Дело № 2-32/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вилючинск Камчатского края 28 января 2011 года Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Приходько Л.И., с участием: истца Чечель Г.В. и ее представителей Чечель М.В., Катаржнюк И.А., представителей ответчиков: администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Окуловой А.А., ООО «Вертекс и К» Степанова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чечель Г.В. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края и обществу с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» о возложении обязанности по обеспечению жилого помещения прибором учета электроэнергии, УСТАНОВИЛ: Истец Чечель Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края (далее -администрация ВГО) и обществу с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» (далее - ООО «Вертекс и К»), требуя обязать ответчиков обеспечить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, прибором учета электроэнергии надлежащего качества. В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем вышеуказанного жилого помещения, которое является муниципальной собственностью. 4 февраля 2010 года ею было направлено в адрес управляющей организации ООО «Вертекс и К» письменное заявление с требованием о замене счетчика электроэнергии в связи с тем, что ранее установленный прибор учета электроэнергии устарел и не позволяет точно определять потребляемую электроэнергии. 15 апреля 2010 года она направила в данную управляющую организацию повторное заявление аналогичного содержания и такое же заявление в адрес администрации ВГО. С 1 марта 2010 года, согласно выставляемым ей квитанциям, количество потребляемой электрической энергии, и соответственно размер оплаты за нее, стал определяться по нормативу, что значительно превышает количество электроэнергии, потребленной за предшествующий период, и платы за нее. В настоящее время она и ее семья не потребляет того количество электрической энергии, которое оплачивает, что связано с отсутствием технически пригодного прибора учета потребляемой электроэнергии, в связи с чем, ссылаясь на п. 3 ст. 65, ст. 157 ЖК РФ, п.п. 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. Истец Чечель Г.В. в судебных заседаниях 13 января 2011 года, 27 января 2011 уточнила заявленные требования, просила обязать ответчика администрацию ВГО приобрести за свой счет прибор учета электроэнергии надлежащего качества и передать его в ООО «Вертекс и К», а ООО «Вертекс и К» установить его в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Свои уточненные исковые требования истец Чечель Г.В. поддержала в судебном заседании в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель Истца Чечель М.В. поддержал в судебном заседании в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель истца Катаржнюк И.А., в судебном заседании полностью согласилась с позицией своего доверителя. Суду пояснила, что согласно договору социального найма нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Чечель Г.В. Данное жилое помещение находится в муниципальной собственности. При заключении договора социального найма прибор учета электроэнергии в пользование нанимателю не передавался и у нанимателя отсутствует обязанность оснащать жилое помещение прибором учета электроэнергии. Данная обязанность в соответствии с действующим законодательством лежит на собственнике жилого помещения. Вместе с тем ответчики уклоняются от установки надлежащего прибором учета электроэнергии несмотря на неоднократные обращения Чечель Г.В. Представитель ответчика администрации ВГО Окулова А.А., в судебном заседании исковые требования Чечель Г.В. не признала, суду пояснила, что согласно договору социального найма, заключенного между УМП «ЖЭУ 1» и Чечель Г.В. жилая площадь занимаемого ей жилого помещения по адресу: <адрес> составляет 27, 7 квадратных метра, что не соответствует площади указанной трехкомнатной квартиры, а установить прибор учета электроэнергии на отдельную комнату не представляется технически возможным. Представитель ответчика ООО «Вертекс и К» Степанов Д.В. требования истца также не признал, по основаниям, указанным представителем администрации. Выслушав сторону истца, а также представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Чечель Г.В. является нанимателем жилого помещения - <адрес> края, в котором помимо нее также зарегистрированы ее дочь Чечель Н.М. и муж Чечель М.В., что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 29 декабря 2003 года, а также поквартирными карточками. Как видно из представленных ООО «Вертекс и К» правоустанавливающих документов, указанное общество, являясь самостоятельным юридическим лицом, осуществляет деятельность, в том числе, по управлению эксплуатацией жилого фонда. Согласно протоколу № 7 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 29 июня 2009 года и договору управления многоквартирным домом от 1 октября 2009 года, заключенным между управляющей компанией ООО «Вертекс» и комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, ООО «Вертекс и К» является управляющей организацией многоквартирного <адрес> в <адрес>, и в течение действия данного договора (три года) приняло на себя обязательства за определенную плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, организовывать предоставление коммунальных услуг путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность. До февраля 2010 года начисление платы по энергоснабжению истцу производилось ООО «Вертекс и К» по показаниям индивидуального прибора учета потребленной электроэнергии, о чем свидетельствуют представленные Чечель Г.В. платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг. В ноябре 2009 года управляющей компанией ООО «Вертекс и К» собственникам и нанимателям квартир <адрес> в <адрес> края было рекомендовано установить (заменить) приборы учета электрической энергии, соответствующие действующему законодательству. Кроме того, указывалось на то, что потери электрической энергии, потребленной многоквартирным домом, будут распределяться между собственниками (нанимателями) квартир, в которых: отсутствует прибор учета электрической энергии; истек срок поверки прибора учета электрической энергии (8 лет); класс точности прибора учета электрической энергии 2,5; разбито стекло прибора учета электрической энергии, отсутствует пломба; разбит прибор учета электрической энергии; в пластмассовом кожухе прибора учета электрической энергии имеются повреждения, позволяющие блокировать механизм счетчика; иные дефекты прибора учета электрической энергии, могущие повлечь искажение данных учета. С марта 2010 года ООО «Вертекс и К» стал производить начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению исходя из нормативов потребления данного вида коммунальной услуги. Согласно пояснениям стороны истца, в жилом помещении, нанимателем которого является Чечель Г.В. имеется индивидуальный прибор учета электроэнергии - класс точности 2,5, установленный в 1976 году, замена которого не производилась, что не оспаривалось ответчиками. Дважды, 4 февраля и 15 апреля 2010 года Чечель Г.В. обращалась в ООО «Вертекс и К», а также к администрации ВГО 15 апреля 2010 года, с просьбами о производстве замены указанного выше электросчетчика, однако ответчиками в этом в устной форме истице было отказано. В силу ст.ст. 672, 678 ГК РФ наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи по договору социального найма, в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Согласно п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 1 и ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая в частности включает в себя плату за энергоснабжение (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Данная обязанность возникает у лиц, использующих жилое помещение по договору социального найма, с момента заключения указанного договора (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). При этом плата за коммунальные услуги, размер которой рассчитывается исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, должна вноситься нанимателем управляющей организации ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (ст.ст. 155, 157 ЖК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ). Частью 3 и 4 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, а также к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Статьей 541 ГК РФ закреплена обязанность энергоснабжающей организации по передаче электрической энергии в количестве определяемой в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В соответствии с п.п. 2.5, 2.6. Правил учета электрической энергии, утверждённых Минтопэнерго РФ и Минстроем РФ 19, 26 сентября 1996 года, учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно-измерительных систем. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений. Вышеизложенное подтверждается также положениями Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, а именно, согласно п. 136 указанных Правил оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета, но для учета электрической энергии используются приборы учета, типы которых утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии и внесены в государственный реестр средств измерений. Классы точности приборов учета определяются в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, установленными для классификации средств измерений (п. 138). Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52322-2005, утвержденному Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 марта 2005 года № 53-ст, а также пункту 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, для учёта электроэнергии, потребляемой гражданами-потребителями, необходимо применять электросчётчики с классом точности 1 или 2. То есть, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем, исключены из Государственного реестра средств измерений РФ и, следовательно, не являются расчетными, вне зависимости от их работоспособности. Пунктом 140 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530 определено, что гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров обеспечивает за счет граждан-потребителей установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ и пунктами 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, то есть в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, индивидуальный прибор учета является электрооборудованием, которое входит в состав внутридомовых инженерных систем и следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется. Индивидуальные приборы учета электрической энергии предназначены для обслуживания одного помещения (квартиры). Соответственно, такие приборы учета не включены в состав общего имущества дома. Следовательно, бремя расходов на содержание данных приборов учета несут собственники этих помещений (квартир) в многоквартирном доме. В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Согласно п. 9 ст. 13 указанного Федерального закона РФ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Таким образом, на основании вышеприведенных требований действующего федерального законодательства, установка, замена в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверка, калибровка) приборов учета у граждан-потребителей является обязанностью гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) при наличии заключенного договора на оказание данной услуги, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. При этом, оплата приобретения электросчетчика и оплата работ по его установке, замене в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также его обслуживание (поверка, калибровка) является обязанностью гражданина-потребителя, если он является собственником жилого помещения. Если эксплуатирующая жилфонд организация не обеспечила сохранность индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных вне квартир, то в случае их утраты или повреждения, расходы по замене таких приборов, вне зависимости от принадлежности жилого помещения, несет данная организация. В случае, если жилое помещение находится в муниципальной собственности оплата приобретения прибора учета электрической энергии является обязанностью данного собственника, а деятельность по установке, замене в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов осуществляют организации, обеспечивающие снабжение электрической энергией или их передачу. Согласно пункту 3 Раздела I Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 07 апреля 2010 года № 149, в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения. При таких обстоятельствах, поскольку просьбы истицы Чечель Г.В. к ответчикам об обеспечении занимаемого ею жилого помещения прибором учета электроэнергии надлежащего качества были ими проигнорированы, суд полагает возможным удовлетворить заявленные Чечель Г.В. требования и возложить на администрацию ВГО обязанность по приобретению за свой счет прибора учета электроэнергии надлежащего качества, а на управляющую организацию ООО «Вертекс и К», осуществляющую управление многоквартирным домом, в котором находится квартира Чечель Г.В., занимаемая ею по договору социального найма, обеспечить установку данного прибора учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, находит необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, а именно в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Доводы представителей ответчиков, что указанная в договоре социального найма, заключенного между УМП «ЖЭУ 1» и Чечель Г.В. жилая площадь занимаемого ей жилого помещения по адресу: <адрес> не соответствует площади указанной трехкомнатной квартиры, а установить прибор учета электроэнергии на отдельную комнату не представляется технически возможным, не имеют доказательственного значения по делу, так как истец просит установить прибор учета электроэнергии надлежащего качества в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а не в отдельную комнату. При разрешении вопроса о судебных расходах суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. Размер судебных расходов подтвержден истцом документально. В соответствии со ст. ст. 94, 98 ГПК РФ, признавая, что расходы на оплату возмездных юридических услуг по составлению искового заявления относятся к судебным издержкам, суд находит требования истца о взыскании с ответчиков судебных расходов в виде оплаты возмездных юридических услуг в сумме 10 000 рублей, подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет, которым в силу п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ является местный бюджет. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров оказания услуг, в том числе и по предоставлению коммунальных услуг (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей). Несмотря на то, что истец на основании п.п. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, она была ею уплачена при подаче иска в суд в размере 200 рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией. Таким образом, в соответствии со ст. 333.40 НК РФ, ошибочно (излишне) уплаченная истцом Чечель Г.В. государственная пошлина в размере 200 рублей на основании подлежит возврату последней. Администрация ВГО на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена. При этом с ответчика ООО «Вертекс и К» в доход местного бюджета в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в размере 100 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Чечель Г.В. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края и обществу с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» о возложении обязанности по обеспечению жилого помещения прибором учета электроэнергии, удовлетворить. Обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу приобрести за свой счет прибор учета электроэнергии надлежащего качества и передать его в общество с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» для установки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить прибор учета электроэнергии надлежащего качества в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Взыскать с администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края в пользу Чечель Г.В. в счет оплаты услуг представителя 5 000 рублей. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» в пользу Чечель Г.В. в счет оплаты услуг представителя 5 000 рублей. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вертекс и К» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей. В соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ вернуть Чечель Г.В. ошибочно (излишне) уплаченную государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 28 января 2011 года. Судья А.В. Орлов