Дело № 2-201/2011 10 февраля 2011 года г. Вилючинск Камчатского края Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Буткина Н.Д., при секретаре судебного заседания Ситник В.Ю., с участием: помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., представителя ответчика МУ «КЦСОН» Трофимовой О.Ю., представителя ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Окуловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г.Вилючинска Конжеровского А.Е., поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения», администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности, установил: Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. обратился в суд с иском, в котором просил обязать муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее МУ «КЦСОН») устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования зданий учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, вторых эвакуационных выходов, изолированных от жилой части многоквартирного здания. Также просил обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края, как учредителя МУ «КЦСОН», выделить финансирование на устранение нарушений пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы пожарной безопасности МУ «КЦСОН» выявлено, что из помещения МУ «КЦСОН», расположенного по адресу: <адрес>, отсутствует второй эвакуационный выход, изолированный от жилой части здания, чем нарушены требования п. 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.2.15 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Также отсутствует второй эвакуационный выход, изолированный от жилой части здания, в помещении МУ «КЦСОН», переданном учреждению в 2009 году, расположенном по адресу: <адрес>. Несоблюдение ответчиком требований пожарной безопасности нарушаются права неопределенного круга лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании учреждения. В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, при этом уточнил их, и просил обязать МУ «КЦСОН» устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования зданий учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> поскольку <адрес> не принадлежит учреждению. Представитель ответчика МУ «КЦСОН» Трофимова О.Ю., являющаяся директором учреждения, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что по помещениям на <адрес> уже имеется сметная документация на постройку крыльца, но денежных средств на этот год не хватило. Представитель ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края Окулова А.А., действующая на основании доверенности с полным объемом полномочий стороны в процессе, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась, просила при этом предоставить разумный срок для устранения выявленных нарушений. Выслушав помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожаром - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В силу ст. 38 указанного нормативного акта ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут собственники имущества. В правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил). Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В судебном заседании установлено, что муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно Уставу МУ «КЦСОН» учреждено администрацией Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в лице главы Вилючинского городского округа. Пунктами 1.3 и 1.6 Устава определено, что МУ «КЦСОН» является имеет собственную смету, лицевой счет в отделении Федерального казначейства, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет Учредитель. Как следует из актов проверки от 19 марта 2009 года, от 23 сентября 2010 года, проведенной старшим помощником прокурора ЗАТО г. Вилючинск Бойцовой Л.Б., в указанных помещениях МУ «КЦСОН» отсутствуют вторые эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания, чем нарушены требования п. 6.13 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.2.15 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (л.д. 7, 8, 9). Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Таким образом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Пунктом 6.13* строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 установлено, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса, в том числе ФЗ, к которым относятся предприятия по обслуживанию населения (помещения этих предприятий характерны большей численностью посетителей, чем обслуживающего персонала), каким является МУ «КЦСОН». В соответствии с пунктом 7.2.15 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», принятых и введенных в действие с 1 октября 2003 года постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 109,помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Доказательств того, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности в настоящее время устранены, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, стороной ответчика представлено не было, кроме того, факт не устранения нарушений признан представителями ответчиков в судебном заседании. Таким образом, установив, что ответчик допустил нарушения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что он обязан их устранить, в связи с чем требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска к МУ «КЦСОН» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Разрешая требования о возложении на ответчика администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края обязанности выделить финансирование на устранение нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из Устава и указывалось выше, учредителем МУ «КЦСОН» является администрация Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края в лице главы Вилючинского городского округа. Исходя из положений ст. 120 Гражданского кодекса РФ по обязательствам МУ «КЦСОН», являющегося бюджетным учреждением, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть в данном случае муниципальное образование. При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить обязанность по обеспечению финансирования проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности на Учредителя и собственника имущества - администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, однако лишь в случае недостаточности денежных средств у ответчика МУ «КЦСОН». В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя заявленные требования, суд, исходя из объема работ, которые необходимо выполнить, а также с учетом установленного действующим законодательством порядка финансирования бюджетных учреждений, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, до 31 декабря 2012 года. Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика МУ «КЦСОН», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 рублей в доход местного бюджета. Органы местного самоуправления на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г.Вилючинска Конжеровского А.Е. о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности, удовлетворить. Обязать муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» устранить в срок до 31 декабря 2012 года нарушения требований пожарной безопасности, путем оборудования помещений учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, и <адрес>, <адрес> вторых эвакуационных выходов, изолированных от жилой части многоквартирного здания. При недостаточности либо отсутствии денежных средств у муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности возложить на Учредителя и собственника имущества - администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края. Взыскать с муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2011 года. Председательствующий Н.Д.Буткин