о возложении обязанности соорудить ограждение для размещения металлического контейнера для сбора бытового мусора



Дело № 2-654/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края 23 августа 2011 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Моточуке М.В.,

с участием:

помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С.,

представителя ответчика МОУ «СОШ № 9» Борисенко М.А.,

представителя третьего лица администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края Приходько Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о понуждении к установке металлического контейнера для сбора бытового мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» (далее – МОУ «СОШ № 9»), в защиту интересов неопределенного круга лиц, требуя обязать указанное Учреждение, на базе которого действует летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, установить металлический контейнер для сбора бытового мусора (мусоросборник), в соответствии с требованиями п. 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере обеспечения летнего отдыха и оздоровления детей. В результате проверки деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, образованного на базе МОУ «СОШ № 9» было установлено, что на хозяйственной части территории лагеря в нарушение требований п. 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», отсутствуют контейнеры для сбора мусора. При этом, весь бытовой мусор храниться в помещении, в котором располагается лагерь, что влечет за собой ухудшение благоприятной окружающей среды, способно нанести ущерб здоровью людей. Полагая, что указанные обстоятельства нарушают конституционные права и интересы неопределенного круга лиц, заместитель прокурора обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В ходе производства по делу по ходатайству помощника прокурора Бондаренко О.С. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края.

Затем помощник прокурора Бондаренко О.С. уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края, после чего указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С. заявленные исковые требования к МОУ «СОШ № 9» поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просил обязать ответчика установить соответствующий требованиям СанПиН металлический контейнер для сбора бытового мусора, предоставив ответчику срок для исполнения до 7 ноября 2011 года.

Представитель ответчика МОУ «СОШ № 9» Борисенко М.А. с исковыми требованиями не согласилась, не отрицая отсутствие на территории МОУ «СОШ № 9», на базе которого действует оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, мусоросборников, пояснила, что оборудование площадки для мусоросборника на расстоянии не менее 25 м от пищеблока будет противоречить пп. 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, поскольку тогда мусоросборник окажется на территории физкультурно-оздоровительной зоны.

Представитель третьего лица администрации ВГО Приходько Л.И., считала исковые требованиям законными и обоснованными, при этом пояснила, что до настоящего времени решение об изменении статуса Учреждения в соответствии с внесенными в законодательство РФ изменениями не принято, соответствующие изменения в учредительные документы МОУ «СОШ № 9» не внесены, однако бюджет на текущий год уже сформирован, в связи с чем, просила установить срок исполнения на 2012 год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

В ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей, в том числе, являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на таких принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу ст. 9 вышеназванного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (ст. 12 конституции РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предназначением которого является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с приказом директора МОУ «СОШ № 9» Солодовник М.Н. от 5 мая 2011 года № 36, при указанном Учреждении открыт лагерь с дневным пребыванием детей «Тополек», с определением следующих сроков работы: первая смена с 1 июня 2011 года по 30 июня 2011 года, вторая смена с 4 июля 12011 года по 1 августа 2011 года, третья смена с 7 ноября 2011 года по 11 ноября 2011 года.

Также в судебном заседании установлено, что на хозяйственной части территории указанного лагеря с дневным пребыванием детей, образованном и действующем на базе МОУ «СОШ № 9» отсутствует контейнеры для сбора мусора, что подтверждается актом проверки от 6 июня 2011 года. Не оспаривалось данное обстоятельство и стороной ответчика.

Весь бытовой мусор хранится в специальном помещении МОУ «СОШ № 9», и в последующем вывозится мусорной машиной на основании договора, заключенного с МУП «Автодор», что следует из пояснений лиц, участвующих в деле, а также подтверждается соответствующим договором на оказание услуг по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов от 27 мая 2011 года.

В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 25 от 19 апреля 2010 года, для сбора мусора и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны, на расстоянии не менее 25 м от здания, должна быть предусмотрена площадка с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1 м по периметру во все стороны. Площадка с трех сторон оборудуется ветронепроницаемым ограждением с высотой, превышающей высоту контейнеров для сбора мусора.

Согласно п. 13.1. вышеназванных СанПиН 2.4.4.2599-10, руководитель оздоровительного учреждения и юридические лица, независимо от организационных правовых форм, и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией летнего оздоровления, являются ответственными лицами за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил.

Аналогичные требования к установке и размещению мусоросборников содержаться в п. 2.2.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44.

Доказательств того, что выявленные нарушения вышеуказанных санитарных норм в настоящее время устранены, а на территории МОУ «СОШ № 9» установлены соответствующие мусоросборники, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, стороной ответчика представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.

Довод ответчика МОУ «СОШ № 9» о том, что оборудование площадки мусоросборника в соответствии с требованиями п. 4.5 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» приведет к нарушению требований предъявляемых к оборудованию физкультурно-спортивной зоны (пп. 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189), является необоснованным, поскольку достаточных доказательств этому, ответчиком суду не представлено, кроме того, вышеуказанная норма Правил (п. 4.5 СанПиН 2.4.4.2599-10) не содержит каких-либо конкретно определенных требований относительно верхнего предела дальности расстояния, на котором должны быть установлены мусоросборники, следовательно, не препятствует ответчику устранить нарушения данных санитарно-эпидемиологических требований путем их установки на расстоянии более 25 м, вне пределов физкультурно-спортивной зоны.

8 мая 2010 года принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. В частности, меняется правовое положение государственных (муниципальных) учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения осуществляется решением исполнительного государственного органа соответствующего уровня: местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 6; п. 10 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).

Для приведения правоустанавливающих документов государственных или муниципальных учреждений в соответствие с новыми требованиями законодательства установлен переходный период в полтора года с 1 января 2011 г. по 1 июля 2012 г. (п. 13 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение в силу новых норм ст. 120 (абзац 6 пункта 2 в редакции Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ) ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. При этом собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения

Положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона № 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (ч. 12 ст. 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ).

Как следует из пояснений представителя администрации ВГО, до настоящего времени решения об изменении правового статуса МОУ «СОШ № 9» не принято, изменения в учредительные документы также не внесены.

Вместе с тем, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что основной целью изменения правового статуса существующих бюджетных учреждений, в рамках их реформы, является создание условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики на основе принципов с расширенными полномочиями.

Таким образом, установив, что ответчик МОУ «СОШ № 9» допустил нарушения санитарно-эпидемиологических требований, суд находит требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.

Таким образом, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя заявленные требования, находит необходимым с учетом вышеназванных фактических обстоятельств дела, а также срока начала работы третьей смены (7 ноября 2011 года) установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, до 7 ноября 2011 года.

Государственная пошлина от уплаты, которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика МОУ «СОШ № 9» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е. к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» о понуждении к установке металлического контейнера для сбора бытового мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» установить металлический контейнер для сбора бытового мусора (мусоросборник), в соответствии с требованиями п. 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», в срок до 7 ноября 2011 года.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2011 года.

Судья А.В. Орлов