Дело № 2-773/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2011 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре судебного заседания Моточуке М.В.,
с участием истца Великолуг Н.А.,
третьего лица Акимовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великолуг Н.А. к акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, признании принявшей наследство в виде денежного вклада,
УСТАНОВИЛ:
Великолуг Н.А. обратилась в суд с иском к акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) (далее по тексту Сбербанк РФ) о восстановлении пропущенного срока принятия наследства и признании её принявшей наследство в виде денежного вклада, открытого в Сбербанке РФ на имя умершего Акимова А.Н..
В обоснование своих доводов указала, что её отец Акимов А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, который на момент смерти проживал в <адрес>. Спустя 16 лет, в июле 2011 года, ей на стационарный домашний телефон, находящийся по вышеуказанному адресу, позвонили из Сбербанка РФ и сообщили о наличии в указанной организации счета, открытого на имя умершего отца. После этого она обратилась в дополнительный офис Сбербанка РФ в г. Вилючинске, где ей разъяснили, что для получения денежных средств в размере 14 000 рублей, находящихся на счету её умершего отца, ей необходимо вступить в наследство. В связи с этим, она обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, однако в принятии данного заявления ей нотариусом было отказано по причине пропуска шестимесячного срока, установленного для принятия наследства. Полагает, что указанный срок пропущен ею по уважительной причине, поскольку о наличии денежных средств на счете отца, открытого в дополнительном офисе Сбербанка РФ в г. Вилючинске, ей не было известно. Кроме того, на момент смерти отца она не достигла дееспособного возраста, в связи с чем, не могла воспользоваться своим правом на принятие наследства.
Истец Великолуг Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснила, что сразу же после смерти отца она не вступила в наследство, поскольку являлась несовершеннолетней, а в её интересах никто по вопросу оформления наследственных прав также не обращался. Кроме того, какое-либо иное наследственное имущество у отца отсутствовало, в связи с чем, и по достижению совершеннолетия, поводов для обращения к нотариусу также не имелось, так как, по её мнению, в этом просто не было никакой необходимости. В июле 2011 года на домашний телефон в квартире, где ранее проживал её отец Акимов А.Н., позвонил сотрудник Сбербанка РФ и сообщил о том, что в их организации имеется открытый на имя отца денежный вклад. Она обратилась в дополнительный офис Сбербанка РФ в г. Вилючинске, где подтвердили данную информацию, однако для того, что получить находящиеся на счету денежные средства, ей необходимо представить документ, свидетельствующий о вступлении в наследство, оставшееся после смерти отца, в частности, денежного вклада. Обратившись к нотариусу по данному вопросу, ей в принятии заявления о принятии наследства было отказано по причине пропуска шестимесячного срока, установленного для принятия наследства. Её сестра Акимова Т.А. на указанное наследственное имущество не претендуют. Её мать Акимова И.А. на момент смерти отца в браке с ним не состояла. Не просила взыскать с ответчика государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче иска.
Ответчик Сбербанк РФ, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, поскольку просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву, возражений по существу иска Великолуг Н.А. Сбербанк РФ не имеет, завещательное распоряжение в отношении денежного вклада, открытого на имя Акимова А.Н., в Банке отсутствует.
Третье лицо Акимова Т.А., являющаяся родной сестрой истицы и дочерью умершего Акимова А.Н., в судебном заседании подтвердив изложенное Великолуг Н.А., дополнительно суду пояснила, что на наследство в виде денежного вклада, имеющегося в Сбербанке РФ на имя умершего отца, она не претендовала и не претендует в настоящее время, желает, чтобы все денежные средства, находящиеся на счету перешли в порядке наследования её сестре Великолуг Н.А.
В судебное заседание вызывалось и не явилось, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, третье лицо - нотариус Вилючинского городского округа Раковская М.В., просившая о рассмотрении дела в своё отсутствие. При этом, в направленном суду ходатайстве, нотариус указала, что с иском согласна, наследственное дело после смерти Акимова А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
Часть 2 статьи 5 названного закона содержит изъятие из указанного ранее правила, но только в части наследственных правоотношений. Так, по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения её в действие.
По смыслу данной правовой нормы, если наследственное правоотношение в целом возникло до 1 марта 2002 года, а отдельные права и обязанности, составляющие его содержание, возникли после этой даты, то к ним будут применяться правила третьей части Кодекса, а не правила Гражданского кодекса 1964 года.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
В силу п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Аналогичные положения содержали и статьи 527, 528, 532, 546 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
В судебном заседании установлено, что отцом и матерью Акимовой Н.А., №, и Акимовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., соответственно являются Акимов А.Н. и Акимова И.А., о чем свидетельствуют копии свидетельств о рождении серии I-МЛ №, I-МЛ №.
В настоящее время фамилия истицы Акимовой Н.А. - Великолуг Н.А., что подтверждается справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, копиями свидетельств о расторжении брака серии I-МЛ №, I-МЛ №.
Согласно свидетельству о расторжении брака I-МЛ № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между матерью истицы Акимовой И.А. и её отцом Акимовым А.Н. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что Акимов А.Н., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Вилючинским городским бюро ЗАГС ДД.ММ.ГГГГ серии I-МЛ №.
Из сообщения Сбербанка РФ от ДД.ММ.ГГГГ № б/н следует, что после смерти Акимова А.Н. осталось имущество в виде денежного вклада на счете №, открытого ДД.ММ.ГГГГ в филиале Камчатского отделения Сбербанка РФ №, в размере 13 843 рублей 50 копеек.
Завещательное распоряжение наследодателя Акимова А.Н. в отношении данного денежного вклада отсутствует.
Таким образом, истица Великолуг Н.А., а также её сестра Акимова Т.А. являются наследниками Акимова А.Н. по закону первой очереди.
Наследственное дело к имуществу Акимова А.Н. не открывалось.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Из пояснений Великолуг Н.А., а также Акимовой Т.А., никем не опровергнутых, следует, что о наличии открытых на имя их умершего отца денежных вкладов в Сбербанке РФ им стало известно в июле 2011 года от сотрудника Банка, позвонившего им на стационарный домашний телефон.
Доводы истца о том, что в установленный законом шестимесячный срок она не обратилась в нотариальную контору по вопросу оформления наследственных прав в связи с тем, что на момент смерти отца в силу своего несовершеннолетнего возраста не обладала гражданской дееспособностью, и о существовании указанных денежных вкладов ни до наступления совершеннолетия, ни после, не знала, принимаются судом, поскольку данные обстоятельства, действительно, свидетельствуют о том, что Великолуг Н.А. не имела возможности своевременно обратиться к нотариусу Вилючинского городского округа для принятия наследства, так как на момент открытия наследства не могла в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства, а, кроме того, была даже неправомочна самостоятельно подать нотариусу заявление о принятии наследства, поскольку за неё эти действия должен был осуществлять её законный представитель, а ненадлежащее исполнение им возложенных на него законодательством функций не должно отрицательно сказываться на правах и интересах наследников, не обладающих дееспособностью в полном объеме. Помимо этого, до июля 2011 года истице не было известно о существовании у наследодателя имущества, которое могло бы являться предметом наследования, в связи с чем, у истицы не было необходимости для обращения с заявлением к нотариусу о принятии наследства, так как само по себе такое обращение было абсолютно бессмысленно.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Великолуг Н.А. пропустила срок для принятия наследства после умершего отца Акимова А.Н. по уважительной причине. Кроме того, не истек шестимесячный срок после того, как причины пропуска данного срока отпали, то есть со дня, когда стало известно о существовании денежного вклада, в июле 2011 года.
Таким образом, принимая во внимание, что установленный законом срок пропущен Великолуг Н.А. по уважительной причине, суд полагает, что данный срок подлежит восстановлению.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку другой наследник той же очереди, что и истица, Акимова Т.А., ни на момент смерти наследодателя, ни в настоящее время не претендует на наследуемое имущество в виде денежного вклада, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований Великолуг Н.А., а именно о восстановлении срока для принятия наследства и признании её принявшей наследство в виде денежного вклада, открытого в Сбербанке РФ на имя умершего Акимова А.Н., а также в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 1155 ГК РФ, считает необходимым признать за Великолуг Н.А. право собственности, перешедшее к ней в порядке наследования по закону, на денежный вклад, открытый на имя Акимова А.Н. в Сбербанке РФ, а именно в филиале его Камчатского отделения №.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Великолуг Н.А. к акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, признании принявшей наследство в виде денежного вклада, удовлетворить.
Восстановить Великолуг Н.А. срок для принятия наследства и признать её наследником, принявшим наследство после смерти Акимова А.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде денежного вклада на счете №, открытого на его имя в филиале Камчатского отделения Сбербанка РФ №.
Признать за Великолуг Н.А. право собственности в порядке наследования по закону, на денежные средства, находящиеся в банковском вкладе, на счете № в филиале Камчатского отделения Сбербанка РФ №.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2011 года.
Судья | А.В. Орлов |