Дело № 2-884/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2011 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре судебного заседания Моточуке М.В.,
с участием представителя истца Корчагиной О.Н.,
представителя ответчика – администрации Вилючинского городского округа Федюк Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабдаровой Т.Г. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, признании принявшей наследство, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шабдарова Т.Г., в лице своего представителя по доверенности Корчагиной О.Н., обратилась в суд с иском к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края (далее по тексту Администрация ВГО) о восстановлении пропущенного срока принятия наследства, признании её наследником принявшим наследство, а также признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону.
В обоснование своих доводов указала, что её брат Игнатьев А.Г. умер в 2003 году. При жизни он завещания не оставил, и других наследников кроме неё у умершего не имеется. После смерти брата осталась вышеуказанная приватизированная им квартира. В установленный шестимесячный срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и не приняла его, поскольку не знала о том, что брат умер, поскольку проживает в другом городе. О смерти брата ей сообщила ДД.ММ.ГГГГ Вороная Н.Н. Полагает, что установленный шестимесячный срок для принятия наследства, пропущен ею по уважительной причине, в связи с чем, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец Шабдарова Т.Г., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Корчагина О.Н. исковые требования своего доверителя в судебном заседании поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что установленный для принятия наследства шестимесячный срок был пропущен истицей по уважительной причине, так как о смерти наследодателя – брата Игнатьева А.Г., истице стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она в 2005 году переехала в Республику Марий Эл, не сообщив об этом брату. Других наследников у умершего не имеется, он не был женат, детей не имел, родители (бабушки и дедушки), братья умерли. Шабдарова Т.Г. от наследства не отказывалась. Дата смерти Игнатьева А.Г. достоверно установлена не была, в судебном порядке факт его смерти в конкретный день и месяц, также не устанавливался. Не просила взыскать с ответчика государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче иска.
Представитель ответчика администрации ВГО Федюк Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание вызывалось и не явилось, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, третье лицо - нотариус Вилючинского городского округа Раковская М.В., просившая о рассмотрении дела в своё отсутствие. При этом, в направленном суду ходатайстве, нотариус указала, что с иском согласна, наследственное дело после смерти Игнатьева А.Г., в отношении которого актовая запись о смерти составлена ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
В силу п.1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.
Согласно п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что истица Шабдарова (до брака Игнатьева) Татьяна Геннадьевна является родной сестрой Игнатьева А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении Игнатьевой Т.Г. №, справкой о рождении Игнатьева А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства о заключении брака I-ЕС №.
Также судом установлено, что Игнатьев А.Г., умер в 2003 году, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным повторно Отделом ЗАГС <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ серии № №, в котором указание на день и месяц смерти данного гражданина отсутствует.
Как было указано выше, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия, которым признается день смерти наследодателя.
Поскольку точная дата смерти Игнатьева А.Г. документально не подтверждена, в свидетельстве о смерти день и месяц смерти указанного гражданина отсутствует, в судебном порядке факта смерти Игнатьева А.Г. в определенное время не устанавливался, суд полагает, что моментом, с которого в данном случае будет исчисляться установленный шестимесячный срок для принятия наследства, возможно считать дату регистрации акта о смерти Игнатьева А.Г., то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из справки Вилючинского филиала ГУП «Камчатское краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, поквартирной карточки, договора бесплатной передачи жилого помещения в Игнатьева А.Г. осталось недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его бабушка и дедушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Как установлено на основании пояснений стороны истца, свидетеля Вороной Н.Н. ничем не опровергнутых, у умершего Игнатьева А.Г. наследников первой очереди, а также других наследников той же очереди, что и Шабдарова Т.Г., не имеется (родители, братья умерли, не женат, детей не имел), сама истица от наследства не отказывалась. Свидетельство о праве на наследство никому не выдавалось, поскольку как следует из сообщения нотариуса Вилючинского городского округа, наследственное дело в отношении имущества Игнатьева А.Г. не заводилось.
Истица Шабдарова Т.Г. является наследником Игнатьева А.Г. по закону второй очереди, следовательно, может претендовать на принятие наследства оставшегося после смерти Игнатьева А.Г.
В соответствии с п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Из содержания иска и пояснений представителя истца Корчагиной О.Н. следует, что Шабдарова Т.Г. длительное время с 2005 года проживает в <адрес> Эл, своему брату Игнатьеву А.Г. она о перемене места жительства не сообщила, поэтому о смерти брата ей стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ от Вороной Н.Н.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Вороная Н.Н., суду пояснила, что была знакома с Игнатьевым А.Г. более 20 лет, знала его родственников. Он жил в квартире один, семьи не имел, его родители, и два брата умерли. В апреле 2011 года она сообщила о смерти Игнатьева А.Г. его сестре Шабдаровой Т.Г.
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой с места жительства Шабдаровой Т.Г., согласно которой она, действительно, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, доводы истца о том, что в установленный законом шестимесячный срок она не обратилась в нотариальную контору по вопросу оформления наследственных прав в связи с тем, что о смерти наследодателя ей до ДД.ММ.ГГГГ не было известно, принимаются судом, поскольку данные обстоятельства, нашли свое подтверждение в судебном заседании, и, безусловно, свидетельствуют о том, что Шабдарова Т.Г. не имела возможности своевременно обратиться к нотариусу Вилючинского городского округа для принятия наследства, оставшегося после смерти её брата Игнатьева А.Г.
Исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Шабдарова Т.Г. пропустила срок для принятия наследства после умершего брата Игнатьева А.Г. по уважительной причине. Кроме того, не истек шестимесячный срок после того, как причины пропуска данного срока отпали, то есть со дня, когда стало известно об открытии наследства, ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установленный законом срок пропущен истицей по уважительной причине, суд полагает, что данный срок подлежит восстановлению.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку наследники первой очереди у Игнатьева А.Г. отсутствуют, иных наследников той же очереди, что и Шабдаровой Т.Г., также не имеется, при этом, ни на момент смерти наследодателя (даты записи акта о смерти – ДД.ММ.ГГГГ), ни в настоящее время никто кроме истицы на наследуемое имущество в виде жилого помещения не претендует, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований Шабдаровой Т.Г. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шабдаровой Т.Г. к администрации Вилючинского городского округа ЗАТО <адрес> края о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, признании принявшей наследство, признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, удовлетворить.
Восстановить Шабдаровой Т.Г. срок для принятия наследства и признать её наследником, принявшим наследство после смерти Игнатьева А.Г., умершего в 2003 году, в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ произведена актовая запись о смерти №, в виде жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Шабдаровой Т.Г. право собственности в порядке наследования по закону, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2011 года.
Судья | А.В. Орлов |