О признании некоторых пунктов Устава муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству



Дело № 2-244-2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 мая 2012 года                      г.Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., единолично,

с участием заявителя - заместителя прокурора Вилюйского района РС (Я) Смирникова А.Г.,

представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт- председателя поселкового совета депутатов муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Субботиной Н.А.,

при секретаре Чемпоровой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. в интересах Российской Федерации о признании некоторых пунктов Устава муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Вилюйского района Смирников А.Г. обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании некоторых пунктов Устава муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) противоречащими федеральному законодательству, указывая на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Вилюйского района в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что Устав муниципального образования " Поселок Кысыл-Сыр " противоречит федеральному законодательству.

Так, в настоящее время действующий устав муниципального образования " Поселок Кысыл-Сыр ", принятый решением поселкового Совета депутатов 11 сентября 2008 года за № 25 и зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) 29 октября 2008 года за № RU145331202008001, с последними изменениями по состоянию на 17 мая 2011 года, обнародованный в установленном порядке, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку не внесены соответствующие изменения.

Так, Федеральным законом от 30.11.2011г. № 361-ФЗ внесены изменения в ст. 2, ст. 14, ст. 13, ст.50, ст.27, ст.25, ст.28, ст.34, ст.35, ст.36, ст.37, ст.40, ст. 43, ст.44, ст.85 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральными законами от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 244-ФЗ, от 18 июля 2011 года № 243-ФЗ, от 11 июля 2011 года № 192-ФЗ, от 18 июля 2011 года « 242-ФЗ в Федеральный закон № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесении изменения в ч. 1 ст. 14.

Представительным органом данного муниципального образования является Поселковый совет депутатов. Одним из полномочий Совета является принятие Устава Поселения и внесение в него изменений и дополнений.

Устав муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Поселения.

Устав муниципального образования является нормативным правовым актом, его оспаривание осуществляется в соответствии с главой 24 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям, уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако в нарушении п. 6 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Устав МО не внесены соответствующие изменения и не зарегистрированы в Управлении министерства юстиции РФ по РС(Я).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В связи с изменениями федерального законодательства некоторые положения Устава противоречат действующему законодательству.

Федеральным законом № 361-ФЗ от 30.11.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, а именно: - в части 1 статьи 14:

а) пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;";

б) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;";

- в части 6 статьи 27:

в абзаце первом слова "не менее половины" заменить словами "не менее одной трети";

в абзаце втором слова "не менее половины" заменить словами "не менее одной трети";

- в статье 28:

а) пункт 3 части 3 после слов "проекты межевания территорий" дополнить словами "проекты правил благоустройства территорий,";

в статье 35 пункт 6 части 10 дополнить словами ", выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".

Таким образом, п.п, 20, 22 ст. 5, в абз. 1 и 2 ч. 7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, п. 6 ч. 1 ст. 24 Устава противоречат указанному Федеральному закону.

Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ11 внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: в пункт 5 ч. 1 ст. 14 после слов "в границах населенных пунктов поселения" дополнить словами ", включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)".

Таким образом, п. 5 ст. 5 Устава вступил в противоречие с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, а именно: в ч. 1 ст. 14: а) пункт 15 дополнить словами ", включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам".

Таким образом, п. 17 ст. 5 Устава вступил в противоречие с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения, а именно: пункт 20 части стати 14 после слов "разрешений на строительство" дополнить словами "(за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами)".

Таким образом, п. 21 ст. 5 Устава вступил в противоречие с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 24Э-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесены изменения а именно: в пункте 20 части 1 статьи 14 слова ", капитального ремонта" исключить.

Таким образом, п. 21 ст. 5 Устава вступил в противоречие с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 11.07.2011 № 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, а именно: в пункте 5 части 1 статьи 14 после слов "в границах населенных пунктов поселения" дополнить словами "и обеспечение безопасности дорожного движения на них";

Таким образом, п. 5 ст. 5 Устава вступил в противоречие с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

в части 1 статьи 14:

а) пункт 5 после слов "и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)," дополнить словами "осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,";

б) пункт 20 после слова "осуществлении" дополнить словом "муниципального";

в) пункт 27 дополнить словами ", а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения";

г) в пункте 32 слова "и надзора" исключить;

Таким образом, п.п. 5, 21, 28, 32 ст. 5 Устава противоречит указанному Федеральному закону.

В силу ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеет верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст.209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах Российской Федерации.

Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 5, 17, 20, 21, 22, 28, 32 ст. 5, абз. 1 и 2 ч. 7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, п. 6 ч. 1 ст. 24 Устава муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр», принятого решением Поселкового совета депутатов 11 сентября 2008 года № 25, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) 29 октября 2008 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Смирников А.Г. поддержал заявление в полном объеме, привел доводы, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, председатель Поселкового совета депутатов Субботина Н.А. признала заявление, пояснила, что последние изменения в Уставе были зарегистрированы 17 мая 2011 года, 18 мая 2011 года обнародованы, дальнейшие изменения не были внесены, так как были трудности с кворумом, Устав, учитывающий последние изменения принят решением 56 очередной сессии Поселкового совета депутатов 17 апреля 2012 года, сдан для регистрации в Министерство юстиции РФ по РС (Я) 26 апреля 2012 года.

Суд, выслушав заявителя, представителя органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Признание заявления представителем Поселкового совета депутатов муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) принимается судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При таких обстоятельствах, заявление заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. подлежит удовлетворению.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 5, 17, 20, 21, 22, 28, 32 ст. 5, абз. 1 и 2 ч. 7 ст. 14, п. 3 ч. 3 ст. 15, п. 6 ч. 1 ст. 24 Устава муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр», принятого решением Поселкового совета депутатов 11 сентября 2008 года № 25, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) 29 октября 2008 года, с изменениями внесенными и зарегистрированными в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) 17 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.П. Каратаева

Решение напечатано в совещательной комнате.

Копия верна.

Судья          Н.П. Каратаева