Дело №2-326/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вилючинск
Камчатского края 16 мая 2011 года
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Закутайло О.А.,
при секретаре Железняк С.Я.,
с участием истца Сивуха Д.А., представителя истца Акмишева Т.М.,
представителя ответчика Сырыгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сивуха Д.А. к отделу внутренних дел по ЗАТО городу Вилючинску о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
установил:
Сивуха Д.А. обратился в суд с иском к ОВД по ЗАТО <адрес>, в котором, с учетом дальнейших уточнений, просил признать незаконным и отменить приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания.
В обоснование своих требований указал, что проходит службу в ГИБДД ОВД <адрес> в должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы в воинском звании лейтенант милиции. Приказом начальника ОВД №42 от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном несоответствии за то, что на 10 минут зашел в помещение дежурного по КПП. С данным приказом не согласен, так как вынужден нести дежурство на КПП без сменщика, ранее к дисциплинарной ответственности не привлекался, в связи с изложенным, просил суд признать незаконным и отменить приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном несоответствии.
Сивуха Д.А. в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он в соответствии с графиком смен заступил на вахту на КПП «Паратунка». Температура воздуха в тот день составляла «–27°С». Поскольку на улице было очень холодно, а также учитывая тот факт, что обстановка на дороге была спокойная, ничего необычного не происходило, он каждый час на 15-20 минут заходил в помещение будки на КПП погреться. В период времени с 10 часов до 12 час. 30 мин. он несколько раз выходил на улицу, однако проверяющий мог этого не заметить с того места, откуда вел наблюдение. После того, как в отношении него (истца) началась служебная проверка, он действительно отказался писать объяснительную, так как в тот момент не мог восстановить хронологию событий ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, пояснил, что считает наложенное взыскание чрезмерно суровым, поскольку за 6 лет службы в ГИБДД имеет только одно замечание, а за три месяца до обжалуемого приказа он прошел две аттестации и был признан соответствующим занимаемой должности.
Представитель истца Акмишев Т.М., допущенный судом к участию в деле с полным объемом прав стороны в процессе, исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным и отменить приказ начальника ОВД о привлечении Сивуха Д.А. к дисциплинарной ответственности. Дополнительно в обоснование заявленной позиции указал, что пунктом 45 «Наставлений по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» регламентировано, что для несения службы на стационарных постах, в темное время суток, а также на загородных дорогах выставляются наряды в составе не менее двух сотрудников ДПС. КПП «Паратунка» расположено за пределами <адрес>, в связи с чем находится на загородной дороге, а значит, дежурство там должно осуществляться двумя сотрудниками ДПС. Кроме того, пояснил, что сомневается в достоверности фотографий, представленных стороной ответчика в подтверждение проведения скрытой проверки.
Представитель ответчика Сырыгина А.В., действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, суду пояснила, что взыскание в виде замечания было наложено на Сивуха Д.А. правомерно. ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца проводилась скрытая проверка по вопросам соблюдения законности, хронометража рабочего времени, соблюдения личной безопасности, несения службы и законности принятия мер к водителям, допустившим нарушение ПДД, а также управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. По результатам данной проверки был выявлен факт отсутствия контроля за дорожным движением со стороны инспектора ДПС Сивуха в период с 10 час. 48 мин. до 12 час. 29 мин., который в это время находился в помещении КПП «Паратунка». За указанное время было совершено 18 правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 12.6 и ст.12.20 КоАП РФ. По указанному факту проведена служебная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № о привлечении Сивуха Д.А. к дисциплинарной ответственности. Полагала, что наложенное взыскание соответствует тяжести совершенного Сивуха Д.А. проступка, и применено было с учетом имеющегося у истца дисциплинарного взыскания в виде замечания, не снятого в установленном порядке. Кроме того, пояснила, что приказом начальника ОВД по ЗАТО <адрес> №, учитывая, что в ГИБДД произведено сокращение численности штата, в том числе, на 7 единиц инспекторов ДПС, с ДД.ММ.ГГГГ несение службы на КПП «Паратунка» осуществляется в двухсменном режиме одним инспектором ДПС. Сивуха нарушил положения своей должностной инструкции в части неосуществления контроля за соблюдением участниками дорожного движения установленных правил, не принимал мер к предотвращению и пресечению административных правонарушений, в пределах своих полномочий не принимал к нарушителям мер административного воздействия, то есть самоустранился от несения службы в вышеуказанный период. Приказ начальника ОВД был издан в установленные законом сроки для привлечения к ответственности. В связи с изложенным, полагала приказ о наложении на Сивуха Д.А. дисциплинарного взыскания законным и обоснованным, а исковые требования удовлетворению не подлежащими.
Выслушав стороны, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, установленных федеральным законом.
Отношения, связанные с прохождением и прекращением государственной службы, регулируются специальными федеральными законами, относящимися к определенным видам государственной службы. Специфическая деятельность, которую осуществляют правоохранительные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.
В силу положений статьи 12 Трудового Кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999г. N177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"» установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции" (далее по тексту - Положения о службе в органах внутренних дел РФ № 4202-1 или Положение № 4202-1).
Согласно ст.ст. 2 и 4 Положения о службе в органах внутренних дел РФ №4202-1 служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В целях совершенствования управления деятельностью дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации приказом министра внутренних дела № 186дсп от 02.03.2009 г. утверждено Наставление по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее по тексту – Наставление).
В соответствии с пунктом 10 Наставления основной задачей ДПС является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения правил дорожного движения в целях сохранения жизни, здоровья и имущества, защиты законных прав и интересов граждан и юридических лиц, а также интересов общества и государства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автотранспорта.
Функциями ДПС являются, в том числе, контроль на постах и маршрутах патрулирования ДПС за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения, а также в пределах предоставленных полномочий требований иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденному приказом МВД РФ № 185 от 02.03.2009 г., основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа управления, органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сивуха Д.А. проходит службу в ОВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность инспектора дорожно-патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы милиции ГИБДД ОВД. В связи с переподчинением ОВД по ЗАТО <адрес> на УВД по <адрес>, приказом начальника УВД по <адрес> № л/с от ДД.ММ.ГГГГ переназначен на должность инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел по закрытому административно-территориальному образованию городу <адрес> (том 1 л.д. 31).
ДД.ММ.ГГГГ с Сивуха Д.А. заключен контракт о службе в органах внутренних дел, в соответствии с которым начальник обязуется устанавливать сотруднику режим службы согласно правилам внутреннего распорядка в органах внутренних дел (п. 4 контракта). В свою очередь сотрудник обязуется честно и добросовестно выполнять предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности (п. 5 контракта).
В соответствии с должностной Инструкцией инспектора дорожно-патрульной службы отдельного взвода дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОВД по ЗАТО г. Вилючинску (далее по тексту – инспектор ДПС, ИДПС, инспектор) должность инспектора ДПС подлежит замещению сотрудниками из числа лиц рядового, младшего и среднего начальствующего состава, имеющих соответствующее среднее, средне специальное или высшее образование, практический опыт работы и необходимую профессиональную подготовку (том 1 л.д. 32-34).
Разделом II Инструкции урегулирован круг обязанностей инспектора ДПС, в соответствии с которым инспектор обязан знать и выполнять требования Наставления, других нормативных правовых актов МВД России в части, касающейся инспекторского состава дорожно-патрульной службы.
В силу п.п. 7.4, 7.5 Инструкции, инспектор ДПС обязан контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения; предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.
Согласно пункту 11 Инструкции за несвоевременное и некачественное выполнение инспектором ДПС должностных обязанностей, требований законодательства РФ и настоящей должностной Инструкции, а также за неиспользование предоставленных ему прав при выполнении обязанностей, определяется дисциплинарная и материальная ответственность.
Как усматривается из отметки на листе ознакомления, инспектор ДПС Сивуха ознакомлен с Инструкцией 25.10.2010 г. (том 1 л.д. 34, оборот).
Приказом начальника ОВД по ЗАТО г. Вилючинску № 141 от 09.08.2010 г. утвержден Внутренний распорядок отдела внутренних дел по закрытому административно-территориальному образованию городу Вилючинску Камчатского края (том 1 л.д. 88-89).
В соответствии с правилами внутреннего распорядка ОВД (том 1 л.д. 90-93), он регламентирует режим работы и отдыха сотрудников ОВД. Внутренний распорядок способствует четкой организации рабочего дня, укреплению служебной дисциплины, рациональному использованию рабочего времени, повышению результативности профессиональной служебной деятельности.
Как усматривается из пункта 11 распорядка для подразделений ОВД, имеющих сменный график работы (дежурства), устанавливается распорядок работы согласно приложениям к Внутреннему распорядку ОВД.
Приложением №4 к приказу №141 от 09.08.2010г. установлен внутренний распорядок несения службы нарядами дорожно-патрульной службы милиции на контрольно-пропускном пункте «Паратунка» (КПП), в соответствии с которым несение службы на КПП осуществляется инспекторами дорожно-патрульной службы (ИДПС) взвода дорожно-патрульной службы милиции в двухсменном режиме по 14 часов согласно графика (в день - с 08 часов до 22 часов, в ночь – с 22 часов до 10 часов).
Пунктом 2 распорядка закреплен внутренний распорядок для 1 смены, который включает в себя проведение инструктажа, получение оружия до заступления на смену, по прибытию на пост КПП «Паратунка» осуществление контроля за проезд транспортных средств через КПП, за соблюдением водителями автотранспорта Правил дорожного движения, выявление нарушений гражданами Правил дорожного движения, иные функции, возложенные законодательством.
Во время несения смены допускается перерыв на прием пищи первого ИДПС с 13 часов до 14 часов, второго ИДПС с 14 часов до 15 часов (пункт 2.6 распорядка).
ИДПС, работающим на открытом воздухе при температуре ниже 20 градусов и ниже, предоставляются перерывы от 10 до 20 минут каждый час работы для обогрева. Предоставление перерывов согласуются с оперативным дежурным. В указанные перерывы инспектор ДПС не освобождается от несения службы, находится на КПП и визуально наблюдает за охраной общественного порядка на посту (пункт 5 распорядка).
Как усматривается из листа ознакомления с приказом, Сивуха Д.А. ознакомлен с ним ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 96-101).
ДД.ММ.ГГГГ начальником ОВД по ЗАТО <адрес> издан приказ №275 «О сверхурочной работе», пунктом 6 которого установлено, что командиру взвода ОВ ДПС с учетом численности личного состава определить расстановку личного состава для несения службы на КПП «Паратунка» в двухсменном режиме по одному инспектору ДПС, перерывы для приема пищи определить в соответствии с приказом ОВД № 141 от 09.08.2010 г. – для первого ИДПС.
При этом согласно пункту 7 указанного приказа на бухгалтерию ОВД возложена обязанность производить компенсационные выплаты за работу, выполняемую сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа), в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с табелями учета рабочего времени (том 1 л.д. 86-87).
Рассматривая доводы истца о том, что в нарушение Инструкции на КПП «Паратунка» он дежурил один, тогда как пунктом 45 Наставления предусмотрено дежурство двух сотрудников ДПС на стационарном посте и загородной дороге, суд не находит оснований с ними согласиться в связи с нижеследующим.
В соответствии с Наставлениями, расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основе принципа их концентрации в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожно-транспортной обстановкой и аварийностью, с учетом, в том числе, численности личного состава, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов в различные периоды времени (пункт 29).
При этом в границах утвержденной зоны ответственности командиром строевого подразделения в непосредственном подчинении которого находится взвод, отделение, группа ДПС, организуется разработка дислокации постов и маршрутов патрулирования ДПС (пункт 31).
В соответствии с приложением к пункту 18.2 указанного Наставления, нарядом ДПС признается один или несколько сотрудников ДПС, назначенный (назначенные) для несения службы на постах и маршрутах патрулирования.
Постом, согласно Наставлению, признается место, на котором наряд ДПС выполняет возложенные на него обязанности, а также закрепленная за ним зона ответственности. Границы зон ответственности поста ДПС определяются карточкой поста.
При этом контроль за дорожным движением может осуществляться, в том числе и на контрольно-пропускном пункте (п. 40 Административного регламента).
Как следует из Наставления, стационарным постом является место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ними зона ответственности.
Пунктом 45 Наставлений предусмотрено, что для несения службы на стационарных постах, в темное время суток, а также на загородных дорогах (за исключением случаев обеспечения прямой видимости другого наряда) выставляются наряды в составе не менее двух сотрудников ДПС, имеющих закрепленное табельное оружие.
В соответствии с техническим паспортом объекта от 2008 года, дорога «пост ГАИ-ВАИ - КПП «Паратунка» входит в состав города Вилючинска Камчатского края (том 1 л.д.139-141).
По сообщению муниципального унитарного предприятия «Автодор» дорожный знак «Конец населенного пункта», установленный на 8 км трассы «жилой район Приморский – жилой район Рыбачий» установлен на основании Генерального плана Вилючинского городского округа, утвержденного в 2010 года и определившим новую границу населенного пункта (том 2 л.д. 99).
Согласно совместному приказу ОВД по ЗАТО <адрес> и Местного гарнизона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о выставлении на КПП «Паратунка» круглосуточного подвижного поста № из числа инспекторов дорожно-патрульной службы отдельного взвода дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения. Пунктом 2 приказа установлено, что несение службы на посту осуществляется двумя сменами, распорядок которых определяются Внутренним распорядком ОВД по ЗАТО <адрес>. На военного коменданта Вилючинского гарнизона данным приказом возложена обязанность по обеспечению служебными помещениями КПП «Паратунка» сотрудников ОВД по ЗАТО <адрес>, несущих службу на КПП (том 2 л.д. 3-4).
Как усматривается из Плана комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка на территории Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> (единая дислокация), контрольно-пропускной пост «Паратунка» относится к посту № с численным составом наряда – один сотрудник (том 2 л.д. 32).
В приложении к данному Плану имеется карточка поста № КПП «Паратунка», в которой подробно регламентирован порядок несения службы на данном посту (том 2 л.д. 85-86).
Таким образом, проанализировав материалы дела в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами исходя из буквального толкования п. 45 Наставлений, суд приходит к выводу о том, что пост ДПС на КПП «Паратунка» не относится к стационарному посту, так как не отвечает вышеназванным требованиям Наставления, и не может относиться к несению службы на загородной дороге, поскольку, хотя и находится за границами населенного пункта «город Вилючинск», в соответствии с Планом комплексного использования сил и средств отнесен к категории «пост». Кроме того, в силу указанных правовых норм контрольно-пропускной пункт является отдельной категорией поста, на котором выставляется наряд ДПС для осуществления контроля за дорожным движениям.
Правилами статьи 34.1 названного Положения регламентировано, что приказ начальника в органах внутренних дел РФ – служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.
Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом начальника ОВД по ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что несение службы с ДД.ММ.ГГГГ на КПП «Паратунка» осуществляется в двухсменном режиме по одному инспектору ДПС с перерывом для приема пищи для первого ИДПС в соответствии с приказом ОВД № 141 от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.86-87).
При этом за сверхурочную работу установлена доплата на основании фактически отработанного времени, отраженного в табели учета рабочего времени.
Как следует из графика дежурств личного состава ДПС ОГИБДД ОВД ЗАТО г.Вилючинска на январь 2011 года (том 1 л.д. 35), на КПП «Паратунка» на месяц распределено (определено дежурить) четыре инспектора ДПС, которые дежурят в смену по одному человеку с интенсивностью работы - дневная смена, на следующий день ночная смена и два дня отдыха.
В установленный законом срок истец не обжаловал вышестоящий приказ начальника ОВД.
Проанализировав указанный график дежурств, суд приходит к выводу о том, что в случае включения в наряд в одну смену двух инспекторов из четырех имеющихся, ответчиком будет нарушено конституционное право работников на отдых, а также дежурившим на КПП ИДПС пришлось бы работать в более жестком графике (сутки через сутки без положенного перерыва для отдыха), что правилами ст. 103 ТК РФ запрещено. Кроме того, вышеуказанным приказом предусмотрены компенсационные выплаты за работу, выполняемую сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Также суд учитывает, что скрытая проверка проводилась в период времени с 10 часов до 12 часов 30 минут, то есть в дообеденное время, когда инспектор ДПС должен был выполнять свои трудовые функции, которые он обязан выполнять в силу заключенного с ним контракта о прохождении службы и в соответствии с должностной инструкцией.
В связи с изложенным, несмотря на изменение и уменьшение ответчиком расстановки личного состава для несения службы на КПП «Паратунка» право истца существенно не нарушено, поскольку продолжительность смены не увеличилась, у инспектора сохранилось право на перерыв для приема пищи, и перерыв между сменами для отдыха.
Пунктом 72 Наставлений установлено, что контроль за несением службы нарядами ДПС на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и скрытых проверок, а также с использованием средств теле-, видеонаблюдения, навигационного оборудования по определению места нахождения патрульных автомобилей, иных технических средств.
Проверки осуществляются по письменному указанию (предписанию, служебному заданию) в том числе УВД по субъектам (пункт 73 Наставления).
Продолжительность скрытой проверки должна составлять не менее одного часа.
В ходе проведенной скрытой проверки осуществляется контроль, в том числе, за поведением сотрудника и соблюдением им дисциплины и законности; реагированием на нарушения правил дорожного движения (пункт 83 Наставления).
В соответствии с пунктом 86 Наставления, по рапорту проверяющего руководитель, назначивший скрытую проверку, принимает решение о необходимости проведения служебной проверки.
Приказом и.о. начальника ОВД по ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в самоустранении от выполнения своих служебных обязанностей, а также непринятии мер административного воздействия к водителям транспортных средств, нарушившим Правила дорожного движения РФ Сивуха Д.А. предупрежден о неполном служебном соответствии (том 1 л.д. 83-84).
Решение о привлечении Сивуха Д.А. к дисциплинарной ответственности принято исполняющим обязанности начальника ОВД по ЗАТО <адрес> на основании проведенной в отношении него служебной проверки.
Как усматривается из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника УГИБДД УВД по <адрес> Бадражан В.И. утверждено задание на проведение скрытой проверки в отношении сотрудника ОВ ДПС ГИБДД ОВД по ЗАТО <адрес>, несущим службу на посту КПП «Паратунка» в период времени с 10 часов до 12 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Указанное задание поручено Дроздову Д.Ю. (том 1 л.д. 114, оборот).
В соответствии с постовой ведомостью расстановки патрульно-постовых нарядов на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной начальником ОВД по ЗАТО <адрес>, количество милиционеров, заступающих на службу из числа инспекторов ДПС составляет 12 по обязательным нормам, фактически используются 9 сотрудников ИДПС (том 1 л.д. 121). Пунктом 4 ведомости «расстановка нарядов по сменам» в графе вид наряда - КПП «Паратунка» ИДПС Сивуха заступил на смену указанной датой с 08 до 20 часов, в связи с чем ему было выдано оружие, проведен соответствующий инструктаж, о чем имеется его подпись (том 1 л.д. 121, оборот).
Таким образом, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, судом установлено и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ ИДПС Сивуха заступил на дневное дежурство на КПП «Паратунка» с 08 до 22 часов.
Согласно рапорту госинспектора КПГ УГИБДД УВД по <адрес> Дроздова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ им была проведена скрытая проверка исполнения должностных обязанностей ИДПС Сивуха, который нес службу на КПП «Паратунка». Проверка проводилась в период времени с 10 до 12-30 часов с использованием технических средств (фотоаппарата) (том 1 л.д. 111-113).
В результате мероприятий, проводимых в рамках данной проверки, было зафиксировано, что в период времени с 10-25 час. до 12-29 час. инспектор, дежуривший на КПП, в 10 час. 25 зайдя в помещение поста, вышел из него в 10 час. 35 мин., на дороге находился до 10 час. 46 мин., после чего снова зашел в помещение поста, и до 12 час. 29 мин. из него не выходил. В указанный период времени проверяющим Дроздовым было зафиксировано, что за время нахождения Сивуха Д.А. в помещении КПП, через пропускной пункт проехало 196 транспортных средств, и совершено 18 правонарушений, предусмотренных ст. 12.6 и 12.20 КоАП РФ (том 1 л.д. 111-113).
Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля Дроздова Д.Ю., данными в судебном заседании, который при рассмотрении дела подтвердил обстоятельства проведения им скрытой проверки, изложенные в рапорте на имя и.о. заместителя начальника УГИБДД УВД по <адрес>. Также указал, что целью проведения данных мероприятий явилась проверка надлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудником ОВ ДПС ГИБДД ОВД по ЗАТО <адрес>, несущим службу на посту КПП «Паратунка», а не конкретно проверка действий ИДПС Сивуха Д.А. Проверку он проводил с использованием фотоаппарата для фиксации времени нахождения инспектора в помещении КПП «Паратунка» и непосредственного исполнения им своих должностных обязанностей, а также с применением бинокля. За все время проведения им проверочных мероприятий он (Дроздов) находился в служебной машине и никуда не отлучался. По результатам проверки им было установлено, что проверяемый инспектор ДПС ДД.ММ.ГГГГ самоустранился от исполнения своих должностных обязанностей. Это выразилось в том, что в 10 час. 46 мин. Сивуха Д.А., зайдя в помещение поста на КПП, пробыл там до 12 час. 29 мин. За указанный период времени им (Дроздовым) было зафиксировано 18 нарушений Правил дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность, вместе с тем, ни одно транспортное средство инспектором, дежурившим на КПП остановлено и проверено не было.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела по существу свидетель Кутуков А.В. пояснил, что является военнослужащим, помощником военного коменданта Вилючинского ВМГ. ДД.ММ.ГГГГ он находился на дежурстве на КПП «Паратунка» вместе с инспектором ДПС Сивуха. В период времени с 10 до 13 часов Сивуха Д.А. периодически заходил в помещение КПП погреться, так как на улице было очень холодно. Сколько времени Сивуха Д.А. находился в помещении поста пояснить не сможет, так как время не засекал и не следил за этим. Также указал, что из помещения поста дорогу и подъезжающие к КПП транспортные средства видно хорошо, и, находясь в помещении за несколько секунд можно выйти и остановить автомобиль. В связи с тем, что в отношении Сивуха Д.А. была проведена проверка, сотрудники милиции опрашивали его по данному факту, какое-либо давление в связи с этим на него не оказывалось.
Свидетель Фисунов Б.В. суду пояснил, что несет вахту на КПП «Паратунка». ДД.ММ.ГГГГ он дежурил в период времени с 10 до 12 часов на посту КПП, на улице было холодно, температура воздуха была около 27 градусов мороза. За время его (Фисунова) дежурство Сивуха Д.А. несколько раз заходил в помещение КПП, при этом точное время нахождения инспектора в помещении пояснить затруднился. Также пояснил, что какого-либо давления на него сотрудник милиции, опрашивающий по факту проводимой в отношении Сивуха Д.А. проверки, не оказывал.
Допрошенный в качестве свидетеля Мун Д.Ч. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ находился на дежурстве на КПП «Паратунка». Во время его дежурства Сивуха Д.А. несколько раз заходил в помещение поста КПП, по его мнению, находился там не более 20 минут, однако точное время пояснить не мог, так как его не фиксировал.
Исследованные при рассмотрении дела по существу фотографии, представленные ответчиком на цифровом носителе флэш-карте достоверно и точно отражают время нахождения Сивуха Д.А. в помещении поста, и количества автомобилей, проезжавших через КПП «Паратунка» и тех, которые проезжали через КПП с нарушением правил дорожного движения и были зафиксированы проверяющим.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 73 ГПК РФ вещественными доказательствами являются предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или по иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
По смыслу данной правовой нормы, вещественное доказательство представляет собой носитель имеющей отношение к делу информации, которая представляет для суда интерес.
Таким образом, исходя из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела по существу, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что в связи с низкой температурой воздуха (-27°С) он ежечасно заходил на 15-20 минут в помещение поста КПП, при этом проверяющий не мог его видеть, поскольку с места, откуда тот вел наблюдение, невозможно было увидеть его перемещения в районе КПП, и находит указанные доводы несостоятельными, поскольку пояснения истца в данной части опровергаются сведениями, изложенными в показаниях свидетеля Дроздова Д.Ю., в совокупности с исследованными фотографиями, которые суд признает допустимыми доказательствами по делу, так как они содержат в себе точную информацию о времени исполнения Сивуха Д.А. своих должностных обязанностей и период, в течение которого он от их исполнения самоустранился, а также о количестве транспортных средств, проехавших через КПП «Паратунка» с нарушением Правил дорожного движения.
Не доверять показаниям свидетеля Дроздова у суда оснований не имеется, поскольку допрошен он в соответствии с требованиями ст.ст.176, 177 ГПК РФ, неприязненных отношений между ним и истцом не имеется.
Суд не принимает во внимание показания свидетелей Кутукова А.В., Фисунова Б.В. и Мун Д.Ч., поскольку ни один из допрошенных свидетелей точно не указал время, в течение которого Сивуха Д.А. находился в помещении поста, а также не опроверг обстоятельства, зафиксированные по результатам проверки.
По результатам проведенной проверки, инициатор скрытой проверки в рапорте на имя начальника УВД по <адрес> Бадражан В.И. обратился с ходатайством о проведении в отношении ИДПС Сивуха служебной проверки по выявленным фактам (том 1 л.д.110).
Из рапорта и.о. начальника ОГИБДД ОВД по ЗАТО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ вышестоящим руководством ему поручено проведение служебной проверки (том 1 л.д.105).
В соответствии со ст. 34 Положение № служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников - порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий (в ред. федерального закона № 156-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством РФ не установлена административная или уголовная ответственность.
Статьей 38 Положения №4202-1 предусмотрен перечень дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел.
Применение к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий урегулировано главой 4 Положения о службе в органах внутренних дел РФ № 4202-1, а также разделом 13 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 1038.
Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. По общему правилу дисциплинарные взыскания объявляются приказами, за исключением замечания и выговора, которые могут быть объявлены и устно. О дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании), а приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку (ст. 39 Положения).
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение (ст. 39 Положения).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету (ст.39 Положения)
При этом вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка (ч. 3 ст. 40 Положения).
При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. Все дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету. Учет дисциплинарных взысканий сотрудниками кадрового подразделения в служебных карточках (п. 13.1, 13.4, 13.12 Инструкции).
В связи с установленными нарушениями, совершенными инспектором ДПС Сивуха, 08 февраля 2011 года истец был ознакомлен под роспись с приказом МВД РФ от 24.12.2008 г. № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел РФ» (том 1 л.д.119).
Этим же числом Сивуха Д.А. вручено уведомление с предложением представить объяснения по поводу выявленных в ходе проведения скрытой проверки нарушений. Уведомление получено Сивуха Д.А. также ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 120).
Как указывалось выше, Положением № 4202-1 предусмотрен порядок наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника ОВД, при этом именно до наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является обязательным истребование письменного объяснения.
Поскольку положением не урегулирован порядок действий в случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения, то необходимо руководствоваться установленными ст. 193 ТК РФ требованиями, согласно которым до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными командиром ОВ ДПС ГИБДД ОВД Бикуловым в присутствии оперативного дежурного Тюрикова и помощника оперативного дежурного Тенникова, зафиксирован отказ Сивуха Д.А. от дачи письменных объяснений (том 1 л.д. 117-118).
По изложенным выше основаниям, ДД.ММ.ГГГГ начальником издан приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебной соответствии.
Таким образом, давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд усматривает в действиях истца нарушение внутреннего распорядка несения службы нарядами дорожно-патрульной службы милиции на КПП «Паратунка», должностной инструкции инспектора ДПС ГИБДД, а именно – в нарушении служебной дисциплины, выразившимся в самоустранении от выполнения служебных обязанностей и непринятии мер административного воздействия к водителям транспортных средств, нарушивших правила дорожного движения, и находит порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюденным и проведенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кроме того, в феврале 2010 года Сивуха Д.А. привлекался к дисциплинарной ответственности и ему наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности привлечения Сивуха Д.А. к дисциплинарной ответственности и наложении дисциплинарного взыскания в виде неполного служебного соответствия, поскольку данный вид взыскания наложен на истца с учетом неснятого предыдущего замечания, а также соответствует тяжести совершенного Сивуха Д.А. проступка.
На основании вышеизложенного исковые требования Сивуха Д.А. о признании незаконным и отмене приказа №42 от 09.02.2011 г. о привлечении его к дисциплинарной ответственности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сивуха Д.А. к отделу внутренних дел по ЗАТО городу Вилючинску о признании незаконным и отмене приказа начальника отдела внутренних дел по ЗАТО городу Вилючинску о наложении дисциплинарного взыскания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 23 мая 2011 года.
Судья О.А.Закутайло