Дело № 2-453/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Закутайло О.А.
при секретаре Моточук М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Вилючинска, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Ивановой Е.Н. о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,
установил:
Прокурор ЗАТО г. Вилючинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ивановой Е.Н. (далее – ИП Иванова Е.Н.), в котором просил обязать ответчика, как работодателя, обеспечить проведение аттестации имеющихся в бухгалтерии рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой ЗАТО г.Вилючинска проведена проверка исполнения работодателями законодательства об охране труда, по результатам которой установлено, что в бухгалтерии ИП Иванова Е.Н. значится 1 должность, однако в нарушение требований ст. 37 Конституции РФ, ст. 22, ч. 2 ст. 212 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ответчиком не проводится. Полагая, что указанные обстоятельства могут нарушить интересы работающих на одном и том же рабочем месте разных лиц, прокурор в соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В судебное заседание представитель прокуратуры ЗАТО г.Вилючинска не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ИП Иванова Е.Н. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела не явилась, представила суду заявление, в котором дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель государственной инспекции труда в Камчатском крае о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленного письменного мнения, исковые требования считал обоснованными, поскольку в соответствии с действующим трудовым законодательством мероприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда и ответственность за их проведение полностью возлагается на работодателя независимо от количества имеющихся у него рабочих мест.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с частью 4 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 22 ТК РФ установлены основные права и обязанности работодателя, из которых следует, что работодатель, в том числе обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в целях чего работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу положений ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Пунктами 1 и 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. №569, установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и правила проведения сертификации работ по охране труда отсутствуют, вышеуказанными правовыми нормами установлена обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации имеющихся на предприятии рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Как следует из представленных суду документов, ответчик Иванова Е.Н. в соответствии с требованиями действующего законодательства зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя по адресу: <адрес> (л.д. 21-26).
Согласно штатному расписанию в бухгалтерии, принадлежащей ответчику, имеется 1 штатная единица (л.д. 10).
Между тем, ДД.ММ.ГГГГ между ИП Ивановой Е.Н. и ООО «Сертификационный центр «Прометей» заключен договор № <данные изъяты> на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест (л.д. 28-29).
В соответствии с аттестатом аккредитации № от ДД.ММ.ГГГГ испытательный центр ООО «Сертификационный центр «Прометей» аккредитован в качестве технически компетентной и независимой испытательной измерительной лаборатории (л.д. 30, оборот).
По сообщению исполнителя услуги - ООО «Сертификационный центр «Прометей» от ДД.ММ.ГГГГ, аттестация рабочих мест по условиям труда у ИП Ивановой Е.Н. проведена в полном объеме, материалы аттестации направлены в ее адрес почтой (л.д. 31).
Однако до настоящего времени ответчик не располагает документами, свидетельствующими о проведенной аттестации имеющегося у нее рабочего места (л.д. 34).
В соответствии с разделом VII Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению № 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям № 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению №8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
Пунктом 46 названного Приказа установлено, что после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет вышеперечисленные документы в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
После получения инспекцией труда в субъекте Российской Федерации от работодателя пакета документов по аттестации, руководитель структурного подразделения Гострудинспекции направляет поступившие материалы государственному инспектору труда, осуществляющему надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда в хозяйствующем субъекте, представившем материалы, который вносит содержащиеся в них сведения в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах («Временный регламент организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, получаемых государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации от работодателей», утвержденный приказом Роструда от 25 августа 2008 г. № 166).
Таким образом, исходя из вышеуказанных правовых норм, аттестация рабочих мест по условиям труда признается оконченной после выполнения работодателем всех требований закона.
Между тем, несмотря на то, что ответчиком предприняты меры к проведению аттестации рабочих мест, доказательств ее оформления в установленном законом порядке ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к ИП Ивановой о понуждении к проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией по охране труда, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования прокурора ЗАТО г.Вилючинска, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и правила проведения сертификации работ по охране труда, и находит целесообразным установить ответчику срок проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда до 31 января 2012 года.
Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 200 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Вилючинска к индивидуальному предпринимателю Ивановой Е.Н. о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда - удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Иванову Е.Н. обеспечить проведение аттестации имеющихся на предприятии рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ивановой Е.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме -30 мая 2011 года.
Судья О.А.Закутайло