О возложении обязанности в месячный срок устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности путем приведения в соответствие противопожарного расстояния от границ сельского поселения до лесного массива



Дело № 2 - 332 - 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 года         г. Вилюйск

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Каратаевой Н.П., единолично,

с участием истца помощника прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) Колодезниковой М.Б.,

при секретаре Чемпоровой М.М., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Лекеченский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в месячный срок устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности путем приведения в соответствие противопожарного расстояния от границ сельского поселения до лесного массива,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Вилюйского района Смирников А.Г. обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Лекеченский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в месячный срок устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности путем приведения в соответствие противопожарного расстояния от границ сельского поселения до лесного массива, указывая на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Вилюйского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании «Лекеченский наслег» в ходе, которой установлено, что на протяжении длительного времени органом местного самоуправления допускаются нарушения первичных мер пожарной безопасности.

Согласно сведениям, предоставленных ОНД по Вилюйскому району в муниципальном образовании «Лекеченский наслег» по результатам последней проверки от 28 марта 2012 года имелись нарушения требований пожарной безопасности.

В нарушение п. 90 «Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, не были установлены указатели по направлению движения к пожарному водоему.

Согласно требованиям данного пункта ППБ 01-03 по направлению движения к водоисточникам должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Также, в нарушение п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в муниципальном образовании частично не проведены мероприятия по вырубке лесного массива.

Согласно указанному положению Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 15 метров.

По результатам проверки ОНД по Вилюйскому району муниципального образования «Лекеченский наслег» выдано предписание № 38/1/1 от 29 марта 2012 года со сроком устранения нарушений до 10 мая 2012 года.

В настоящее время срок по предписанию ОНД по Вилюйскому району истек, а муниципальным образованием не устранены все имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.

По информации самого муниципального образования «Лекеченский наслег» от 24 мая 2012 года № 36 муниципальным образованием проводятся работы по обустройству минерализованной полосы и до 1 июня 2012 года они будут закончены. Указатели по направлению к водоисточнику установлены.

Несмотря на это, имеются достаточные основания полагать, что со стороны муниципального образования проводится ненадлежащая работа по устранению нарушений ППБ 01-03 и Федерального закона № 123-ФЗ.

Так, проверкой установлено, что нарушения правил пожарной безопасности органом местного самоуправления допускались и ранее. Более 1 года назад, в ходе проведения ОНД по Вилюйскому району контрольной проверки устранения нарушений правил пожарной безопасности, также было установлено, что муниципальным образованием «Лекеченский наслег» допускает нарушения п. 15 ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ по противопожарному расстоянию с лесным массивом, что следовало из информации надзорного органа от 5 мая 2011 года исх. № 182.

Таким образом, из обстоятельств дела видно, что муниципальным образованием «Лекеченский наслег», имея достаточно времени, не устранял допускаемые нарушения правил пожарной безопасности и не исполнял предписаний надзорного органа. Данные нарушения ППБ имели место как в ходе пожароопасного сезона 2011 года, так и продолжают иметь место к началу пожароопасного сезона 2012 года.

Между тем, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона № 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос и другие).

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь (ст. 20) и охрану здоровья (ст. 41).

На основании изложенного, длительное нарушение органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Лекеченский наслег» требований правил пожарной безопасности населенного пункта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц из числа жителей с. Лекечен.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Просит суд возложить обязанность в месячный срок устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности путем приведения в соответствие противопожарного расстояния от границ сельского поселения до лесного массива муниципальным образованием «Лекеченский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании истец помощник прокурора Колодезникова М.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, привела доводы, изложенные в исковом заявлении, просит иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика муниципального образованием «Лекеченский наслег» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако о причинах неявки суд не известили.

В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ответчик представил письменный отзыв, в котором указал, что по выданному предписанию ОНД по Вилюйскому району проводятся работы по минерализованной полосе, до 10 июня 2012 года работы будут окончены. Указатели по пункту назначения забора воды для пожарной безопасности установлены.

Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона № 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос и другие).

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 15 ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с однодвухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов должны быть не менее 15 метров.

В ходе проверки 28 марта 2012 года государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору был выявлен факт нарушений требований пожарной безопасности, в частности не проведены мероприятия по вырубке лесного массива на рассмтоянии 15 м. от территории жилых домов.

Как установлено в ходе судебного заседания, данное нарушение по настоящее время не устранено, Муниципальным образованием «Лекеченский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушается законодательство в сфере соблюдения требований правил пожарной безопасности, не выполняются законные предписания должностных лиц пожарной охраны.

При установленных обстоятельствах иск прокурора подлежит полному удовлетворению, на муниципальное образование «Лекеченский наслег» следует возложить обязанность устранить нарушения Правил пожарной безопасности.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковое заявление заместителя прокурора Вилюйского района Смирникова А.Г.

Обязать муниципальное образование «Лекеченский наслег» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в месячный срок устранить имеющиеся нарушения Правил пожарной безопасности: привести в соответствие противопожарное расстояние от границ сельского поселения до лесного массива.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий п/п Н.П. Каратаева

Решение напечатано в совещательной комнате.

Копия верна.

Судья         Н.П. Каратаева