Дело № 2-285/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 марта 2011 года г. Вилючинск Камчатского края Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Закутайло О.А., при секретаре судебного заседания Коваленко М.А., с участием представителя истца Зубарева В.В., представителя ответчика Крюкова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабанова Д.О. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей, установил: Истец Барабанов обратился в суд с иском к управляющей организации- муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» (далее МУП «Ремжилсервис») о защите прав потребителей, указав в обоснование своих требований, что является собственником <адрес>. В его квартире отсутствуют все радиаторы отопления, демонтированные работниками МУП «Ремжилсервис» в виду технической непригодности и аварийного состояния. На основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел перерасчет платы за отопление в его квартире по ДД.ММ.ГГГГ включительно, однако с марта 2010 года по настоящее время продолжил указанные начисления, несмотря на то, что радиаторы отопления в квартире не устанавливались. По его обращению к ответчику от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет сделан не был. На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу 4000 руб. в счет расходов, связанных с оказанием правовой помощи при составлении искового заявления, а также 2000 руб. в счет расходов на оказание услуг представителя. Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя Зубарева В.В. Представитель истца Зубарев В.В., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, указанные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что радиаторы в квартире истца не устанавливались. Представитель ответчика Крюков Г.В., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в квартире истца действительно отсутствуют радиаторы системы отопления, поскольку Барабанов, несмотря на неоднократные к нему обращения управляющей компании о необходимости установки радиаторов и восстановлении общего имущества дома, отвечает отказом, несмотря на разъяснения, что приобретение и доставка радиаторов будет осуществлена за счет МУП «Ремжилсервис». В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие истца. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. В силу положений части 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4 ст.30 ЖК РФ). В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы, постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В силу пункта 16 указанных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 ст.161 и ст.162 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Как следует из материалов дела, истец - Барабанов Д.О. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> <адрес> (л.д. 06). В настоящее время управление указанным домом осуществляется управляющей компанией МУП "Ремжилсервис". В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-66), управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес>, организовать предоставление коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность (п.1.1 договора). В соответствии с п.9 указанных Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В силу п.49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. При этом исполнитель самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; по требованию потребителя направляет своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с составлением соответствующего акта, а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаетсявнутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В силу пункта 8 названных Правил у системы отопления в многоквартирном доме, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, имеется только внешняя граница, в связи с чем приборы отопления, установленные в одном помещении квартиры (кухня, комната) служат для обогрева не только указанного помещения, но и влияют на температуру в смежных помещениях в том же доме, а также указанные приборы служат для транзита теплоносителя по системе отопления дома в другие его помещения. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, не ниже 18°С. Аналогичное положение содержит ГОСТ Р 51617-2000, утвержденных постановлением Госстандарта № 158-ст от 19.06.2000 г. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены «Правила изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», согласно которым услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3). В случаях оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация, в том числе, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу (п.6 Правил). Данное положение содержится и в п. 64 раздела 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и ст. 29 закона «О защите прав потребителей», согласно которым при обнаружении недостатков оказанной услуги, потребитель вправе по своему выбору потребовать от его исполнителя, в том числе в судебном порядке, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. По смыслу названных правовых норм, перерасчет платы за недопоставленную коммунальную услугу (в данном случае - услуга по отоплению), либо поставленную услугу ненадлежащего качества носит временный характер до устранения исполнителем нарушений, препятствующих получению потребителем коммунальной услуги надлежащего качества, в объемах и сроки, установленные действующим законодательством. Основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения служит Акт, отражающий факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ (п.15). Согласно п.16 Акт нарушения качества оказания услуг составляется в порядке, установленном «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Как следует из пояснений представителя истца, данных им в судебном заседании, радиаторы системы отопления в квартире истца находились в аварийном состоянии, в связи с чем были демонтированы работниками МУП "Ремжилсервис". Поскольку до настоящего времени радиаторы в квартире отсутствуют, полагает, что ответчик необоснованно начисляет плату за отопление, поскольку услугу по отоплению истцу не предоставляет. Факт отсутствия в квартире истца радиаторов отопления сторонами в судебном заседании не оспаривался, и подтверждается Актом технического освидетельствования системы отопления и горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46), которым зафиксировано следующее: квартира однокомнатная не угловая, расположена на третьем этаже пятиэтажного дома. Радиаторы отопления отсутствуют, демонтированы по технической непригодности, стояки отопления металлические, рабочие. Температура воздуха в кухне +20°С, в комнате +24°С, замеры производились при включенных обогревателях. Указано на необходимость установить радиаторы отопления. Осмотр системы отопления в квартире истца произведен в его присутствии, и подписан также Барабановым. Представленный ответчиком Акт осмотра системы отопления составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, утвержден руководителем предприятия, сторонами в судебном заседании не оспаривался. Пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений и других лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Приложением № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, установлено, что установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления предусмотрены Перечнем работ, относящихся к текущему ремонту. В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм управляющая организация обязана поддерживать общее имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии, а также при необходимости проводить работы по текущему ремонту и содержанию указанного имущества за счет средств, поступивших от взимания с жильцов платы за текущий ремонт и содержание общего имущества дома. В связи с отсутствием в квартире истца приборов системы отопления МУП "Ремжилсервис" неоднократно (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в адрес Барабанова выносились предписания об устранении нарушений закона и предложении об установке радиаторов системы отопления (л.д. 47,70). Кроме того, как следует из актов осмотра системы отопления (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) мастерами МУП "Ремжилсервис" зафиксированы отказы Барабанова от установки приборов отопления (л.д. 46, 67-69). Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля Мурылевой Л.А., пояснившей суду, что работает мастером МУП "Ремжилсервис". ДД.ММ.ГГГГ она в квартире Барабанова производила осмотр системы отопления, а также делала замеры температуры воздуха. Радиаторы отопления у истца действительно отсутствуют. Замер температуры производился при включенных электрообогревателях, поскольку истец отказался их отключать. Она вручила Барабанову предписание о необходимости установки в квартире радиаторов отопления и разъяснила, что они будут приобретены, доставлены и установлены за счет управляющей компании, однако истец от установки радиаторов отказался, о чем сделал собственноручную запись. Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг. При этом, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). В ходе рассмотрения дела ответчиком представлены достаточные доказательства отсутствия с его стороны виновных действий в том, что истцу услуга по отоплению не оказывается. Таким образом, проанализировав имеющиеся по делу доказательства в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что Барабанов в одностороннем порядке отказался от предоставляемой МУП "Ремжилсервис" услуги по отоплению. Согласно ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Вместе с тем, внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем демонтажа радиаторов допускается только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ). Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о принятом решении собственников многоквартирного <адрес> об уменьшении общего имущества многоквартирного дома. Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что ответчиком - управляющей компанией дома, в котором расположена квартира истца, неоднократно и регулярно принимались меры к возобновлению подачи в квартиру истца коммунальной услуги по отоплению, а также меры к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома и его восстановлению до состояния, необходимого для оказания качественной коммунальной услуги, путем внесения предписаний и составления соответствующих актов собственнику квартиры - Барабанову с указанием на необходимость восстановления общего имущества дома, каковым является система отопления, путем установки радиаторов отопления, а также дачи разъяснений, что радиаторы будут приобретены и установлены за счет ответчика, однако Барабанов в добровольном порядке отказался от исполнения своих обязанностей по договору и получению услуги по отоплению, предоставляемой МУП «Ремжилсервис». Таким образом, в действиях истца по добровольному одностороннему отказу в получении услуги по отоплению и одновременном ходатайстве в снятии платы за данный вид услуги,усматривается злоупотребление правом. Оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав вышеуказанные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных исковых требований. Поскольку суд пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, не подлежат также удовлетворению требования Барабанова о взыскании с ответчика расходов, затраченных на оказание правовой помощи в размере 4000 руб. и 2000 руб. за представительство в суде, являющимися производными от первоначальных. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Барабанова Д.О. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей отказать. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинского городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме - 28 марта 2011 года. Судья О.А.Закутайло