о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги



Дело № 2-619/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2011 года                                            г. Вилючинск

      Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи             Закутайло О.А.

при секретаре                      Кузенковой О.С.

с участием представителя истца Евина Е.В., ответчика Кононовой О.А., третьего лица Кононовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Ремжилсервис» к Кононовой О.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, судебных расходов,

        установил:

Истец МУП «Ремжилсервис» обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, указав в обоснование своих требований (с учетом дальнейших уточнений), что собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>, является несовершеннолетняя дочь ответчика - Кононова А.А. Совместно с собственником в данном жилом помещении зарегистрирована и проживает член ее семьи – мать Кононова О.А. В нарушение требований ст. 153 ЖК РФ и с учетом положений ст.ст. 64, 80 Семейного кодекса РФ ответчик не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность в размере 60732 руб. 20 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в добровольном порядке ответчик задолженность не погашает, просит взыскать в него указанную выше сумму, а также судебные расходы в размере 2021 руб. 97 коп.

Представитель истца Евин Е.В., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, суду пояснил, что собственником жилого помещения на основании договора дарения является несовершеннолетняя дочь ответчика - Кононова А.А.. Ответчик является матерью собственника и, в силу закона, ее законным представителем, проживает совместно с ребенком по указанному адресу, на основании чего просил взыскать с Кононовой О.А вышеуказанную задолженность. Кроме того, суду пояснил, что с какими-либо заявлениями о том, что в квартире холодно и не соблюдается температурный режим, ответчик в МУП "Ремжилсервис" не обращалась, в связи с чем полагал, что требования истца о взыскании с Кононовой задолженности по услуге за отопление являются законными и обоснованными.

Ответчик Кононова О.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, суду пояснила, что она действительно имеет задолженность перед МУП "Ремжилсервис" по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, вместе с тем, не согласна с начислениями по услуге за отопление, поскольку радиаторы в квартире были демонтированы в 2006 году в виду их непригодного состояния. Ранее истец, также как и МУП «Городское тепловодоснабжение», производил ей снятие платы в виду отсутствия данной услуги, однако впоследствии, без какого-либо предупреждения стал производить указанные начисления вновь. Вместе с тем, в квартире, где они с дочерью проживают, очень холодно, а температурный режим поддерживается с помощью электрического обогревателя «ветерок» и «теплых полов», установленных на балконе.

Третье лицо - несовершеннолетняя Кононова А.А. в судебном заседании пояснила, что проживает по указанному адресу вместе с матерью - Кононовой О.А. В их квартире отсутствуют радиаторы отопления, которые ранее были демонтированы из-за их непригодного состояния. Нормальный температурный режим поддерживается с помощью электронагревателя «ветерок» и теплого пола на балконе, иначе в квартире очень холодно.

Выслушав представителя истца, ответчика и третье лицо, допросив свидетелей, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

В силу положений части 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии с ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно статье 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.

Положениями ст. 64 СК РФ установлено, что защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Согласно справке о содержании правоустанавливающих документов, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ Кононов А.В. передал в дар Кононова А.А. объект недвижимого имущества, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. По условиям указанного договора, в жилом помещении сохраняют право проживания Кононов А.В. и Кононова О.А. (л.д.43).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 44) собственником вышеуказанной квартиры является несовершеннолетняя Кононова А.А.

Из поквартирной карточки следует, что ответчик Кононова О.А. зарегистрирована в данном жилом помещении (л.д. 12).

В связи с изложенным, на основании вышеуказанных правовых норм суд приходит к выводу о том, что ответчик Кононова О.А., являясь матерью и членом семьи несовершеннолетнего собственника квартиры, будучи зарегистрированной в указанном жилом помещении, и проживающей совместно с ответчиком, несет ответственность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги как законный представитель своего ребенка.

Согласно ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

    При этом плата за коммунальные услуги состоит из оплаты за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу части 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

По жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>, в МУП «Ремжилсервис» <адрес> имеется лицевой счет для внесения платы за жилое помещение (л.д.08).

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ МУП "Ремжилсервис" в заявленный истцом период являлось управляющей организацией дома, в котором проживает ответчик (л.д.16-18).

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, в настоящее время управляющей организацией данного дома является ООО «Перспектива».

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Из представленного расчета следует, что задолженность ответчика по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за указанный выше период составляет 60732 руб. 20 коп. (л.д.08, 9-10).

Вместе с тем, рассматривая возражения ответчика в части неправомерности начисления ей истцом платы за отопление, суд находит данные возражения обоснованными и подтвержденными исследованными судом доказательствами.

Согласно пояснений Кононовой О.А. в судебном заседании, после того, как управляющая компания МУП "Ремжилсервис" начала самостоятельно принимать плату за отопление, то плату за данную услугу ей не начисляли, поскольку в квартире были демонтированы радиаторы. О том, что в квартире холодно и отсутствуют батареи она (ответчик) неоднократно извещала мастера предприятия, которая составила соответствующий акт освидетельствования системы отопления в ее квартире. На основании данного акта ей (ответчику) первоначально истцом производилось снятие платы за отопление, однако, впоследствии, без объяснения причин по данной услуге вновь начали приходить квитанции с указанными начислениями, с чем она категорически не согласна, так как услугу по отоплению МУП "Ремжилсервис" ей не предоставляло. Кроме того, в настоящее время нынешняя управляющая компания ООО «Перспектива не производит ей начисления по данной услуге в виду отсутствия таковой, поскольку батареи в квартире не установлены.

Допрошенная в качестве свидетеля Кононова Н.А. суду пояснила, что в указанный период работала мастером в МУП "Ремжилсервис". На основании устного заявления ответчика она произвела осмотр системы отопления в квартире, по результатам которого составила соответствующий акт. В соответствии с данным актом ответчику производилось снятие начислений по оплате за отопление.

Свидетели Иванова и Косорукова суду показали, что часто бывают у ответчика дома. Радиаторы отопления в квартире демонтированы и, несмотря на использование электрических обогревателей, в помещении холодно.

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно названных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электро- газо снабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Коммунальными услугами надлежащего качества являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п.5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В силу п.49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. При этом исполнитель самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; по требованию потребителя направляет своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с составлением соответствующего акта.

Как установлено в судебном заседании и сторонами по делу не оспаривалось, радиаторы системы отопления в квартире Кононовой были демонтированы в 2006 и 2007 годах в виду их непригодного состояния и в настоящее время не установлены.

Факт отсутствия радиаторов системы отопления и непредоставления истцу данной коммунальной услуги также подтверждается ранее производимыми МУП «Городское тепловодоснабжение» снятиями платы за неоказываемую Кононовой услугу по отоплению на основании акта, составленного обслуживающей дом организацией МУП "Ремжилсервис" (л.д. 92-94), а также тем обстоятельством, что в настоящее время ООО «Перспектива», которая является управляющей организацией дома, в котором проживает ответчик, не производит начислений Кононовой по данной услуге (л.д.91).

Таким образом, судом установлено, что МУП "Ремжилсервис", достоверно зная об отсутствии в квартире ответчика радиаторов отопления, произвело начисление платы за данный вид услуги в 100% размере с общей площади жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены «Правила изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», согласно которым услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3).

В случаях оказания услуг ненадлежащего качества управляющая организация, в том числе, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу (п.6 Правил). Данное положение содержится и в п. 75 раздела 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте нарушения качества оказания услуг. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.15).

Согласно п.16 акт нарушения качества оказания услуг составляется в порядке, установленном «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В силу требований пункта 68 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в соответствии с настоящими Правилами; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм ответчик, приняв решение о возобновлении начислений ответчику платы за отопление в размере 100 %, обязан был подписать двусторонний акт об устранении недостатков предоставления коммунальной услуги в виде отопления, либо производить указанные начисления с момента фиксации предоставляемой коммунальной услуги прибором учета ее потребления.

Согласно пояснений ответчика в судебном заседании, что не оспаривалось представителем истца, после того, как управляющая компания МУП "Ремжилсервис" начала прием платежей за отопление, за данную услугу плату ей не начисляли, поскольку в квартире были демонтированы радиаторы. Однако впоследствии, без каких-либо объяснений и предупреждений в квитанциях по оплате коммунальных услуг стал выставляться счет за услугу по отоплению.

То есть, в нарушение положений действующего законодательства МУП "Ремжилсервис" какой-либо Акт о возобновлении подачи услуги по отоплению надлежащего качества не составляло, прибор учета потребления тепловой энергии в квартире ответчика отсутствует, что также не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Суд находит не состоятельными доводы представителя истца о том, что услуга по отоплению предоставлялась ответчику надлежащего качества, о чем свидетельствует отсутствие в МУП "Ремжилсервис" жалоб от нее по данному поводу, поскольку в силу вышеуказанных правовых норм жалоба на ненадлежащую услугу может быть подана потребителем как в письменной, так и устной форме.

Как следует из показаний свидетеля Кононовой в судебном заседании, которая в рассматриваемый период состояла в должности мастера МУП "Ремжилсервис", ответчик обращалась к ней с устным заявлением об осмотре квартиры, по результатам которого был составлен соответствующий акт, а впоследствии принято решение о снятии начислений по такой услуге как отопление.

Согласно требований ст.ст.12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, судом установлено, что радиаторы системы отопления в квартире ответчика были сняты в связи с их технической неисправностью и до настоящего времени не установлены, имеющиеся в квартире стояки системы отопления не обеспечивают необходимого температурного режима, в связи с чем ответчик вынуждена обогревать квартиру электрическими обогревателями.

Доводы ответчика об отсутствии в его квартире отопления и нарушения температурного режима нашли свое подтверждение, как исследованными судом документами, так и показаниями свидетелей Кононовой, Ивановой, Косоруковой, которые суд признает допустимыми, поскольку данные свидетели допрошены в соответствии с требованиями ст.ст.176, 177 ГПК РФ, оснований не доверять их показаниям у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования МУП "Ремжилсервис" в части взыскания с ответчика задолженности по услуге за отопление удовлетворению не подлежат.

Как усматривается из представленного расчета, задолженность Кононовой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за содержание жилья, текущий ремонт, электроснабжения, горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение (стоки) составила 35547 руб. 15 коп., данная задолженность подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

        С учетом изложенного, с ответчика в пользу МУП «Ремжилсервис» подлежит взысканию 1266 руб. 41 коп. в счет уплаченной при подаче иска государственной пошлины (л.д.5).

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

         Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Ремжилсервис» к Кононовой О.А. о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, судебных расходов – удовлетворить частично.

Взыскать с Кононовой О.А. в пользу муниципального унитарного предприятия «Ремжилсервис» задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 35547 руб. 15 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебные расходы в размере 1266 руб. 41 коп., а всего взыскать 36813 (тридцать шесть тысяч восемьсот тринадцать) руб. 56 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 31 октября 2011 года.

Судья                                                                     О.А.Закутайло