о нарушении прав потребителя и обязанности произвести перерасчет коммунальных услуг



         Дело №2-361/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 года                                                       г. Вилючинск

                                                Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                         Закутайло О.А.

при секретаре                        Железняк С.Я.

с участием истца Чорний В.С., представителя ответчика Крюкова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чорний В.Н. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о признании незаконным начислений по оплате за потребленную электроэнергию с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета и возложении обязанности исчисления платы за электроэнергию, исходя из показаний индивидуального прибора учета электрической энергии,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей, указав в обоснование своих требований, с учетом их дальнейшего увеличения, что проживает в <адрес>. Управление данным многоквартирным домом в соответствии с договором осуществляет управляющая организации МУП "Ремжилсервис". С ДД.ММ.ГГГГ для учета потребленной электроэнергии им в квартире был установлен электросчетчик, однако управляющая организация производит начисление платы за электроэнергию с учетом общедомового прибора учета. Не соглашаясь с данными начислениями, просит суд признать незаконным применение ответчиком расчетных методов начисления платы за электроэнергию при наличии у него индивидуального прибора учета электроэнергии и отсутствии договора поставки, купли-продажи, ему (истцу) с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просит возложить на ответчика обязанность при установлении размера оплаты за потребленную электроэнергию ему (истцу) использовать показания индивидуального прибора учета электроэнергии, оформив их как долг истца на сумму 2276 руб. 08 коп.

В судебном заседании истец свои требования поддержал, суду пояснил, что поскольку в его квартире установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, управляющая компания незаконно производит ему начисления по оплате за электроэнергию с учетом показаний общедомового прибора учета, так как считает, что не должен оплачивать электроэнергию, которую он непосредственно не использовал.

Представитель ответчика Крюков Г.В., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, исковые требования Чорний В.Н. не признал в полном объеме, полагал, что действия МУП "Ремжилсервис" по начислению истцу платы за электроэнергию с учетом показаний общедомового прибора учета являются законными, поскольку данное начисление производится в соответствии с требованиями п.23 Правил о предоставлении коммунальных услуг гражданам на основании формулы .

Представитель третьего лица администрации Вилючинского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором дело просил рассмотреть в его отсутствие.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ, а также мнения сторон, судебное разбирательство проведено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проживает в <адрес> в <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения (том 1 л.д.121).

Управление данным домом осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Ремжилсервис» (том 1 л.д.197-207).

В соответствии с договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом имеет 80 квартир, из которых общая площадь жилых помещений составляет 4006,8 кв. м, нежилых помещений в доме не имеется (том 1 л.д.197).

В соответствии с пунктом 88 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений до договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Порядок распределения между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме объема электрической энергии, поставленного на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг (ч. 4 ст.154 ЖК РФ).

Статьей 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, установленные договором с исполнителем.

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п.4 ст.3 ГК РФ на основании и во исполнение норм гражданского законодательства и иных Федеральных законов, указов Президента РФ, Правительство Российской Федерации праве принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Аналогичное положение содержится и в нормах Жилищного Кодекса РФ.

Во исполнение указанной нормы, постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают, в том числе, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Названными Правилами под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы (в число которых входит электрическая энергия - п.3 Правил), потребляемые и в помещениях общего пользования и коммунальные ресурсы, потребляемые непосредственно в квартире.

Аналогичный вывод содержится и в Письме от 18.06.2007 №11356-ЮТ/07 Министерства регионального развития Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 6 названного постановления Правительства РФ дает разъяснения по применению «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

В связи с изложенным, основываясь на вышеуказанных правовых нормах, истец является потребителем электрической энергии, в связи с чем действия ответчика МУП "Ремжилсервис" по начислению Чорний В.Н. платы за электроэнергию, в которую включено также потребление электроэнергии в местах общего пользования, являются правомерными.

Рассматривая доводы истца о неправомерности начисления ему платы за электроэнергию в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле , поскольку договор поставки и купли-продажи электрической энергии с ним (истцом) не заключался, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Во исполнение требований закона договор управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> был заключен на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа (пункт 1.1 договора).

Исходя из существа указанного договора, а также системного толкования вышеуказанных правовых ном, собственник дома, делегируя управляющей компании свои полномочия по содержанию общего имущества дома, возложил обязанность на управляющую компанию по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями по подаче в дом соответствующих коммунальных ресурсов.

Между МУП "Ремжилсервис" и ОАО «44 Электрическая сеть» заключен договор электроснабжения , в соответствии с которым Поставщик (ОАО «44 ЭС») обязуется осуществлять продажу электрической энергии Покупателю (МУП "Ремжилсервис") для оказания коммунальной услуги электроснабжения, а покупатель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги.

Таким образом, поскольку в многоквартирном жилом доме, в котором проживает истец, выбран способ управления – управление управляющей организацией, а также учитывая то, что Чорний В.Н. является нанимателем служебного жилого помещения, законом не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации напрямую заключать договор поставки электроэнергии непосредственно с жильцом дома. В связи с чем суд не находит оснований согласиться с доводами истца в данной части.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с пунктом 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения к настоящим Правилам, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Федеральным законом № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с данным Федеральным законом относятся, в том числе, и установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Аналогичное положение содержится в постановлении Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Пунктом 4.20 договора управления многоквартирным домом установлено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника по отдельному Договору на основании решения общего собрания собственников помещений.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, собственниками дома ДД.ММ.ГГГГ принято решение об установке общедомового прибора учета потребления электрической энергии (том 2 л.д.108-109).

Как усматривается из Акта .2010 приема нового учета от 2010 года, в доме по указанному адресу установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии (том 1 л.д. 142).

Данное обстоятельство подтверждается также представленным стороной ответчика Актом осмотра технического состояния электроустановки (том 2 л.д.41), и в судебном заседании Чорний В.Н. не оспаривалось.

Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению квартиры, в которой проживает истец, должен определяться на основании пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле , в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Как следует из представленных ответчиком расчетов потребления электрической энергии <адрес> в <адрес> за период с апреля 2010 года по ноябрь 2010 года, размер платы за потребленную электрическую энергию определен и рассчитан по формуле (том 1 л.д. 169-176):

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Проанализировав вышеприведенную формулу, размер платы складывается следующим образом: показания коллективного прибора учета следует разделить на сумму показаний индивидуальных приборов учета и норматива потребления для жилых помещений, не оборудованных счетчиками; полученный результат необходимо умножить на количество энергии, потребленной в одном помещении согласно приборам учета, и умножить на тариф.

Исходя из данной формулы, суд приходит к выводу о том, что порядок расчета суммы, подлежащей к оплате истцом за потребленную Чорний В.Н. электроэнергию, не предполагает оплату им коммунальной услуги в виде электроснабжения, которая не была ему предоставлялась.

Управляющая компания в силу закона обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии, за которые потребитель обязан произвести оплату.

Во исполнение требований по начислению платы за электроэнергию, расчет, составленный ответчиком, выполнен на основании показаний приборов учета электроэнергии как индивидуального, так и общедомового, что подтверждается материалами дела, а именно: расчетом потребления по прибору учета, установленному ВРУ по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 72-107).

Рассматривая доводы истца о том, что согласно статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" запрещается производить начисления расчетным методом, в связи с чем не должно применяться Постановление , как правовая норма, имеющая меньшую юридическую силу по отношению к федеральному закону, суд находит указанные доводы не состоятельными и во внимание не принимает по следующим основаниям.

Согласно ст.13 указанного Федерального закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, названная правовая норма прямо предусматривает оплату потребленной электроэнергии с учетом показаний приборов учета, к каковым будут относиться как индивидуальный прибор учета, так и общедомовой. При отсутствии же таковых начисление платы будет производиться расчетным методом, к которому относится норматив.

Поскольку при рассмотрении дела судом достоверно установлено, что в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии, а в доме, где он проживает, имеется общедомовой прибор учета, показания которого позволяют определить общее количество потребленной в доме электроэнергии и впоследствии рассчитать размер платы за нее, действия ответчика МУП "Ремжилсервис" не противоречат требованиям указанного закона.

Кроме того, постановление Правительства РФ №307 содержит аналогичное положение о расчете платы за потребленную электроэнергию с помощью формулы , что свидетельствует об отсутствии противоречий между рассматриваемой правовой нормой и Федеральным законом N 261-ФЗ.

Таким образом, вышеизложенные доводы истца основаны на неправильном толковании правовых норм.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, в силу названных правовых норм у суда не имеется оснований признать обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в заявленном виде, а именно о признания незаконным применения ответчиком расчетных методов начисления платы за электроэнергию при наличии индивидуального прибора учета и отсутствии договора поставки, купли-продажи ему (истцу) и возложении обязанности производить начисление платы за электроэнергию, исходя из показаний индивидуального прибора учета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Чорний В.Н. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о признании незаконным начислений по оплате за потребленную электроэнергию с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета и возложении обязанности исчисления платы за электроэнергию, исходя из показаний индивидуального прибора учета электрической энергии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме – 23 мая 2011 года.

Судья                                                                                  О.А.Закутайло