о возложении обязанности соорудить ограждение для размещения металлического контейнера для сбора бытового мусора



Дело № 2-660/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края 23 августа 2011 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Моточуке М.В.,

с участием:

помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С.,

представителя ответчика МОУ ДОД «ЦРТДЮ» Сташук Е.В.,

представителя администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края Приходько Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е. к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр развития творчества для детей и юношества» о понуждении к установке мусоросборника в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

УСТАНОВИЛ:

         Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр развития творчества для детей и юношества» (далее – МОУ ДОД «ЦРТДЮ»), в защиту интересов неопределенного круга лиц, требуя обязать указанное Учреждение, на базе которого действует летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, установить металлический контейнер для сбора бытового мусора (мусоросборник), в соответствии с требованиями п. 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Свои требования мотивировал тем, прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере обеспечения летнего отдыха и оздоровления детей. В результате проверки деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, образованного на базе эксплуатирующей МОУ ДОД «ЦРТДЮ» было установлено, что на хозяйственной части территории лагеря в нарушение требований п. 4.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», отсутствуют контейнеры для сбора мусора. При этом, весь бытовой мусор храниться в помещении, в котором располагается лагерь, что влечет за собой ухудшение благоприятной окружающей среды, способно нанести ущерб здоровью людей. Полагая, что указанные обстоятельства нарушают конституционные права и интересы неопределенного круга лиц, а именно граждан ныне проживающих и могущих проживать в дальнейшем на территории Вилючинского городского округа, заместитель прокурора обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В ходе производства по делу 20 июля 2011 года по ходатайству помощника прокурора Бондаренко О.С. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края.

Затем помощник прокурора Бондаренко О.С. уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края, после чего указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.

3 августа 2011 года помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., действуя в рамках предоставленных ему полномочий, изменил исковые требования, ссылаясь на отсутствие на территории МОУ ДОД «ЦРТДЮ» контейнера для сбора мусора (мусоросборника), просил суд обязать ответчика МОУ ДОД «ЦРТДЮ» исполнить требование п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 1 апреля 2003 года, а именно разместить мусоросборник с крышкой на расстоянии не менее 25 метров от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированное, асфальтированное) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы, с размером контейнерной площадки превышающей площадь мусоросборника на 1,0 м со всех сторон.

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С. данные исковые требования поддержал, просил обязать МОУ ДОД «ЦРТДЮ» установить соответствующий требованиям СанПиН контейнер для сбора мусора, предоставив ответчику срок для исполнения до 1 июня 2012 года.

Представитель ответчика МОУ ДОД «ЦРТДЮ» Сташук Е.В с исковыми требованиями в их окончательном варианте согласилась, просила установить срок исполнения решения суда до 1 июня 2012 года в связи с отсутствием у учреждения финансовых возможностей для устранения выявленных нарушений в текущем году.

Представитель третьего лица администрации ВГО Приходько Л.И., считала исковые требованиям законными и обоснованными, при этом пояснила, что до настоящего времени решение об изменении статуса Учреждения в соответствии с внесенными в законодательство РФ изменениями не принято, соответствующие изменения в учредительные документы МОУ ДОД «ЦРТДЮ» не внесены, однако бюджет на текущий год уже сформирован, в связи с чем, просила установить срок исполнения до 1 июня 2012 год.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.

В ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей, в том числе, являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на таких принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу ст. 9 вышеназванного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предназначением которого является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

На основании представленных сторонами в материалы дела документов установлено, что целью создания МОУ ДОД «ЦРТДЮ» является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 4 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержания досуга (п. 2.1 Устава).

Кроме того, Учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность, в том числе, за: выполнение функций, определенных его Уставом; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством РФ (п. 2.3 Устава).

Также в судебном заседании установлено, что на территории МОУ ДОД «ЦРТДЮ» отсутствует контейнер для сбора мусора, что подтверждается, в том числе, актом проверки от 6 июня 2011 года. Не оспаривалось данное обстоятельство и стороной ответчика.

Из пояснений лиц, участвующих в деле следует, что весь бытовой мусор храниться в помещении хозяйственной постройки спортивной школы, и в последующем выбрасывается в машину по вывозу мусора.

В соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 1 апреля 2003 года, на хозяйственном дворе размещаются хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

Согласно п. 11.1. вышеназванных СанПиН 2.4.4.1251-03, руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает выполнение требований указанных санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения.

Доказательств того, что выявленные нарушения вышеприведенных санитарных норм в настоящее время устранены, а на территории МОУ ДОД «ЦРТДЮ» установлен соответствующий мусоросборник, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.

8 мая 2010 года принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. В частности, меняется правовое положение государственных (муниципальных) учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения осуществляется решением исполнительного государственного органа соответствующего уровня: местной администрацией муниципального образования - для муниципальных учреждений. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 6; п. 10 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).

Для приведения правоустанавливающих документов государственных или муниципальных учреждений в соответствие с новыми требованиями законодательства установлен переходный период в полтора года с 1 января 2011 г. по 1 июля 2012 г. (п. 13 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение в силу новых норм ст. 120 (абзац 6 пункта 2 в редакции Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ) ГК РФ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. При этом собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения

Положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона № 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (ч. 12 ст. 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ).

Как следует из пояснений представителя администрации ВГО, до настоящего времени решения об изменении правового статуса МОУ ДОД «ЦРТДЮ» не принято, изменения в учредительные документы также не внесены.

Вместе с тем, из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что основной целью изменения правового статуса существующих бюджетных учреждений, в рамках их реформы, является создания условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики на основе принципов с расширенными полномочиями.

Таким образом, установив, что ответчик МОУ ДОД «ЦРТДЮ» допустил нарушения санитарно-эпидемиологических требований, суд находит требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.

Довод представителя МОУ ДОД «ЦРТДЮ» об отсутствии у учреждения финансовых возможностей для устранения нарушений хотя и заслуживает внимания, однако в силу вышеприведенных норм права не снимает в переходный период ответственности с данного ответчика по исполнению действующего законодательства РФ.

Государственная пошлина от уплаты, которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика МОУ ДОД «ЦРТДЮ» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е. к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр развития творчества для детей и юношества» о понуждении к установке мусоросборника в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества для детей и юношества» в срок до 1 июня 2012 года исполнить требование п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 1 апреля 2003 года, а именно разместить мусоросборник с крышкой на расстоянии не менее 25 метров от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированное, асфальтированное) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы, с размером контейнерной площадки превышающей площадь мусоросборника на 1,0 м со всех сторон.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества для детей и юношества» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2011 года.

Судья А.В. Орлов