Дело № 2-562/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2011 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Моточук М.В.,
с участием: истца Бойко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойко В.А. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику МУП «Ремжилсервис», в котором просил признать начисление за электроэнергию с апреля 2010 года по настоящее время не правильным, произвести перерасчет, обязать МУП «Ремжилсервис» провести фактическую ревизию подъездных электрощитов с целью выявления изменения схем подключения в обход приборов учета и хищения электроэнергии, в квитанциях на оплату за электрическую энергию отдельно указывать электрическую энергию, потребленную квартирой и расписывать, на какие общедомовые нужды и сколько было потреблено электроэнергии.
В обоснование исковых требований указал, что является нанимателем служебного жилого помещения – <адрес> в <адрес>, где и проживает семьей из трех человек. В апреле 2010 года по требованию управляющей компании он заменил за свой счет прибор учета № классом точности 2,5 % на новый № классом точности 1%. С апреля 2010 года ему начисляется к оплате электроэнергия, потребленная им и общедомовая, всего переплата составила 9 789 рублей 38 копеек без учета квитанций с апреля по август 2010 года, поскольку по мнению истца ответчик нарушает Закон «О защите прав потребителей» и договор найма служебного жилого помещения, а именно: управляющей компанией включаются общедомовые расходы, не обосновывая их, а ссылаясь на п.9 Постановления Правительства №307, начисляет в стоимость оплаты электроэнергии электроэнергию, которая не была им потреблена, некачественно обслуживает электрохозяйство <адрес> в <адрес>, при котором допускаются хищения электроэнергии, и «так называемые утечки», он обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец Бойко В.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что фактически на него возлагается обязанность по оплате не получаемой им электроэнергии, просил признать неправильным начисление платы за электроэнергию в указанный в иске период, поскольку считает, что должен платить на фактически потребленную им энергию.
Представитель ответчика МУП «Ремжилсервис» в судебное заседание не явился, директор предприятия просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица «44ЭС» в судебное заседание представителя не направило, в представленном мнении просили рассмотреть дело без представителя третьего лица, в представленном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указал, что энергоснабжение граждан в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает управляющая компания «Ремжилсервис», которая является исполнителем коммунальных услуг. Границей балансовой принадлежности между ОАО «44ЭС» и МУП «Ремжилсервис» являются кабельные наконечники КЛ – 0,4 кВ во ВРУ жилого дома, что подтверждается актом № разграничения балансовой принадлежности от ДД.ММ.ГГГГ. Приборы учета установлены управляющей компанией в соответствии с п.п. 7,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства №307, включены в состав общего имущества дома. Приборы приняты к учету, что отражено в актах приема нового учета от 20.06.2009 года.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, в состав которой согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включается плата за электроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названных положений ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту Правила № 307), пунктом 1 которых определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 данных Правил их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 16 этих Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном ему в соответствии с ордером серии 002468 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления №, и договором найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,8).
Ответчик МУП «Ремжилсервис» в соответствии со свидетельствами о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на териитории Российской Федерации, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Уставом предприятия, является юридическим лицом, деятельность которого направлена в том числе на управление многоквартирными домами, эксплуатацию жилищного фонда, систем электроснабжения.
Из материалов дела следует, что ответчик МУП «Ремжилсервис» является управляющей организацией для <адрес> в <адрес> края, и на основании заключенного с собственником расположенных в нем жилых помещений договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ производит начисление платы по коммунальной услуге – электроснабжению и выставляет соответствующие счета к оплате потребителям данной коммунальной услуги, выполняет техническое обслуживание электрических сетей.
В соответствии с актами № б/н приема нового учета от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлен и допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии.
Из объяснений истца в судебном заседании, копии гарантийного талона (л.д.9) следует, что в жилом помещении истца установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии «Меркурий 201».
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению квартиры, в которой проживает истец, должен определяться в силу пункта 23 Правил № в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно по формуле 9, в расчете которой учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Как следует из представленных ответчиком помесячных расчетов потребления электрической энергии <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, за оспариваемый период с апреля 2010 года по май 2011 года, размер платы за потребленную электрическую энергию определялся в соответствии с пунктом 23 Правил № 307 по формуле 9, предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, что соответствует действующему законодательству.
Расчет ответчика выполнен на сновании показаний приборов учета электроэнергии как индивидуального, так и общедомового, что подтверждается материалами дела: представленными отдельно за каждый месяц таблицами снятия показаний прибора учета электроэнергии в квартире истца и общедомового прибора учета, показаниями общедомового прибора учета, представленными в том числе третьим лицом.
Оснований не доверять данным показаниям приборов учета электрической энергии у суда оснований не имеется, так как каких-либо доказательств, что объемы потребления электроэнергии управляющей компанией указаны неверно, истцом не представлено, не добыто их и при рассмотрении дела.
Разрешая требования истца в части возложения на ответчика обязанности по указанию в платежных документах за электрическую энергию отдельно электроэнергии, потребленной квартирой и расписывать на какие общедомовые нужды и сколько было потреблено электроэнергии, не нахожу оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Статьями 8 -10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года №2300-1 закреплено право потребителя на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, товарах, работах, услугах, которому корреспондирует обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Под необходимой информацией понимается полная, достаточная для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре (услуге), информация, которая создает у него четкое представление о свойствах товара (услуги) и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар (услугу). Достоверность информации означает ее точное соответствие действительным свойствам товара.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Таким образом, по смыслу ст. 10 ФЗ "О защите прав потребителей" необходимая и достоверная информация доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Объем предоставляемой потребителю информации об оказываемых коммунальных услугах, порядок и способ ее доведения содержатся в п. 38, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307. Согласно указанным нормам, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, единиц измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных услуг; сведения об изменении размера платы с указанием оснований, должны содержаться в платежном документе, представляемом исполнителем. Кроме того, информация о размерах тарифов на коммунальные услуги, надбавок к ним и реквизиты нормативных актов, на основании которых применяются тарифы, размещаются на досках объявлений в подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, а о порядке и форме оплаты коммунальных услуг - в договоре или на доске объявлений в доступном помещении исполнителя.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм на исполнителя не возложено обязанности в платежном документе указывать, на какие общедомовые нужды и сколько было потреблено электроэнергии.
Требования в части возложения на ответчика обязанности по проведению фактической ревизии подъездных электрощитов с целью выявления изменения схем подключения в обход приборов учета и хищения электроэнергии не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 закреплены следующие положения:
2.3.5. Текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий.
3.1.1. Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях.
5.6.1. Эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
5.6.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
5.6.4. Текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями.
5.6.6. Организации по обслуживанию жилого фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать безаварийную работу силовых установок и оборудования автоматизации, обеспечивать, контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования, осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;
Каких-либо доказательств, что управляющей компанией допускается некачественное обслуживание электрических сетей, при котором возможно хищение электроэнергии, истцом не представлено, не установлено их и судом при рассмотрении дела, в связи с чем доводы истца в этой части не могут быть признаны обоснованными.
Так, ответчиком представлены план – график профилактического осмотра и технического обслуживания жилого фонда микрорайона Рыбачий на сентябрь 2010 года, график профилактического осмотра и технического обслуживания ВРУ, ЭРЩ, электрических сетей общего пользования, куда входит и многоквартирный дом, где находится жилое помещение ответчика, данных о том, что указанные работы проводятся не в соответствии с установленными правилами истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований истца, не имеется, поскольку размер платы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению истцу определен за оспариваемый период в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Бойко В.А. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено «28» июня 2011 года.
Председательствующий судья | А.В. Чернявский |