о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях



Дело № 2-848/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края 27 сентября 2011 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                         Карханиной Е.А.,

при секретаре                        Железняк С.Я.,

с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С.,

представителя ответчика Ямщиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований,

установил:

Прокурор ЗАТО города Вилючинска Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1», в котором просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения устранить выявленные нарушения обязательных требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), а именно: выполнить на спортивно-игровых площадках твердое покрытие; на футбольном поле - травяной покров; оградить отопительные приборы съемными деревянными решетками.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЗАТО города Вилючинска Камчатского края проведена проверка исполнения образовательными учреждениями, расположенными на территории ЗАТО г. Вилючинска действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки установлено, что в МОУ СОШ № 1 ненадлежащим образом исполняются требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, согласно акту проверки от готовности МОУ СОШ № 1 к 2011-2012 учебному году от 12.08.2011 г. в данном учреждении имеются следующие нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44: в нарушение п. 2.2.7 СанПиН 2.4.2.1178-02 спортивно-игровые площадки не имеют твердого покрытия, футбольное поле не имеет травяного покрова; в нарушение п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками. С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. Допущенные ответчиком нарушения п. 2.2.7 СанПиН 2.4.2.1178-02 и п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 соотносятся с пунктами 3.3 и 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 соответственно. Полагал, что в связи с нарушением ответчиком санитарно-эпидемиологических требований существует угроза здоровью детей, обучающихся в данном учреждении, а также работников школы, число которых постоянно меняется, то есть неопределенного круга лиц. В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Помощник прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Бондаренко О.С. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил суд обязать ответчика устранить нарушение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», поскольку на момент рассмотрения дела СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратили силу. Доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование требований, поддержал. Кроме того, уточнил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по ограждению отопительных приборов – просил обязать ответчика оградить отопительные приборы из материалов, безвредных для здоровья детей, в соответствии с требованиями п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.

Представитель ответчика Ямщикова И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что в настоящее время разрабатывается проектно-сметная документация по оборудованию твердого покрытия спортивно-игровой площадки, травяного покрова футбольного поля, съемных решеток для ограждения отопительных приборов, на освоение указанных работ выделены денежные средства на 2012 год.

Представитель третьего лица Тяпкина Л.А., представившая суду доверенность с полным объемом прав стороны в процессе, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав помощника прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, представителя ответчика, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 11 №52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ст. 39 вышеназванного Федерального закона, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» является юридическим лицом (л.д. 15, 17-52).

Согласно ст. 32 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1997 г. «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения, в том числе, относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно п. 1.3. устава МОУ СОШ № 1 учредителем учреждения является администрация Вилючинского городского округа. Пунктом 1.5 установлено, что учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс, лицевой счет и объекты собственности, закрепленные Учредителем за Учреждением, на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В соответствии с п. 1.12 устава в своей деятельности учреждение руководствуется, в том числе и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (л.д. 17-52).

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанной правовой нормы, обязанность по соблюдению норм санитарного законодательства лежит на муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».

Как следует из акта от 12 августа 2011 года при проверке готовности ответчика к 2011-2012 учебному году межведомственной комиссией были выявлены нарушения образовательным учреждением санитарных норм, предусмотренных СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в том числе в нарушение п. 2.2.7 указанных норм футбольное поле не имело травяного покрова, спортивно-игровые площадки не имели твердого покрытия, в нарушение п. 2.5.1. отопительные приборы не были ограждены съемными деревянными решетками (л.д. 8-10).

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратили силу.

В соответствии с п.п. 1.3., 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.

В силу требований ст.ст.12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

    Из пояснений представителя ответчика следует, что, в настоящее время твердое покрытие на спортивно-игровых площадках не выполнено, на футбольном поле травяного покрова не имеется, отопительные приборы не ограждены.

Пунктом 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» установлено, что спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. При таких обстоятельствах суд приходит к обоснованности заявленных прокурором требований в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений п. 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Рассматривая требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений п. 6.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, суд приходит к следующему.

В соответствии с      п. 6.1. вышеуказанных правил здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Согласно ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 г. № 364-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для предотвращения получения ожогов при пользовании элементами сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в проектной документации должны быть предусмотрены ограничение температуры поверхностей доступных частей нагревательных приборов и подающих трубопроводов отопления или устройство ограждений, препятствующих контакту людей с этими частями.

В силу ст. 3 объектом технического регулирования указанного Федерального закона являются здания и сооружения любого назначения.

Согласно ст. 6 указанный Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

С учетом изложенного, анализируя вышеуказанные правовые нормы, а также учитывая требования безопасности, для предотвращения возможных несчастных случаев среди учащихся МОУ СОШ №1, а также его работников, суд находит требования прокурора в данной части законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, на основании исследованных судом материалов дела в совокупности с правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в области санитарно-эпидемиологических требований, а также с учетом того, что в настоящее время выявленные нарушения ответчиком не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, и возложении на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» обязанности по устранению допущенных нарушений.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования прокурора, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, и с учетом обстоятельств дела находит целесообразным установить срок до 01 сентября 2012 года.

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 руб. в доход местного бюджета.

           Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд                                решил:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований - удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» в срок до 01 сентября 2012 года устранить выявленные нарушения требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: выполнить на спортивно-игровых площадках твердое покрытие, на футбольном поле – травяной покров, оградить отопительные приборы из материалов, безвредных для здоровья детей, в соответствии с требованиями п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2011 года.

Судья                                                                                                      Е.А. Карханина