о признании незаконным отказа в компенсации расходов на оплату стоимости проезда



                                               Дело № 2-756/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вилючинск Камчатского края 1 сентября 2011 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Моточук М.В.,

с участием:

заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е., истца Сизова А.П.,

представителей ответчика ГУ УПФ РФ в г. Вилючинске Шрам Т.Л., Фигель Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора ЗАТО <адрес> Конжеровского А.Е. в интересах Сизова А.П. к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края о признании незаконным отказа в предоставлении Сизову А.П. компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно и обязании рассмотреть обращение Сизова А.П.,

У С Т А Н О В И Л :

          И.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. в интересах Сизова А.П. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 09с/04-29/682 в предоставлении Сизову А.П. компенсации расходов на оплату проезда стоимости к месту отдыха и обратно и обязании рассмотреть обращение Сизова А.П.

         В обоснование исковых требований указал, что Сизов А.П. являясь военным пенсионером, одновременно с 1 января 2007 года является получателем страховой пенсии по старости, следовательно, в соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» и постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 «Об утверждении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» имеет право на получении компенсации расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно.

         В судебном заседании заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

         Истец Сизов А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил, что в 1984 году был уволен из рядов Вооруженных сил в связи с достижением предельного возраста и получает пенсию по выслуге лет от Министерства обороны. В дальнейшем он работал в первичной профсоюзной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой части трудовой пенсии по старости. Он неоднократно обращался в пенсионный фонд, как устно, так и письменно, с просьбой предоставления ему права на получении компенсации расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно, однако ему было отказано из-за того, что он военный пенсионер, вместе с тем права проезда на санаторно-курортное лечение в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 76-1998 «О статусе военнослужащих» он не имеет.

         Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Вилючинске Фигель Н.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом пояснила, что они давали Сизову А.П. разъяснения в ответ на его обращение, однако заявления установленной формы с приложенными документами на компенсацию на проезд в отпуск и обратно он не подавал в связи с чем на данный момент нет предмета спора.

         Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Вилючинске Шрам Т.Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом пояснила, что Сизов А.П. приходил к ней, и она разъяснила ему, что право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19 февраля 1994 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» он не имеет, так как не является получателем пенсии по старости, а получает пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны, при этом правом на получение одновременно двух пенсий также не обладает. Он сможет воспользоваться указанной льготой в случае если откажется от получении пенсии по выслуге лет и станет получать пенсию по старости.

         Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно приказу № 125 от 22 июня 1984 года старший мичман Сизов А.П., календарная выслуга лет в Вооруженных силах 19 лет 4 месяца 2 дня, общая выслуга 26 лет 7 месяцев 10 дней, уволен в запас в соответствии с п. «Б» ст. 46 (по достижению предельного возраста состояния на действительной военной службе) «Положения о прохождении военной службы мичманами и прапорщиками в Вооруженных силах СССР».

         Согласно записи в трудовой книжке Сизов А.П. проходил сверхсрочную службу в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

         В соответствии с расчетом от ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет Сизову А.П. назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

         Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ пенсия за выслугу лет пересчитана в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

         Решением УПФР в <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ Сизову А.П. установлена выплата страховой части трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части; накопительной части (ст. 5). Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 4)

         В соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1). Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 3).

         В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости; участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости; родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"); вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца); гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости; членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

         Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определение организационно-правового механизма его реализации, связано в том числе с необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

При этом пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, а их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.

Установление частью 4 статьи 7 вышеуказанного закона права при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является дополнительной гарантией реализации пенсионных прав военными пенсионерами.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Сизов А.П. является военным пенсионером, уволенным из рядов Вооруженных сил в связи с достижением предельного возраста состояния на действительной военной службе, не имеющим право на одновременное получение двух пенсий, получающим пенсию за выслугу лет, и на него распространяются льготы и гарантии, предусмотренные законодательством о лицах, проходивших военную службу.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие указанного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

В случаях, предусмотренных Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действие ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не распространяется.

Право военнослужащих, уволенных с военной службы, на возмещение транспортных расходов регулируется п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

В связи с тем, что Сизов А.П. получает пенсию по выслуге лет по линии Министерства обороны, и его пенсионное обеспечение регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" суд отказывает в удовлетворении иска, поскольку как было указано выше, положения ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на него не распространяются.

При этом суд учитывает, что действующим пенсионным законодательством предусмотрено право Сизова А.П. на перевод с пенсии за выслугу лет, установленную в соответствии с законодательством РФ, на трудовую пенсию по старости, и, следовательно, реализация возможности воспользоваться льготами, предусмотренными ст. 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

         Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении иска и.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е. в интересах Сизова А.П. к государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вилючинске Камчатского края о признании незаконным отказа в предоставлении Сизову А.П. компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно и обязании рассмотреть обращение Сизова А.П., - отказать.

         Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

         Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2011 года.

         Судья                                                                                       Орлов А.В.