о признании незаконным бездействия начальника ОВД в части не обеспечения прогулок подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторе временного содержания и об устранении допущенных нарушений



Дело № 2-628/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011 года г. Вилючинск Камчатского края

    Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи     Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Моточуке М.В., с участием:

помощника прокурора ЗАТО города Вилючинска Андреевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Федюка М.В. к отделу внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску о возложении обязанности по оборудованию изолятора временного содержания при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочным двором,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора ЗАТО города Вилючинска Федюк М.В. обратился в суд к отделу внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску (далее по тексту - ОВД по ЗАТО г. Вилючинску) с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой ЗАТО города Вилючинска проведена проверка в изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску (далее – ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску) законности нахождения лиц, заключенных под стражу, соблюдения установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий содержания лиц, арестованных в административном порядке и содержащихся в ИВС, а также материально-бытовое обеспечение. В ходе проведенной проверки установлено отсутствие в ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочного двора, что является нарушением требований п.п. 46, 132 Приказа МВД РФ №950 от 22.11.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», в соответствии с которыми прогулки проводятся на территории прогулочных дворов, оборудуемых скамейками для сидения и навесами от дождя. Ссылаясь на ст.9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также статью 4 данного закона, согласно которой содержание под стражей обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма уважения человеческого достоинства, просил суд признать бездействие начальника ОВД по ЗАТО г. Вилючинску в части необеспечения прогулок подозреваемым и обвиняемым, содержащихся под стражей в ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску незаконным, и обязать начальника ОВД по ЗАТО г. Вилючинску устранить выявленные в ходе проведенной проверки нарушения, а также оборудовать в ИВС при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочный двор.

    В ходе производства по данному гражданскому делу в качестве соответчика по делу привлечено Управление внутренних дел по Камчатскому краю.

Определением Вилючинского городского суда Камчатского края от 21 марта 2011 года производство по делу в части признания незаконным бездействия начальника ОВД по ЗАТО г. Вилючинску Власова С.А. в части необеспечения прогулок подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторе временного содержания прекращено в связи с отказом помощника прокурора от указанных требований.

В дальнейшем помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Андреева И.В. исковые требования изменила, просила суд обязать ответчиков оборудовать в ИВС при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочный двор для осуществления прогулок подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

Затем помощник прокурора Бондаренко О.С. уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков УВД по Камчатскому краю, после чего УВД по Камчатскому краю привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Андреева И.В. данные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Дополнительно суду пояснила, что, несмотря на принятые руководством внутренних дел Камчатского края меры по оборудованию ИВС прогулочным двором, последний в нарушение норм действующего законодательства в ИВС до настоящего времени отсутствует.

Ответчик ОВД по ЗАТО г. Вилючинску, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебное заседания, своего представителя не направил, об уважительности неявки не сообщил. Согласно письменным возражениям с требованиями прокурора не согласились в полном объеме, так как ранее начальником ОВД по ЗАТО г. Вилючинску неоднократно принимались меры к оборудованию ИВС прогулочным двором путем обращения к вышестоящему руководству – Третьему УВД МВД России, и к администрации Вилючинского городского округа. Но поскольку до принятия закона «О полиции» изоляторы временного содержания относились к милиции общественной безопасности и финансировались за счет средств федерального бюджета, местная администрация не обладала полномочиями по финансированию затрат ОВД для обустройства ИВС прогулочным двором. Вместе с тем, после того, как ОВД по ЗАТО г. Вилючинску с 01 июля 2010 года был переподчинен и введен в структуру УВД по Камчатскому краю, начальником ОВД по ЗАТО г. Вилючинску было направлено ходатайство о выделении денежных средств на оборудование ИВС прогулочным двором, в связи с чем при утверждении бюджета УВД по Камчатскому краю на 2011 год в него были заложены соответствующие расходы. В настоящее время составлена смета, производство работ запланировано на июнь 2011 года.

Третье лицо УВД по Камчатскому краю извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представитель УВД по Камчатскому краю Невмируха Е.В. просила отложить судебное заседание в связи с нахождением сотрудников в служебной командировке и занятостью в других процессах в городском суде г. Петропавловска-Камчатского.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, обязывающие лиц, участвующих в деле предоставить доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание, судом принято решение о рассмотрение дела по существу в отсутствие ответчика и третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно статье 4 Федерального закона №103-фз от 15 июля 1995 года (в ред. от 07.02.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон № 103-фз) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Статьей 7 названного закона установлен перечень мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в состав которых входит изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Положениями данной статьи также установлено, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В судебном заседании установлено, что за ОВД по ЗАТО г. Вилючинску распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае № 418р от 03 декабря 2010 года на праве оперативного управления закреплены нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Вилючинск, ул. Спортивная, д.5а, относящиеся к собственности РФ.

Согласно приказу ОВД по ЗАТО г. Вилючинску № 199 от 05 октября 2010 года, изолятор временного содержания входит в структуру ОВД по ЗАТО г. Вилючинску.

Из п. 5 Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по ЗАТО г. Вилючинску следует, что деятельность ИВС строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма.

При этом, к числу основных функций ИВС относится, в том числе, и обеспечение режима содержания подозреваемых и обвиняемых (п.20 Положения).

В соответствии со ст. 15 Закона №103-фз в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 23 данного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые должны быть обеспечены необходимыми бытовыми условиями, коммунально-бытовым обслуживанием с учетом того, что условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или унижать их человеческое достоинство, и отрицательно влиять на их здоровье.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данными Правилами устанавливается порядок, в том числе, и проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых (ст. 16 Закон № 103-фз), которые в соответствии с п. 132 Приказа МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» проводятся на территории прогулочных дворов, оборудованных скамейками для сидения и навесами от дождя.

Из представленного схематического плана ИВС при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску следует, что прогулочный двор на территории ИВС отсутствует. Не оспаривалось данное обстоятельство и стороной ответчика.

Таким образом, достоверно установив в ходе судебного разбирательства дела, прогулочный двор, оборудованный скамейками для сидения и навесами от дождя, для осуществления ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых, суд, исходя приведенных правовых норм, находит требования заместителя прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решая вопрос о возложении соответствующей обязанности на тот или иной субъект рассматриваемых правоотношений, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п.п. 1 и 2 ст. 120, п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, ч. 1, 2, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, которое является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Согласно пункту 3 Положения об Отделе внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску, отдел входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению внутренних дел.

В соответствии с указом Президента РФ от 01.03.2011 № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» территориальный орган осуществляет полномочия и является, в том числе, получателем и распорядителем бюджетных ассигнований федерального бюджета, администратором доходов федерального бюджета; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; осуществляет проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа, подчиненных органов и организаций.

Положением об Управлении внутренних дел по Камчатскому краю (далее – УВД по Камчатскому краю), утвержденному приказом МВД № 727 от 15 августа 2007 года, установлено, что УВД по Камчатскому краю осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные отделы (управления) внутренних дел по районам (муниципальным районам), городам (городским округам) и иным муниципальным образованиям, в том числе отдел внутренних дел в закрытом административно-территориальном образовании (пункт 4).

Пунктом 12 названного Положения установлено, что финансирование УВД по Камчатскому краю осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 16 раздела II Положения, УВД по Камчатскому краю распределяет выделенные бюджетные ассигнования и осуществляет материально-техническое обеспечение подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование денежных средств и материальных ресурсов, находящихся в оперативном управлении.

Вместе с тем, из содержания п.п. 9, 13 Положения следует, что ОВД по ЗАТО г. Вилючинску, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Камчатского края, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, является самостоятельным юридическим лицом, участвующим в гражданских правоотношениях в форме государственного учреждения, способным выступать истцом и ответчиком в суде.

Также ОВД по ЗАТО г. Вилючинску распоряжается доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов (п.30 Положения).

Из представленной стороной ответчика межведомственной переписки ОВД по ЗАТО г. Вилючинску и УВД по Камчатскому краю относительно оборудования прогулочного дворика ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску от 3 и 10 марта 2011 года следует, что на данные цели в феврале 2011 года из средств федерального бюджета выделены денежные средства в размере 1 000 000 рублей, в настоящее время ведутся работы по подбору подрядной организации на выполнение строительства прогулочного двора в соответствии со сметой и техническим заданием на сумму 608 412 рублей 13 копеек, а также дополнительных работ по улучшению условий ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску

Между тем, согласно справке УВД по Камчатскому краю от 28 марта 2011 года, распределением лимитов бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта объектов органов внутренних дел в 2011 году осуществляется Департаментом тыла МВД России. Во исполнение указания заместителя министра МВД в Департамент тыла России направлена заявка для выделения финансирования на проведение капитального ремонта ИВС. В соответствии с телеграммой ФЭД МВД России от 21.02.2011 года денежные средства на капитальный ремонт ИВС будут доведены дополнительно. При поступлении денежных средств на проведение первоочередных мероприятий по проведению капитального ремонта будут проведены процедуры по выбору подрядной организации для осуществления ремонта.

Приказом от 27 июня 2011 года № 687 утверждена документация об аукционе для проведения открытого аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ИВС административного здания ОВД по ЗАТО г. Вилючинск, в том числе устройство прогулочного двора. Дата проведения аукциона 25 июля 2011 года.

Оценив представленные документы в их совокупности, суд приходит к выводу, что, несмотря на принятые меры по выделению из федерального бюджета средств для оборудования ИВС ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочным двором, в настоящее время строительные работы в ИВС при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску не начаты.

При таких обстоятельствах, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, и определяя правовой статус ОВД по ЗАТО г. Вилючинску, как автономное учреждение, обладающее специальной целевой правоспособностью, способное самостоятельно выступать в суде ответчиком и нести ответственность по своим обязательствам с ограничениями, установленными ст. 298 ГК РФ, суд считает необходимым возложить обязанности по оборудованию изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочным двором на ОВД по ЗАТО г. Вилючинску.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, переходный период в связи с принятием федеральным законом «О полиции», делегирования и закрепления финансовых полномочий по обеспечению деятельности полиции, и находит целесообразным установить срок для оборудования ИВС прогулочным двором до 31 декабря 2011 года.

Государственная пошлина от уплаты, которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, взысканию с ответчика не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О полиции» № 3-фз от 07 февраля 2011 года полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В связи с вышеуказанными правовыми нормами, ответчик от уплаты госпошлины освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Федюк М.В. к отделу внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску о возложении обязанности оборудовать изолятор временного содержания при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочным двором - удовлетворить.

    Обязать отдел внутренних дел по ЗАТО г. Вилючинску в срок до 31 декабря 2011 года оборудовать изолятор временного содержания при ОВД по ЗАТО г. Вилючинску прогулочным двором для осуществления прогулок подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, в соответствии с требованиями приказа МВД РФ № 950 от 22 ноября 2005 года.

    Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                            А.В. Орлов