о взыскании задолженности на страховую и накопительную часть трудовой пенсии и пени



Дело № 2-244/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьиЗакутайло О.А.,

при секретаре судебного заседанияКоваленко М.А.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С.,

представителей истца Фигель Н.Н., Орловой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Куданцева Д.Н., поданному в интересах государства в лице государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске к федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 96145, 9 филиалу федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 96145 о взыскании задолженности на страховую и накопительную часть трудовой пенсии и пени,

установил:

Прокурор ЗАТО города Вилючинска в интересах государства в лице государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске (далее по тексту ГУ УПФ РФ в г. Вилючинске) обратился в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 96145, о взыскании задолженности на страховую и накопительную часть трудовой пенсии и пени, со славшись в обоснование своих доводов на ст.ст. 5, 6, 14, 16, 17, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом указал, что за войсковой частью 96145 числится задолженность по уплате страховых взносов за четвертый квартал 2009 года, а именно, на страховую часть трудовой пенсии в размере 184355 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 14213 руб., а также пеня в размере 3417 руб. 57 коп., в том числе, на страховую часть трудовой пенсии – 3172 руб. 94 коп., на накопительную часть – 244 руб. 63 коп. Указанные суммы просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Бондаренко исковые требования уточнил, просил взыскать сумму пени за неуплату страховых взносов в размере 3417 руб. 57 коп. Обстоятельства, послужившие основанием обращения в суд с данным иском, поддержал. Дополнительно пояснил, что задолженность по уплате страховых взносов в четвертом квартале 2009 года в размере 198568 руб. образовалась у войсковой части 72095 (2375 база горючего), которая с ДД.ММ.ГГГГ расформирована, её правопреемником с указанного числа является 9 филиал ФБУ – войсковая часть 96145 (9 филиал 3828 комплексной базы материально-технического обеспечения ТОФ). Поскольку долг по уплате страховых взносов ответчиком погашен не был, ему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была начислена пеня в размере 3417 руб. 57 коп.

Представители истца ГУ УПФ РФ в г. Вилючинске Орлова и Фигель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Представитель истца Орлова дополнительно суду пояснила, что в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ войсковая часть 72095 являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию. С ДД.ММ.ГГГГ её правопреемником является 9 филиал ФБУ – войсковая часть 96145 и несет обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном ст. 50 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан, в том числе, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд. Однако данную обязанность ответчик, как страхователь по обязательному страхованию, в полном объеме не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность по уплате страховых взносов за четвертый квартал на страховую часть трудовой пенсии в размере 184355 руб., на накопительную часть – 14213 руб. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным федеральным законом сроки. При этом сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поскольку у правопреемника войсковой части 72095 – 9 филиала ФБУ – войсковая часть 96145 имелась неисполненная обязанность по уплате страховых взносов за четвертый квартал 2009 года, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начислена пеня в размере равном одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая составила 3417 руб. 57 коп.

Представитель истца Фигель в дополнение к заявленным требованиям пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд плательщиком 9 филиалом ФБУ войсковая часть 69145 за период с 2002 по 2009 гг. В ходе проведенной проверки было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, в результате чего у войсковой части образовалась задолженность по уплате страховых взносов во взыскиваемом размере.

Представитель ответчика ФБУ – войсковая часть 96145 и соответчика 9 филиал ФБУ – войсковая часть 96145, в одном лице, Демушкина в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно поступившей в адрес суда телефонограммы просила отложить рассмотрение дела для предоставления доказательств отсутствия задолженности у войсковой части 72095, поскольку в 2001 году войсковая часть переплатила единый социальный налог на 200000 руб., однако указанная сумма так и осталась не зачисленной в счет уплаты страховых взносов. Дополнительно, в обоснование заявленного ходатайства указала, что не имеет возможности представить доказательства в связи с нахождением на листке нетрудоспособности. При рассмотрении дела ранее исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у войсковой части 72095 на момент расформирования задолженности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонная ИФНС № 3 по Камчатскому краю о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. Из поступившего в адрес суда заявления усматривается, что в ходе совместной сверки по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении войсковой части 72095 за период 2002-2009 гг. было установлено отсутствие в инспекции сведений по начислениям, указанным в налоговом расчете за I квартал 2002 года.

Рассмотрев ходатайство представителя ответчика и соответчика об отложении рассмотрения дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд, в том числе, судебной повесткой, которая является одной из форм судебных извещений и вызовов.

Правилами статьи 167 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если признает причины их неявки неуважительными.

Согласно ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в переделах их полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом (часть 1 статьи 53 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебное заседание по данному делу было отложено на ДД.ММ.ГГГГ, по окончании заседания представителю ответчика и соответчика была вручена судебная повестка, о чем свидетельствует ее подпись на расписке.

Поскольку между судебными заседаниями прошло более трех недель, то есть достаточно времени для подготовки обоснованных и документально подтвержденных возражений по иску, а также учитывая то, что ответчиком и соответчиком не представлено доказательств уважительности причин своей неявки в судебное заседание, и тот факт, что от имени юридического лица в качестве представителя может выступать любое лицо на основании выданной руководителем организации доверенности, суд признает явку представителя ответчика и соответчика неуважительной.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения участников процесса, судебное разбирательство дело проведено в отсутствие представителя ответчика и соответчика, представителя третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации закреплено гарантируемое государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В развитие данного конституционного принципа Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В силу требований п. 2 ст. 14 указанного Федерального закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расчетный период и порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями предусмотрены ст.ст. 23, 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции, действующей в спорный период) от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.

Так, ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 3 и главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-Фз «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», статьей 27 федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» с 01 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

Вместе с тем, в соответствии с письмом ПФР и Федеральной налоговой службы от 31 августа 2010 г. № АД-30-24/9291/ММВ-22-2/422 учитывая положения ст. 38 федерального закона № 213-фз, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, а отношении налоговых периодов, истекших до 01 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 г. № 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ.

В соответствии со ст. 25 вышеуказанного Федерального закона, (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений), контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней отнесено к полномочиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пункт 4 названной нормы предписывает территориальным органам Пенсионного фонда в случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50000 рублей, производить взыскание недоимки только в судебном порядке.

Согласно статье 26 указанного закона, неисполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ» 24 июля 2009 года № 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 2 вышеуказанной статьи).

В судебном заседании на основании совокупности представленных суду доказательств установлено, что войсковая часть 72095 являлась страхователем – субъектом обязательного пенсионного страхования, обязанным в соответствии с законом уплачивать в установленные для этого сроки страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

На основании приказа командира войсковой части 90129 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № войсковая часть 72095 (2375 база горючего) расформирована с ДД.ММ.ГГГГ, и снята с учета в налоговом органе на территории Российской Федерации (л.д. 18-19, 29). В соответствии с приказом командира войсковой части 90129 (л.д. 21) правопреемником расформированной войсковой части 72095 назначен филиал № ФБУ – войсковая часть 96145 (3828 комплексная база материально-технического обеспечения), созданный на основании положения о ФБУ – войсковая часть 96145, утвержденного Министром обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Положением о 9 филиале Федерального бюджетного учреждения войсковой части 96145, утвержденном руководителем ФБУ 96145, филиал создан на основании положения о Федеральном бюджетном учреждении – войсковая часть 96145 для осуществления функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, войсковой части 96145, действует и может осуществлять сделки от имени юридического лица на основании доверенности и Положения о филиале (пункт 1 Положения).

Пунктом 14 Положения филиал обязан, в том числе, обеспечить правильный и своевременный учет и отчетность.

Контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью филиала осуществляется Министерством Обороны РФ, Учреждением, а также налоговыми и другими государственными органами, на которые в соответствии с законодательством РФ возложена в пределах их компетенции проверка деятельности федеральных (бюджетных) учреждений (пункт 28).

Согласно положению о Федеральном бюджетном учреждении войсковая часть 96145, данное учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, и распорядителем и получателем средств федерального бюджета.

Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством РФ (пункт 8). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (Министерство Обороны РФ).

В силу пункта 28 Положения, учреждение обязано начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В соответствии с представленной ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, войсковой части 72095 начислено за 2009 год:

- на страховую часть трудовой пенсии 2831444 руб., из которых на страховую часть трудовой пенсии уплачено 2647089 руб.,

- на накопительную часть трудовой пенсии начислено 659713 руб., на накопительную часть трудовой пенсии уплачено 645500 руб.

В результате, задолженность войсковой части 72095 по уплате страховых взносов на начало расчетного периода, 2009 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 184355 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 14213 руб. (л.д. 28).

Указанное обстоятельство подтверждается Актом совместной сверки расчетов по страховым взносам в отношении войсковой части 72095, проведенным между Управлением пенсионного фонда в г. Вилючинске и МИФНС № 3 по Камчатскому краю в части начисленных и уплаченных сумм по страховым взносам за период с 2002 по 2009 гг. включительно. Как следует из письма МИФСН № 3 по Камчатскому краю, в ходе проведенной проверки были выявлены отклонения по задолженности по страховым взносам между данными Управления Пенсионного фонда РФ в г. Вилючинске и МИФНС № 3 по Камчатскому краю. Согласно данному Акту, у войсковой части 72095 имеется задолженность в размере 180355 руб. 20 коп. по уплате страховой части трудовой пенсии и в размере 13554 руб. 80 коп. по уплате накопительной части трудовой пенсии (л.д. 130).

Согласно пояснений представителя истца в судебном заседании, причиной разницы в суммах явилось то обстоятельство, что Управление пенсионного фонда РФ ведет учет начисленных и уплаченных сумм с округлением до рубля, в то время как Инспекция ФНС ведет учет начисленных и уплаченных сумм без округлений.

Аналогичная позиция изложена в письме МИФНС № 3 по Камчатскому краю (л.д. 129).

Наличие задолженности также подтверждается Актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной специалистами Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> края (ЗАТО) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проверка проводилась в рамках правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ 9 филиалом ФБУ войсковая часть 96145 (войсковая часть 72095) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, в результате которых сумма неуплаченных взносов составила 186355 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 14213 руб. на накопительную часть трудовой пенсии.

Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии задолженности у войсковой части 72095 (ныне – войсковой части 96145) по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также задолженности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Рассматривая возражения представителя ответчика и соответчика о том, что при расформировании войсковой части 72095 и передаче документации ее правопреемнику – 9 филиалу ФБУ войсковая часть 96145, каких-либо документов о передаче задолженности по страховым взносам в филиал не поступало, в противном случае налоговая инспекция не сняла бы с учета войсковую часть – должника, суд не находит оснований с ними согласиться в связи с нижеследующим.

Согласно сообщению заместителя начальника МИФНС № 3 по Камчатскому краю войсковая часть 72095 снята с учета в связи с ее расформированием с 01 декабря 2009 года. Поскольку данная войсковая часть не имела статуса юридического лица, в связи с чем сведения о ней отсутствовали в Едином государственном реестре юридических лиц, снятие ее с учета было осуществлено на основании заявления об этом, совершенного в произвольной форме (л.д. 31).

Каких-либо сверок, выездных проверок в связи с ликвидацией войсковой части 70925 проведено не было.

Суд не принимает во внимание справку МИФНС России № 3 по Камчатскому краю об отсутствии задолженности у войсковой части 96145 (ИНН 253622792) по страховых взносам (л.д.88), поскольку данное обстоятельство было опровергнуто добытыми в ходе рассмотрения дела по существу доказательствами, а также последующим сообщением МИФНС №3 о том, что в ходе проведенной совместной сверки между Пенсионным фондом и МИФНС было выявлено, что в налоговой инспекции отсутствовали сведения по начислениям, указанным в налоговом расчете за I квартал 2002 года.

Иных доказательств, подтверждающих отсутствие задолженности ответчиком не представлено, не содержится таких сведений и в материалах дела.

Рассматривая возражения представителя ответчика и соответчика о том, что в 2001 году войсковой частью 72095 было переплачено в счет уплаты единого социального налога около 200000 руб., которые должны быть зачтены налоговой инспекцией в счет уплаты страховых взносов, суд не находит оснований с ними согласиться в связи с нижеследующим.

Статьей 8 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Страховой взнос не является налогом, поскольку страховые взносы обеспечивают право застрахованных лиц на получение соответствующей пенсии (п. 1 ст. 8 НК РФ, абзац 7 ст. 3 Закона № 167-ФЗ). Налоги уплачиваются безвозмездно, тогда как страховые взносы носят индивидуально возмездный характер.

Кроме того, налоги и страховые взносы поступают в разные бюджеты – налоги уплачиваются в федеральный, региональный или местный бюджеты, страховые взносы направляются в бюджет Пенсионного фонда РФ и формируют средства на выплату пенсий застрахованным лицам.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ единый социальный налог отменен с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 236 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 198-ФЗ) единого социального налога (далее – ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ).

Правилами части 7 статьи 238 Налогового Кодекса Российской Федерации при расчете ЕСН не подлежат налогообложению, в том числе, суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ЕСН до его отмены входил в систему налогов и сборов, поэтому его уплату контролировали налоговые органы. С отменой этого налога контрольные полномочия в отношении него органам Пенсионного фонда РФ не переданы. Кроме того, ст. 38 Закона № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ" предусматривает, что правоотношения по уплате ЕСН за предыдущие периоды регулируются в порядке, который был установлен Налогового Кодекса Российской Федерации до 2010 г.

Статьей 78 НК РФ урегулирован порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ).

Как усматривается из содержания указанной правовой нормы, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Частью 2 названной статьи установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых норм, в случае, если переплата у войсковой части по единому социальному налогу имела место, она не может быть зачтена в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов, поскольку страховые взносы не являются разновидностью налога или сбора, то есть предметом налоговых правоотношений.

Кроме того, вопрос по единому социальному налогу правового значения не имеет, поскольку не является предметом рассмотрения в рамках данного дела.

Между тем, ответчик, установив, что у него имеется переплата по единому социальному налогу, должен был обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган с одним из требований, предусмотренных вышеуказанной правовой нормой.

Судом установлено, что в связи с неисполнением ответчиком в установленный действующим законодательством срок своих обязательств по уплате страховых взносов, истцом в соответствии со ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ были начислены пени на страховую часть пенсии в сумме 3417 руб. 57 коп., в том числе на накопительную часть – 3172 руб. 94 коп., на накопительную часть – в размере 244 руб. 63 коп. в связи с неуплатой им в полном объеме недоимки.

Согласно требованию № 55 управления Пенсионного фонда РФ в г. Вилючинске от ДД.ММ.ГГГГ у 9 филиала войсковой части 96145, правопреемника войсковой части 72095 образовалась недоимка по страховым взносам и пени, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 198568 руб. (в том числе на страховую часть трудовой пенсии – 184355 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 14213 руб., а также пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 3172 руб. 94 коп., на недоимку по накопительной части трудовой пенсии – 244 руб. 63 коп.) (л.д. 35).

Каких либо платежей в счет погашения недоимки по страховым взносам войсковой частью 96145 до настоящего времени не произвело.

При таких обстоятельствах требования прокурора, с учетом их уточнения, являются обоснованными, поскольку до момента обращения в суд и в момент рассмотрения дела в суде ответчик в добровольном порядке в установленный законом срок не произвел оплату обязательных платежей в пользу Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>, что является его обязанностью, в соответствии с законом исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которую страхователь обязан выплатить в случае уплаты страховых взносов в более поздние сроки, установленные законом, в связи с чем требования о взыскании с ответчика пени так же являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку соответствуют требованиям ст. 26 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Поскольку 9 филиал федерального бюджетного учреждения войсковая часть 96145 является структурным подразделением войсковой части 96145, самостоятельным правом распоряжения денежными средствами не наделен, создан в целях управления войсковым звеном некоммерческого характера, суд полагает необходимым освободить его от ответственности по данному делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет, которым в силу п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ является местный бюджет.

Поскольку в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, она на основании указанных требований закона, подлежит взысканию с ответчика ФБУ – войсковая часть 96145 в доход местного бюджета пропорционально удовлетворяемым исковым требованиям, то есть в размере 5219 рублей 86 копеек.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Куданцева Д.Н., поданные в интересах государства в лице государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске к федеральному бюджетному учреждению – войсковая часть 96145, 9 филиалу федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 96145 о взыскании задолженности на страховую и накопительную часть трудовой пенсии и пени, удовлетворить.

Освободить от ответственности по данному делу 9 филиал федерального бюджетного учреждения войсковая часть 96145.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 96145 в пользу государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) задолженность по уплате страховых взносов: за четвертый квартал 2009 года на страховую часть трудовой пенсии 184355 руб. на накопительную часть трудовой пенсии 14213 руб., пени на страховую часть в размере 3172 руб. 94 коп., пени на накопительную часть в размере 244 руб. 63 коп., а всего взыскать 201985 (двести одну тысячу девятьсот восемьдесят пять) руб. 57 коп.

Взыскать с федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 96145 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5219 руб. 86 коп.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме – 25 апреля 2011 года.

СудьяО.А.Закутайло