о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности



Дело № 2-651/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2011 года г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                 Буткина Н.Д.,

при секретаре судебного заседания            Ситник В.Ю.,

с участием: помощника прокурора ЗАТО <адрес> Бондаренко О.С., представителя ответчика МОУ СОШ Кравцовой Е.В., представителя ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края Приходько Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО <адрес> к МОУ «Средняя образовательная школа », администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор ЗАТО <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просил обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа »» (далее МОУ СОШ ) устранить нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ . Также просил обязать администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края, как учредителя МОУ СОШ , выделить финансирование на устранение нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности в здании муниципального образовательного учреждения    «Средняя общеобразовательная школа », расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований правил пожарной безопасности:

-на путях эвакуации - в общих коридорах и в лестничных клеткахздания МОУ СОШ , по которым могут эвакуироваться более 50 человек,не предусмотрено эвакуационное освещение, чем нарушены требованияп.6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.7.62СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;

-не произведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака здания, чем нарушены требования п.36Правил Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);

-наружная лестница и площадка высотой от уровня тротуара более0,45 м перед наружной дверью эвакуационного выхода (входа) из столовойне имеют ограждения, чем нарушены требования п. 1.93 СНиП 2.08.02.-89«Общественные здания и сооружения».

-не внесены уточнения в раздел III декларации пожарнойбезопасности в соответствии с изменениями, внесенными 26.03.2010 в приказМЧС РФ от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрациидекларации пожарной безопасности» (в перечне нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты, не указаны части, пункты вышеуказанных нормативных документов), чем нарушены требования ч. 6 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

-двери второго этажа, выходящие на лестничную клетку в блоке средней школы, в открытом положении уменьшают ширину лестничных площадок, чем нарушены требования п.6.31 СНиП 21-01-97.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МОУ СОШ Кравцова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась и пояснила, что в настоящее время нарушения не устранены, но предприняты меры к их устранению.

Представитель ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края Приходько Л.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласилась, полагала, что в сроки, указанные в предписании, они успеют устранить выявленные нарушения.

Выслушав помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожаром – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, требованиями пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В силу ст. 38 указанного нормативного акта ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут собственники имущества.

В правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что МОУ СОШ является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно Уставу учредителем МОУ СОШ является администрация Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края в лице главы Вилючинского городского округа.

Пунктом 1.5 Устава определено, что МОУ СОШ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс, лицевой счет и объекты собственности, закрепленные Учредителем за Учреждением на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами.

Согласно п. 4.2 Устава к полномочиям Учредителя относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений Учреждения, благоустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ , в ходе проведения проверки установлены следующие нарушения:

1.на путях эвакуации - в общих коридорах и в лестничных клеткахздания МОУ СОШ , по которым могут эвакуироваться более 50 человек,не предусмотрено эвакуационное освещение, чем нарушены требованияп.6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п.7.62СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;

2. не произведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака здания, чем нарушены требования п.36Правил Пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);

3. наружная лестница и площадка высотой от уровня тротуара более0,45 м перед наружной дверью эвакуационного выхода (входа) из столовойне имеют ограждения, чем нарушены требования п. 1.93* СНиП ДД.ММ.ГГГГ.-89*«Общественные здания и сооружения».

4. не внесены уточнения в раздел III декларации пожарнойбезопасности на здание в соответствии с изменениями, внесенными 26.03.2010 в приказ МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности», а именно: в перечне нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты, не указаны части, пункты вышеуказанных нормативных документов, чем нарушены требования ч. 6 ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. двери второго этажа, выходящие на лестничную клетку в блоке средней школы, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок, чем нарушены требования п.6.31* СНиП 21-01-97* (л.д. 9-10).

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Доказательств того, что выявленные указанные нарушения требований пожарной безопасности в настоящее время устранены, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, стороной ответчика представлено не было, кроме того, факт не устранения указанных нарушений признан представителями ответчиков в судебном заседании.

Таким образом, установив, что ответчик допустил нарушения требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что он обязан их устранить, в связи с чем заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая требования о возложении на ответчика администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского края обязанности выделить финансирование на устранение нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из Устава и указывалось выше, учредителем МОУ СОШ является администрация Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края в лице главы Вилючинского городского округа.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным возложить обязанность по обеспечению финансирования проведения мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности на Учредителя и собственника имущества – администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края, однако лишь в случае недостаточности денежных средств у ответчика МОУ СОШ .

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя заявленные требования, суд, исходя из объема работ, которые необходимо выполнить, а также с учетом установленного действующим законодательством порядка финансирования муниципальных учреждений, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

При этом, суд принимает во внимание, сроки устранения выявленных нарушений, установленных предписаниями от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика МОУ СОШ , не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Органы местного самоуправления на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора ЗАТО <адрес> к МОУ «Средняя образовательная школа », администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края о понуждении к выполнению требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » устранить нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ , согласно срокам, установленным предписаниями от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

При недостаточности либо отсутствии денежных средств у муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности возложить на Учредителя и собственника имущества – администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2011 года.

Председательствующий Н.Д.Буткин