Дело № 2-196/2011 09 февраля 2011 года г. Вилючинск Камчатского края Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Буткина Н.Д., при секретаре судебного заседания Ситник В.Ю., с участием: помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., представителя ответчика МОУ СОШ № 9 Солодовник М.Н., представителя ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Окуловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г.Вилючинска к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» и администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, установил: Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. обратился в суд с иском к ответчикам муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее МОУ СОШ № 9), администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска, в котором просил МОУ СОШ № 9 обязать установить ограждение в соответствии с требованиями СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» по границам территории. Также просил обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска выделить финансирование на установку ограждения. В обоснование иска указал, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск проведена проверка в МОУ СОШ № 9 соблюдения требований действующего законодательства об образовании в части обеспечения ограждения по всему периметру территории указанного образовательного учреждения, в ходе которой было установлено, что данным учреждением не выполняются требования п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», так как по всему периметру МОУ СОШ № 9 отсутствует ограждение. В результате нарушения требований законодательства МОУ СОШ № 9 нарушаются права неопределенного круга лиц, к которым относятся не только преподавательский состав и учащиеся, а также и иные лица, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения и на его территории, отсутствие ограждения территории образовательного учреждения нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, что может привести к несчастному случаю и в результате повлиять на жизнь и здоровье, в том числе несовершеннолетних. В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, полагал, что ответчикам для устранения выявленных нарушений должен быть установлен разумный срок. Представитель ответчика МОУ СОШ № 9 Солодовник М.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила суду, что в настоящее время предпринимаются все меры для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки. Выделены денежные средства на проектно-сметную документацию, а проведение работ по установке ограждения планируется провести в 2012 году. Представитель ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края Окулова А.А., действующая на основании доверенности с полным объемом полномочий стороны в процессе, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась, просила при этом предоставить разумный срок для устранения выявленных нарушений. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. На основании ст.ст. 32, 51 указанного Закона, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределахсобственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита. Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно Уставу МОУ СОШ № 9 учреждено администрацией Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в лице главы Вилючинского городского округа. Разделом 1 Устава определено, что МОУ СОШ № 9 является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может имеет самостоятельный баланс, лицевой счет и объекты недвижимого имущества, закрепленные Учредителем за Учреждением на праве оперативного управления. Согласно ответу директора МОУ СОШ № 9 Солодовник М.Н. ограждение территории МОУ СОШ № 9 отсутствует (л.д. 9), что также следует из письменного отзыва на исковое заявление. В соответствии с пунктом 2.2.3. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44, территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. Доказательств того, что нарушения требований действующих в настоящее время санитарных норм устранены, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиками представлено не было, не установлены такие доказательства и в ходе судебного разбирательства дела. Таким образом, установив, что ответчик МОУ СОШ № 9 допустил нарушения санитарно-эпидемиологических требований, суд приходит к выводу, что он обязан их устранить, в связи с чем, требования заместителя прокурора ЗАТО г.Вилючинска к данному ответчику являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Разрешая требования о возложении на ответчика администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края обязанности выделить финансирование на устранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из Устава и указывалось выше, учредителем МОУ СОШ № 9 является администрация Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края в лице главы Вилючинского городского округа. Исходя из положений ст. 120 Гражданского кодекса РФ по обязательствам МОУ СОШ № 9, являющегося бюджетным учреждением, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть в данном случае муниципальное образование. При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить обязанность по обеспечению финансирования проведения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований на Учредителя и собственника имущества - администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, однако лишь в случае недостаточности денежных средств у ответчика МОУ СОШ № 9. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ удовлетворяя заявленные требования, суд, исходя из объема работ, которые необходимо выполнить, находит необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, до 31 декабря 2012 года. Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика МОУ СОШ № 9, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Органы местного самоуправления на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г.Вилючинска Конжеровского А.Е. о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» в срок до 31 декабря 2012 года, устранить нарушение требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» путем ограждения учреждения по границам территории учреждения. При недостаточности либо отсутствии денежных средств у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», возложить на Учредителя и собственника имущества - администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края. Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия. Председательствующий Н.Д. Буткин