Дело № 2-840/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вилючинск Камчатского края | 12 октября 2011 года |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Закутайло О.А.,
при секретаре Будкиной В.Н.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С.,
представителя ответчика Новиковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3» (далее – МБ ДОУ «Детский сад № 3», Учреждение), в котором просил обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения образовательными учреждениями ЗАТО г.Вилючинска требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства было установлено ненадлежащее исполнение ответчиком указанных требований закона.
Так, согласно Акту проверки готовности МБ ДОУ «Детский сад № 3» к 2011-2012 учебному году в учреждении допущены следующие нарушения: для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не установлены теневые навесы; зона игровой территории не включает физкультурную площадку (одну или несколько); в хозяйственной зоне Учреждения не оборудована площадка с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания, не установлены раздельные промаркированные контейнеры с крышками для сбора мусора; стационарные кровати в спальнях групп №№ 1, 2, 3, 4 расставлены без соблюдения минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – менее 0,65 м, вместо 0,65 м, от наружных стен – менее 0,6, вместо 0,6 м, между изголовьями двух кроватей - менее 0,3м, вместо 0,3 м. Поскольку в соответствии со ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, прокурор просит возложить на ответчика обязанность по устранению вышеназванных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Вилючинска Бондаренко в указанные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и дополнительно просил суд установить ответчику срок для устранения нарушений до 01 августа 2012 года.
Представитель ответчика Новикова в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, при этом суду пояснила, что, несмотря на отсутствие оборудованной площадки для сбора мусора и контейнеров, мусор на территории детского садика не скапливается, а ежедневно вывозится МУП "Автодор" в соответствии с заключенными с ним Учреждением договорами. Для устранения данного нарушения, а также оборудования территории садика физкультурной площадкой и установления теневых навесов требуются значительные дополнительные денежные средства, в связи с чем администрацией учреждения в централизованную бухгалтерию отдела образования ЗАТО г.Вилючинска направлено письмо о выделении дополнительных средств на 2012 год для выполнения соответствующих работ. Что касается расстановки кроватей с соблюдением минимальных разрывов, предусмотренных СанПиН 2.4.1.2660-10, то по ее мнению, данные требования распространяются на вновь построенные и реконструированные здания детских садов, в то время как их садик построен в 1973 году.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в г. Вилючинске Герасюто Г.А. представила суду заключение, согласно которому исковые требования прокурора ЗАТО г. Вилючинска полагала законными и обоснованными, поскольку ответчиком допущены нарушения санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10, указав, что их невыполнение может представлять угрозу здоровью детей, посещающих данное дошкольное учреждение, а также работников детского сада.
Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица и территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в г.Вилючинске.
Выслушав помощника прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, представителя ответчика, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Аналогичное положение содержится и в нормах статьи 11 указанного Федерального закона, согласно которой юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме бюджетного учреждения.
Согласно п.1.3. Устава МБДОУ «Детский сад №3» его учредителем является администрация Вилючинского городского округа Камчатского края в лице главы городского округа. Пунктом 1.10 Устава предусмотрено, что учреждение от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления (л.д. 6-7).
В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
При этом исходя из положений части 3 названной статьи бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, определяя правовой статус МБДОУ «Детский сад № 3» как бюджетного учреждения, обладающего специальной целевой правоспособностью, способное самостоятельно выступать в суде ответчиком и нести ответственность по своим обязательствам с ограничениями, установленными ст. 298 ГК РФ, обязанность по соблюдению норм санитарного законодательства, а равно обязанность по устранению выявленных нарушений закона лежит на муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №3».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 (ред. от 20.12.2010) утверждены СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (вместе с "СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 3.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 зона игровой территории включает в себя физкультурную площадку (одну или несколько).
Пунктом 3.9 названных правил установлено, что для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.
В соответствии с пунктом 3.17 вышеуказанных Правил, в хозяйственной зоне оборудуют площадку для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливают раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.
Согласно пункту 6.14 правил, кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.
Как установлено судом, 10 августа 2011 года межведомственной комиссией, в состав которой, в том числе, вошли представители прокуратуры ЗАТО г. Вилючинска и управления Роспотребнадзора, проводилась проверка готовности МБДОУ «Детский сад №3» к 2011-2012 учебному году.
По результатам проведенных мероприятий были выявлены следующие нарушения санитарных норм и правил:
- на территории зон игровых площадок отсутствует физкультурная площадка (одна или несколько);
- для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки не установлены теневые навесы;
- в хозяйственной зоне учреждения не оборудована площадка с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания, не установлены раздельные промаркированные контейнеры с крышками для сбора мусора;
- стационарные кровати в спальнях групп №№ 1, 2, 3, 4 расставлены без соблюдения минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей – менее 0,65 м вместо 0,65 м, от наружных стен – менее 0,6 вместо 0,6 м, между изголовьями двух кроватей менее 0,3 м вместо 0,3 м (л.д. 8-10).
11 августа 2011 года начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в г. Вилючинске в отношении юридического лица, МБДОУ «Детский сад № 3» вынесено предписание № Н-68 об устранении выявленных в ходе проверки готовности учреждения к новому учебному году нарушений санитарного законодательства. Учреждению предписано в срок до 01 августа 2012 года устранить вышеперечисленные нарушения (л.д. 22-23).
За допущенные нарушения санитарного законодательства юридическое лицо МДОУ «Детский сад № 3» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Согласно представленной ответчиком копии платежного поручения № 17519 от 19.08.2011 г., МБДОУ «Детский сад № 3» штраф уплачен в полном объеме (л.д. 21).
Как усматривается из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление и приложенных к нему документов, администрацией учреждения в централизованную бухгалтерию отдела образования Вилючинского городского округа направлено письмо о выделении дополнительных денежных средств на 2012 год для выполнения работ по устранению выявленных нарушений (л.д. 19-20).
В силу требований ст.ст.12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании, в настоящее время из-за отсутствия финансирования нарушения в добровольном порядке ответчиком не устранены.
Таким образом, на основании исследованных судом материалов дела в совокупности с правовыми нормами, регламентирующими правоотношения в области санитарно-эпидемиологических требований, а также с учетом того, что в настоящее время нарушения ответчиком не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении на МБДОУ «Детский сад № 3» обязанности по устранению допущенных нарушений закона.
Довод представителя ответчика о том, что требования пункта 6.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 о соблюдении минимальных разрывов при расстановке кроватей распространяются лишь на вновь строящиеся и реконструируемые дошкольные организации, основан на неправильном толковании правовой нормы, поскольку пунктом 1.3 данных правил предусмотрено, что их требования распространяются и в том числе на действующие объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Заявленный же довод касается лишь необходимости предусмотреть во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях отдельных спальных помещений в составе групповых.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования прокурора, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено, и с учетом обстоятельств дела находит целесообразным установить срок до 01 августа 2012 года.
Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» в срок до 01 августа 2012 года в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
-оборудовать зону игровой территории физкультурной площадкой (одной или несколькими);
-для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установить теневые навесы из расчета не менее 2 кв.м на одного ребенка;
-в хозяйственной зоне учреждения оборудовать площадку с твердым покрытием для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания, установить раздельные промаркированные контейнеры с крышками для сбора мусора;
-расставить стационарные кровати в спальнях групп №№ 1, 2, 3, 4 с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей -на расстоянии 0,65 м, от наружных стен -на расстоянии 0,6 м, между изголовьями двух кроватей – на расстоянии 0,3 м.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 17 октября 2011 года.
Судья О.А. Закутайло