутия ) » об обязании приобретения и установки резервных источников электропитания,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Вилюйского района Маякулов П. В. обратился в Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия ) в интересах неопределенного круга лиц - жителей с. Лекечен, с. Борогон, с. Хампа, с. Бетюнг, с. II - Кулятцы, с. Илбенге к государственному унитарному предприятию « Жилищно - коммунальное хозяйство Республики Саха ( Якутия ) » об обязании приобретения и установки резервных источников электропитания, указывая на следующие обстоятельства.
По заданию прокуратуры Республики Саха ( Якутия ) прокуратурой Вилюйского района проведена проверка готовности объектов жилищно - коммунального хозяйства и энергетики к осенне - зимнему периоду 2009 - 2010 годов и прохождения отопительного сезона. Проведенной проверкой установлено следующее: на котельных с. Лекечен - « СДК », с. Борогон - « Больница », с. Хагын - « Школа », с. Бетюнг - « Центральная », с. Илбенге - « СДК », « Гараж », принадлежащих Вилюйскому филиалу ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » отсутствуют резервные источники электропитания.
Согласно объяснению главного технолога Вилюйского филиала ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » Л. следует, что при проектировании и строительстве данных котельных резервные источники питания предусмотрены и установлены не были в связи с тем, что на момент строительства отсутствовали обязательные условия на их установку.
Указанные котельные обеспечивают теплом объекты социальной инфраструктуры: детские дошкольные учреждения, школы, больницы, а также жилой фонд.
В соответствии с пунктами 113, 114 Постановления Правительства РФ « Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период » № 530 от 30 августа 2006 года резервный источник снабжения * электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничений потребления электрической энергии.
В соответствии с подпунктом 1.2. 18 Приказа Министерства энергетики РФ от 28 июля 2002 года № 204 « Об утверждении глав правил устройства энергоустановок » котельные относятся к первой категории электроприемников, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материалькый ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства.
В соответствии с п. 2. 2. 1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 руководитель организации обеспечивает предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду, учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона « О правах потребителей » от 7 февраля 1992 года № 2300 - 1 при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона « О правах потребителей » от 7 февраля 1992 года № 2300 - 1 потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуг для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.
Результаты проверки свидетельствуют о том, что существует реальная угроза возникновения других негативных последствий и нарушения прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, проживающих в муниципальном районе « Вилюйский улус ( район ) », которые могут наступить при аварии котельных, так как резервные источники электропитания на указанных 7 котельных отсутствуют. В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним их способов защиты гражданских прав является пресечение действий ( бездействий ), нарушающих право или угрозу для его нарушения. В данном случае со стороны ответчика имеет место бездействие, создающее угрозу нарушения прав потребителей - неопределенного круга лиц.
Таким образом, из - за отсутствия резервных источников питания в указанных 7 котельных в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации в котельных будет прекращена подача теплоснабжения, в результате чего могут быть нарушены права граждан на получение качественных услуг по тепло-водо-снабжению. Кроме того, остановка котла создаст реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу потребителей может быть причинен значительный материальный ущерб. В соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ подлежит подаче по месту нахождения филиала ГУП « ЖКХ PC ( Я ) », Вилюйский филиал ГУП « ЖКХ PC ( Я ) », расположенного в ... по .... Просит обязать ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » в короткие сроки- приобрести и установить на котельные с. Лекечен - « СДК », с. Борогон - « Больница », с. Хагын - « Школа », с. Бетюнг - « Центральная », с. Илбенге - « СДК », « Гараж » аварийные источники энергоснабжения.
В ходе подготовки дела к рассмотрению представитель ответчика по доверенности ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » В. не признал исковое заявление и направил отзыв следующего содержания:
В 2003 году Постановлением Правительства PC ( Я ) за № 19 от 18 января 2003 года был создан ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » путем объединения государственных унитарных предприятий в районах ( улусах ) и городах республики. При приемке объектов ЖКХ Вилюйского района на баланс Вилюйского филиала ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » только одна котельная была оборудована резервным источником электроэнергии. Остальные котельные не были оборудованы резервными дизель генераторами. В целом по всей республике ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » эксплуатирует 1125 котельных, из которых 425 котельных оснащены аварийными источниками энергоснабжения. Без учета котельных с естественной циркуляцией, которые работают без насосного оборудования, потребность в резервном источнике электроснабжения составляет 387 единиц, что в денежном эквиваленте составляет порядка 251 млн. рублей.
Приказ Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204 « Об утверждении глав правил устройства электроустановок », на который ссылается заместитель прокурора Вилюйского района PC ( Я ) в исковом заявлении, обязателен к исполнению только для инженеров и конструкторов при строительстве с 2002 года котельных первой категории электроприемников, для ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » данный правовой акт носит рекомендательный характер.
Необходимо обратить внимание на обстоятельство, что ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » является государственным предприятием, услуги которого регулируются непосредственно ГКЦ - РЭК PC ( Я ). Постановлением Правительства PC ( Я ) » № 381 от 30 июня 2005 года в тарифе на тепловую энергию не предусматриваются финансовые средства на приобретение резервных источников электроэнергии для котельных. Следовательно, финансирование на соответствующие нужды, возможно получить только из инвестиционного бюджета PC ( Я ), который необходимо отметить, тоже нерезиновый, т.е. удовлетворить все фантазии истца в один миг не в состоянии. В исковом заявлении прокуратуры сказано, что по заданию прокуратуры PC ( Я ) проведена проверка готовности объектов ЖКХ и энергетики к осенне - зимнему периоду 2009 - 2010 годов, но из чего следуют и чем подтверждаются соответствующие контрольно - надзорные мероприятия прокуратуры, не сказано.
Предметом искового заявления прокуратуры Вилюйского района является требование по установке ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » на котельных с. Лекечен - « СДК », с. Борогон - « Больница », с. Хагын - « Школа », с. Бетюнг - « Центральная », с. Кулятцы - « СДК », с. Илбенге - « СДК », « Гараж » резервных источников питания, при этом истец не указывает в исковом заявлении, какой модификации вышеуказанным котельным требуются аварийные источники питания, стационарного типа ДЭС, мобильные источники энергоснабжения, не указываются в исковом заявлении мощности, по которым должны соответствовать ДЭС. Следовательно, данные обстоятельства указывают на безосновательность и пространственность требований прокуратуры Вилюйского района, поскольку из требований истца не вытекает связи для исполнения ответчиком требований.
Далее, истцом не проработано и не рассматривается в иске обстоятельство, что перечисленные котельные на текущее время имеют значительный коэффициент технического износа, строились в период действия других технических требований и регламентов, т. е. во время, когда дизельные электростанции не существовали. Следовательно, установка на таких котельных ДЭС технически невозможно, в том порядке, о котором указывает прокуратура, поскольку здания котельных, о которых идет речь в исковом заявлении, не проектировались в принципе под установку ДЭС. В итоге принудительная установка ДЭС к примеру стационарного типа впоследствии может привести к обрушению как здания в целом, так части здания котельной. В таком случае население, в интересах которого выступает истец, останется вообще без тепла.
В адрес ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » со стороны истца каких - либо обращений по урегулированию соответствующего вопроса в досудебном порядке не поступало, истец в одностороннем порядке, посредством мер принуждения и давления пытается решить враз вопрос, который необходимо кропотливо и дотошно решать на уровне Правительства PC ( Я ). Спешка и паникерство, непрофессиональное видение истцом сути проблемы в итоге может привести к трагедии и негативным последствиям для ЖКХ на территории Вилюйского района PC (Я).
ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » на добровольной основе планомерно осуществляет работу по реконструкции котельных и установке на территории Вилюйского района PC ( Я ) дизельных электростанций. Так уже на 13 котельных в течение 2010 года ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » будут приобретены и установлены 03 ДЭС в рамках инвестиционной программы 2010 года. На основе изложенного работа ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » по установке ДЭС в
Вилюйском районе PC ( Я ) идет согласно утвержденного генеральным директором ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » плана по оснащению котельных ГУП « ЖКХ PC ( Я ) » аварийными источниками энергоснабжения. Просит отказать в исковых требованиях ввиду их безосновательности и не проработанности.
Представитель ответчика Л. полностью поддержал отзыв ответчика и добавил^ что прокуратурой района проверка проведена формально, без привлечения специалистов, независимых экспертов, на основании представленных ими документов по запросу прокуратуры. ГУП « ЖКХ PC ( Я ) « планомерно ведется работа по реконструкции котельных и установке дизельных электростанций в рамках инвестиционной программы 2010 года. Просит отказать в иске заместителя прокурора Вилюйского района.
Суд, выслушав представителя истца Колодезникову М. Б., представителя ответчика Л., изучив материалы дела, считает не подлежащим удовлетворению исковое заявление заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова П. В.
Изложенные в исковом заявлении обстоятельства не подтверждаются приложенными документами.
Проверка прокуратурой фактически не проведена. Прокурор, не выезжая на проверку на местах, составил исковое заявление, основываясь на документах ЖКХ. По запросу в прокуратуру поступили паспорта готовности к работе в осенне - зимний период
2009 - 2010 г.г., акты готовности тепловых сетей котельных к эксплуатации в отопительный сезон 2009 - 2010 г.г.
Из этих документов видно, что все объекты готовы к отопительному сезону 2009 -
2010 г.г.
В исковом заявлении не приложены конкретные документы, изучение которых привело бы к удовлетворению иска по приобретению и установке резервных источников электропитания. Отсутствуют договор энергоснабжения, паспорта котельных, акты проверок котельных с привлечением специалистов и работников ЖКХ.
Судом установлено, что во всех населенных пунктах, указанных в исковом заявлении, имеются несколько котельных ЖКХ.
Согласно списку наличия резервных ДЭС во всех населенных пунктах имеются передвижные и стационарные резервные источники питания:
1. В с. Лекечен имеются 2 котельные - СДК и школы. В котельной школы установлен передвижной резервный источник питания.
2. В с. Борогон имеются 3 котельные - школы, больницы и гаража. В котельной школы установлен передвижной резервный источник питания, в котельной гаража - стационарный.
3. В с. Хагын имеются 2 котельные - центральная и школы. В центральной котельной установлен стационарный резервный источник питания, до котельной школы протянута линия.
4. В с. Бетюнг имеются 2 котельные - центральная и детсада. В котельной детсада установлен стационарный резервный источник питания, до центральной котельной протянута линия.
5. В с. Илбенге имеются 4 котельные - центральная, школы, СДК и гаража. В центральной котельной и котельной школы установлены стационарные источники питания, протянута линия до котельной СДК.
Проверка прокуратурой в котельных не проведена. Поэтому не представляется возможным изучить технические данные котельных. Из представленных документов невозможно установить коэффициент технического износа котельных, время постройки, технические возможности, обязательные для установки ДЭС.
Требование прокурора недостаточно. В иске не указывается, какой модификации вышеуказанным котельным требуются аварийные источники питания, стационарного типа ДЭС, мобильные источники энергоснабжения, мощности, по которым должны соответствовать ДЭС.
Для разрешения спора истцом не представлен основополагающий документ - договор на энергоснабжение, заключенный между ОАО АК « Якутскэнерго « и ГУП « ЖКХ Республики Саха ( Якутия ), из которого можно было установить обязанности предприятий по установке и эксплуатации резервного источника питания.
При таких обстоятельствах, суд должен отказать в удовлетворении иска прокурора в связи с необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 196- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Вилюйского района Маякулова Петра Валентиновича к государственному унитарному предприятиею «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» об обязании приобретения и установки резервных источников электропитания на котельные с. Лекечен - « СДК », с. Борогон - « Больница », с. Хагын - « Школа », с. Бетюнг - « Центральная », с. Илбенге - « СДК », « Гараж ».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения мотивировочного решения суда.
Председательствующий п/п П. Н. Николаева
Решение напечатано в совещательной комнате.