о защите прав потребителей



    Дело № 2-317/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года г. Вилючинск Камчатского края

    Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                Закутайло О.А.

при секретаре                         Коваленко М.А.,

с участием представителя истца Татчина В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харюшина А.А. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей, указав в обоснование своих требований, что проживает в <адрес> в <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения. Управление домом осуществляется МУП «Ремжилсервис». Начиная с апреля 2010 года управляющая организация ежемесячно производит начисление за электроэнергию сверх потребленного им количества. Полагал, что разница между фактически потребленной им и его семьей электроэнергии и количеством энергии, выставляемом в платежных квитанциях МУП «Ремжилсервис», составляет за 9 месяцев 3652,59 кВт/час на сумму 11687 руб. 71 коп. На его обращения по данному факту ответчиком дано сообщение, что в доме установлен общедомовой прибор учета потребления электрической энергии, в связи с чем плата за электроэнергию рассчитывается по формуле №9, установленной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Вместе с тем, полагал, что в силу требований закона расходы на содержание общедомового имущества несут только собственники помещений, тогда как он проживает в служебной квартире. Кроме того, полагал, что расчет платы за электроэнергию по формуле № 9 является незаконным, так как предусматривает плату за электроэнергию только в жилом помещении, исключая места общего пользования. В связи с изложенным, просил суд признать незаконным действия ответчика по начислению ему платы за электроэнергию с применением формулы № 9, обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию с 01 апреля 2011 года по настоящее время.

Истец Харюшин в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором дело просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Татчина В.Н.

В судебном заседании представитель истца Татчин В.Н., допущенный судом к участию в деле с полным объемом прав стороны, в судебном заседании изменил исковые требования, просил суд признать незаконным действия МУП "Ремжилсервис" по начислению Харюшину платы за потребленную электроэнергию по формуле №9 без учета объема потребленной электроэнергии в нежилых помещениях <адрес>, и обязать ответчика произвести перерасчет истцу платы за потребленную электроэнергию за период с 01 апреля 2010 по 30 мая 2011 года, по формуле №9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., исходя (с учетом) из фактических показаний общедомового прибора учета электроэнергии, без исключения из данного объема показаний потребленной электроэнергии в нежилых помещениях. В обоснование заявленной позиции суду пояснил, что в доме, где проживает истец, помимо жилых квартир, расположены три магазина и один банк. Указанные нежилые помещения имеют собственные приборы учета для последующего расчета с ресурсоснабжающей организацией, однако МУП "Ремжилсервис", производя жильцам дома начисление оплаты за электроэнергию по формуле №9, по его мнению, незаконно исключает показания электроэнергии, потребленной данными организациями, зафиксированные общедомовым прибором учета.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При рассмотрении дела ранее представитель ответчика Крюков Г.В., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, с заявленными исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что <адрес> в <адрес> находится в управлении МУП "Ремжилсервис". 16 мая 2009 года на общем собрании собственников данного дома было принято решение об установке общедомового прибора учета электрической энергии. На основании принятого собственниками решения в доме был установлен общедомовой прибор учета потребления электроэнергии, в связи с чем плата за электроэнергию по данному дому начала насчитываться жильцам дома в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле № 9. Также указал, что оплата за потребленную электроэнергию насчитывается на каждую квартиру отдельно, потребители производят оплату за потерю электроэнергии, то есть разницу между потребленной электроэнергией и показаниями общедомового счетчика. Указанная сумма распределяется по всем квартирам. У потребителей, у которых установлен индивидуальный прибор учета, расчет производится с применением коэффициента строго по формуле. В связи с этим полагал, что долги по остальным квартирам не распределяются между фактическими плательщиками коммунальных услуг. Полагал, что МУП "Ремжилсервис" обоснованно производит начисление истцу платы за электроэнергию, основываясь на показаниях индивидуального и общедомового прибора учета. В связи с чем просил суд отказать истцу в удовлетворении заявленных им требований.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Принимая во внимание положения ст.167 ГПК РФ, а также учитывая мнение представителя истца, дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проживает в <адрес> в <адрес> на основании постановления Вилючинского городского округа № 467 от 08 апреля 2010 года (том 1 л.д.10).

Договор найма служебного жилого помещения заключен между Харюшиным А.А. и МУП "Ремжилсервис" ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 14-17).

Управление данным домом осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Ремжилсервис» (том 1 л.д. 52-56).

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении №7 от 29 сентября 1994 года, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в том числе, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг.

Статья 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» накладывает обязанность на потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, установленные договором с исполнителем.

В соответствии с пунктом 88 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также нанимателя жилых помещений до договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом в силу пункта 89 данных Правил, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с названными правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказаниям собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также компенсации потерь во внутридомовых электрических сетях.

В соответствии со ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг (ч. 4 ст.154 ЖК РФ).

В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ на основании и во исполнение норм гражданского законодательства и иных Федеральных законов, указов Президента РФ, Правительство Российской Федерации праве принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Аналогичное положение содержится и в нормах Жилищного Кодекса РФ.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Названными Правилами под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно по формуле №9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, собственником дома ДД.ММ.ГГГГ принято решение об установке общедомового прибора учета потребления электрической энергии (том 1 л.д. 30-31).

Как усматривается из Акта приема нового учета от ДД.ММ.ГГГГ, в доме по указанному адресу установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии . Как следует из указанного акта, прибор учета установлен правильно, замечаний не имеется, схема собрана верно. Акт составлен с участием представителя управляющей организации МУП "Ремжилсервис" и ресурсоснабжающей организацией ОАО «44 Электрическая сеть» (том 1 л.д. 57).

Наличие коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме объективно подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела по существу доказательствами, - решением общего собрания (том 2 л.д. 30-31), актом приема нового учета (том 1 л.д. 57), а также ведомостями совместного снятия показаний прибора учета электроэнергии по жилому фонду МУП "Ремжилсервис" (том 1 л.д. 72-132), показаниями счетчиков потребления электроэнергии за спорный период (том 2 л.д. 50-73), на основании которых суд приходит к выводу о наличии в многоквартирном <адрес> в <адрес> коллективного (общедомового) прибора учета потребления электроэнергии.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных данным постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ, приведенных в Письме №11356-ЮТ/07 от 18.06.2007г., в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования, то есть в состав услуги по электроснабжению входит количество электрической энергии подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Как указывалось выше, при рассмотрении дела представителем истца Татчиным исковые требования были изменены, согласно которым он, не оспаривая правомерность начисления истцу потребленной электроэнергии по формуле № 9, просил признать незаконными действия МУП "Ремжилсервис" по начислению Харюшину платы за потребленную электроэнергию по формуле №9 без учета объема потребленной электроэнергии в нежилых помещениях <адрес>.

Рассматривая указанные требования, суд находит их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в квартире истца с апреля 2010 года установлен индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии, в доме, где проживает истец, имеется общедомовой прибор учета электроэнергии.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению квартиры, в которой проживает истец, должен определяться на основании пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле №9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Как следует из представленных ответчиком расчетов потребления электрической энергии <адрес> в <адрес> за период с апреля 2010 года по январь 2011 года, размер платы за потребленную электрическую энергию определен и рассчитан по формуле № 9 (том 1 л.д. 59-68):

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Из анализа вышеприведенной формулы следует, что размер платы за электроэнергию складывается исходя их учета объема (количества) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленного за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета. Технически неизбежные и обоснованные потери электроэнергии, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме, закладываются в тариф по расчету платы за электроэнергию.

Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что МУП "Ремжилсервис" правильно применяет названную формулу для определения потребленной истцом электроэнергии за расчетный период, суд не может согласиться с правильностью произведенного по ней ответчиком расчета платы за электроэнергию истцу.

Из содержания формулы № 9 усматривается, что значение показателя представляет собой объем (количество) коммунального ресурса в виде электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме (куб. м, кВт·час). То есть, исходя из буквального толкования значения данного показателя, суд приходит к выводу о том, что указанная цифра должна состоять и включать в себя весь объем потребленной электроэнергии в доме, зафиксированной прибором учета, в том числе и в нежилых помещениях дома.

В ходе рассмотрения дела по существу, нашел свое подтверждение тот факт, что в многоквартирном <адрес> в <адрес>, помимо жилых квартир, имеются нежилые помещения, в которых расположены объекты инфраструктуры: магазин «Шик» (<адрес> ИП Седакова О.А.), магазин «Компьютерный центр» (квартиры №№ 35-36 ИП Букин С.А.), ЗАО «Райффайзенбанк» (<адрес>) (том 2 л.д. 73).

Согласно показаний свидетеля Дацко С.Б., работающей инженером-энергетиком в МУП "Ремжилсервис", магазины и отделение банка, расположенные в <адрес>, несмотря на то, что имеют свои отдельные индивидуальные приборы учета, подключены к общей электропроводке и запитаны на общедомовой прибор учета жилого <адрес>, при этом указанные организации самостоятельно заключают договоры с ОАО «44 Электрическая сеть» на поставку электроэнергии, и самостоятельно рассчитываются за потребленную электроэнергию. Расчет платы за потребленную электроэнергию для жильцов указанного дома производиться следующим образом: от общего количества потребленной в расчетный период электроэнергии по дому, зафиксированного общедомовым прибором учета, отнимается количество электроэнергии, потребленное магазинами и банком, и впоследствии оставшееся количество электроэнергии закладывается в формулу № 9 в значение показателя .

Изучив представленные стороной ответчика расчетные показания потребленной по дому электроэнергии в оспариваемый период, исходя из показаний общедомового прибора учета, показаний индивидуальных приборов учета в квартирах, где таковые имеются, а также с учетом отсутствия в жилых помещениях приборов учета и наличия в доме нежилых помещений (том 2 л.д. 50-73), суд приходит к выводу о том, что количество потребленной истцом электроэнергии за расчетный период, равный месяцу, должно быть скорректировано на коэффициент, который складывается следующим образом: объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика / (суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета + суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления).

Далее, исходя из формулы № 9, получившийся, так называемый коэффициент потерь, умножается на количество электроэнергии, зафиксированное индивидуальным прибором учета в квартире истца и на тариф на электроэнергию.

Между тем, самовольный, не основанный на положениях закона, вычет ответчиком из показаний общедомового прибора учета показаний электроэнергии, зафиксированных индивидуальными приборами учета в нежилых помещениях (магазинах и банке) приводит к повышению вышеуказанного коэффициента, в связи с чем сумма, начисленная к оплате истцу за потребленную им электроэнергию в оспариваемый период, также необоснованно завышается.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования истца в данной части законными и подлежащими удовлетворению, а действия МУП "Ремжилсервис" – незаконными, в связи с чем ответчиком должен быть произведен перерасчет платы потребленную электроэнергию за период с 01 апреля 2010 года по 30 мая 2011 года, по формуле № 9, с учетом фактических показаний общедомового прибора учета электроэнергии, без исключения из данного объема показаний потребленной электроэнергии в нежилых помещениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Харюшина А.А. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей - удовлетворить.

Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия "Ремжилсервис" по начислению Харюшину А.А. платы за потребленную электроэнергию по формуле без учета объема потребленной электроэнергии в нежилых помещениях <адрес>.

Обязать МУП "Ремжилсервис" произвести перерасчет Харюшину А.А. плату за потребленную электроэнергию по адресу <адрес>, за период с 01 апреля 2010 по 30 мая 2011 года, по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г., исходя (с учетом) из фактических показаний общедомового прибора учета электроэнергии, без исключения из данного объема показаний потребленной электроэнергии в нежилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме – 06 июня 2011 года.

Судья                                                                                     О.А.Закутайло