Дело № 2-869/2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вилючинск Камчатского края | 10 октября 2011 года |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре судебного заседания Моточуке М.В.,
с участием:
заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровского А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., поданное в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к краевому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Камчатский индустриальный техникум» о понуждении установить ограждение территории участка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Краевому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Камчатский индустриальный техникум» (далее – КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум»), в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, требуя обязать указанное Учреждение установить ограждение территории своего участка в соответствии с требованиями п. 2.1.15 СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям начального профессионального образования».
Свои требования мотивировал тем, прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края проведена проверка соблюдения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в части наличия ограждения по всему периметру территории указанного образовательного учреждения. В результате проверки было установлено, что КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» ненадлежащим образом исполняются требования действующего законодательства, а именно не установлено ограждение территории образовательного учреждения. Ссылаясь на ст. 2, ч. 1 ст. 38, ст. 41 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ч. 2 ст. 5, ст.ст. 32, 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», п.п. 1.2, 1.3, п. 2.1.15 СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям начального профессионального образования», и полагая, что отсутствие ограждения территории Учреждения, нарушает права неопределенного круга лиц, к которым относятся не только преподавательский состав и учащиеся, но также и иные лица, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения и на его территории, а именно на безопасные условия пребывания в образовательном Учреждении, что может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь и здоровье, в том числе, несовершеннолетних, а также Российской Федерации, для которой права и свободы человека, в том числе, на охрану здоровья, являются высшей ценностью, а их правовая защита основной обязанностью государства.
В судебном заседании заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Конжеровский А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме. В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательного Учреждения просил обязать КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» установить ограждение территории Учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, предоставив ответчику срок для исполнения до 1 сентября 2012 года.
Ответчик КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум», извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, поскольку просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленному ответчиком письменному мнению, возражений относительно иска КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» не имеет, в Министерство образования и науки Камчатского края было направлено письмо с просьбой внести в план мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности и запланировать в бюджет 2012 года необходимые финансовые средства на установку ограждения территории техникума по периметру.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Камчатского края также в судебном заседании участия не принимало. Из представленного письменного мнения следует, что третье лицо возражений относительно иска не имеет, исполнение по заявленным прокурором требованиям планируется на 2012 год.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что и.о. прокурора обратился в суд с настоящим иском, в том числе, в интересах неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава и обучающихся (студентов) техникума, а также иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории.
Поскольку КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум», на территории которого и.о. прокурора просит установить ограждение, является открытым, общедоступным объектом, которое посещает и может посещать в дальнейшем неопределенное число лиц, а регулирование и защита прав человека и гражданина на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ является основной обязанностью государства, суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
В ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей, в том числе, являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на таких принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу ст. 9 вышеназванного Федерального закона, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 3 и 4 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года).
Согласно ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
При этом, правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, Федеральными законами от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 03 мая 2011 года) «О противодействии терроризму», от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлены основные принципы противодействия терроризму и экстремистской деятельности, правовые и организационные основы их профилактики, методы борьбы с ними, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремистской деятельности.
Одним из основных направлений по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в Российской Федерации, является выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих их совершению и осуществлению (профилактические меры).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 18 июля 2011 года) «Об образовании» государственная политика в области образования основывается не только на принципах гуманистического характера образования и свободного развития личности, но и на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
В соответствии со ст.ст. 12, 32 вышеуказанного Закона РФ «Об образовании», Учреждение среднего профессионального образования несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона РФ «Об образовании» начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 11 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543, в среднем специальном учебном заведении могут реализовываться основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. Среднее специальное учебное заведение в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» и Приказа Минобрнауки России от 4 июня 2008 года № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки», приказом Рособразования от 1 сентября 2008 года № 1126 утвержден комплекс мер по противодействию терроризму в сфере образования, в числе которых значится подготовка предложений в Министерство финансов РФ о выделении подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям и организациям целевого дополнительного финансирования из федерального бюджета на осуществление антитеррористических мероприятий, в частности, установку периметрального ограждения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предназначением которого является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
С 20 июня 2003 года в действие введены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 года, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений начального профессионального образования, обучением и воспитанием подростков. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров (п.п. 1.2, 1.3. и 1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03).
В соответствии с п. 2.1.15 СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям начального профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 января 2003 года, участок образовательного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.
Таким образом, совокупность вышеприведенных правовых норм, предполагает реализацию и проведение образовательными учреждениями в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, включая участников образовательного процесса, мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, в том числе, путем ограничения доступа посторонних лиц (не связанных с образовательным процессом) в образовательное учреждение посредством установления по периметру такого учреждения соответствующего ограждения, отвечающего достижению указанных целей.
Так, на основании представленных сторонами в материалы дела документов, судом установлено, что КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, имущество, необходимое для осуществления его деятельности, являющееся государственной собственностью и закрепленное за ним на праве оперативного управления. Техникум является бюджетным учреждением, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Техникум от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ. Техникум отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в соответствии с законодательством РФ. Целью создания данного Учреждения является подготовка специалистов со средним профессиональным образованием базового и повышенного уровней квалификации, начального профессионального образования и профессиональная подготовка (п.п. 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.14 Устава).
Кроме того, Учреждение (Техникум) несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье студентов и работников Техникума во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод студентов и работников Техникума (п. 4.7 Устава).
КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» имеет лицензию А №, выданную Министерством образования и науки <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и имеющую регистрационный №, согласно Приложению № к которой, обладает правом осуществлять образовательную деятельность, в том числе, по образовательным программам начального профессионального образования.
Также, в судебном заседании установлено, что КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» не имеет ограждения по всему периметру территории данного образовательного Учреждения, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что территория КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» оборудована соответствующим ограждением территории, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.
8 мая 2010 года принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которым кардинально меняются принципы функционирования бюджетных учреждений. В частности, меняется правовое положение государственных (муниципальных) учреждений, действующих на сегодняшний день, путем создания на их основе казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения осуществляется решением исполнительного государственного органа соответствующего уровня. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 6; п. 10 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).
Для приведения правоустанавливающих документов государственных или муниципальных учреждений в соответствие с новыми требованиями законодательства установлен переходный период в полтора года с 1 января 2011 г. по 1 июля 2012 г. (п. 13 ст. 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ).
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. При этом собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения
Положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции вышеуказанного Федерального закона № 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года (ч. 12 ст. 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что основной целью изменения правового статуса существующих бюджетных учреждений, в рамках их реформы, является создание условий и стимулов для повышения эффективности их деятельности и способности самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики на основе принципов с расширенными полномочиями.
Таким образом, установив, что ответчик КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» не осуществляет должным образом мероприятия, необходимые для пресечения преступлений террористической и экстремистской направленности, а именно доступ на территорию образовательного Учреждения посторонних лиц не ограничен, надлежащие безопасные условия пребывания в нем не созданы, периметральное ограждение, отвечающее, в том числе, санитарно-эпидемиологическим требованиям в КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» отсутствует, что в свою очередь нарушает гарантированные государством права неопределенного круга лиц, а именно преподавательского состава и обучающихся (студентов) техникума, и иных лиц, которые в силу стечения обстоятельств могут оказаться в здании образовательного учреждения либо на его территории, на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, суд находит требования и.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.
Государственная пошлина от уплаты, которой прокурор в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден, подлежит взысканию с ответчика КГОУ СПО «Камчатский индустриальный техникум» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е. к Краевому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Камчатский индустриальный техникум» о понуждении установить ограждение территории участка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, - удовлетворить.
Обязать Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камчатский индустриальный техникум» в срок до 1 сентября 2012 года установить ограждение территории своего участка в соответствии с требованиями п. 2.1.15 СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям начального профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 января 2003 года.
Взыскать с Краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Камчатский индустриальный техникум» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья | А.В. Орлов |