О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Арылахский наслег» и о возложении обязанности опубликовать в средствах массовой информации сведения



Дело № 2 -317 - 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 мая 2012 года                                                                                               г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., единолично,

с участием истца заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Смирникова А.Г.,

заместителя главы администрации муниципального образования «Арылахский наслег» Дмитриева Ю.Г.,

при секретаре Чемпоровой М.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Арылахский наслег» и о возложении обязанности опубликовать в средствах массовой информации сведения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вилюйского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Арылахский наслег» незаконным, указав, что прокуратурой Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в ходе проведения проверки соблюдения муниципальным образованием «Арылахский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства выявлено, что в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии коррупции» администрация муниципального образования «Арылахский наслег» ежеквартально не производит опубликование в средствах массовой информации сведений об исполнении местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также сведения о фактических затрат на их содержание за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, а также в 1 квартале 2012 года.

Заместитель прокурора Смирников А.Г. в судебном заседании полностью поддержал заявление, просит заявление удовлетворить, пояснил, что в данном случае идет речь не о нормативных правовых актах, а о нарушении требований Бюджетного кодекса РФ, об официальном опубликовании сведений, которые не подпадают под признаки нормативных правовых актов.

В судебном заседании представитель администрации МО «Арылахский наслег» Гаврильев Ю.Г. заявление не признал, пояснил, что Устав МО является нормативно-правовым актом имеющим высшую юридическую силу, в соответствии с которым они данные сведения обнародуют путем вывешивания на официальном стенде. Устав не требует обязательную публикацию, не имеют столько средств, чтобы ежеквартально публиковать сведения. Согласно Уставу именно исполнение, утверждение бюджет находится с исключительной компетенции наслежного совета. Также ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав заместителя прокурора, представителя Гаврильева Ю.Г. и изучив материалы дела, установил следующее.

Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общеправовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяя гарантии его осуществления.

В ст. 1 вышеуказанного ФЗ-131 указано, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии ч. 1 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

При этом формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и ФЗ-131, а также принимаемый в соответствии с ними иными законами субъекта российской Федерации.

В ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

В соответствии с частью 6 статьи 52 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 - под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, а под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Как установлено в суде, по состоянию на 30 мая 2012 года администрацией муниципального образования «Арылахский наслег» не опубликованы в средствах массовой информации указанные сведения за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, а также за 1 квартал 2012 года.

Доводы о том, что данные сведения обнародованы путем вывешивания на официальном стенде, не могут быть приняты судом. Ссылка на статью 45 Устава МО «Арылахский наслег» не состоятельна. В данной статье идет речь о нормативных правовых актах, а сведения, которые должны быть опубликованы в средствах массовой информации, не являются нормативными правовыми актами.

Не выполнение данных требований федерального законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Таким образом, указанные нарушения являются недопустимыми и подлежат устранению. Заявление прокурора района является законным и обоснованным, бездействие администрации муниципального образования «Арылахский наслег» по не опубликованию ежеквартально в с средствах массовой информации сведений об исполнении местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также сведения о фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, а также за 1 квартал 2012 года является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации муниципального образования «Арылахский наслег» по не опубликованию ежеквартально в средствах массовой информации сведений об исполнении местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также сведения о фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, а также в 1 квартале 2012 года, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Арылахский наслег» в месячный срок принять меры к официальному опубликованию в средствах массовой информации сведений об исполнении местного бюджета, сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также сведения о фактических затратах на их денежное содержание за 1, 2, 3, 4 квартал 2011 года, за 1 квартал 2012 года.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                       Н.П. Каратаева Решение напечатано в совещательной комнате.