Дело 2-872/2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2011 года | город Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Короленко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., к администрации Вилючинского городского округа о возложении обязанности по проведению оценки технического состояния автомобильной дороги – сооружение Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года №150, третьи лица, муниципальное унитарное предприятие «Автодор», комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой ЗАТО города Вилючинска проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Вилючинского городского округа, являющейся собственником сооружения Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2, не проведена оценка технического состояния указанного объекта, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, являющихся участниками дорожного движения. Поскольку, в силу действующего законодательства проведение оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, возложено на органы местного самоуправления, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Судом на основании ст. 43 ГПК Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены муниципальное унитарное предприятие «Автодор» и комитет пор управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа (далее КУМИ ВГО и МУП «Автодор»).
Согласно представленного суду письменного ходатайства истец просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя прокуратуры, указал, что настаивает на исковых требованиях в полном объеме.
Представитель ответчика Федюк Е.С. в представленном письменном мнении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, в представленном суду мнении полагала требования истца необоснованными, так как ответственность по иску должна быть возложена на МУП «Автодор».
Представитель третьего лица МУП «Автодор» Спиренкова Е.Ю. в представленном письменном мнении просила о рассмотрении дела в своё отсутствие своих в представленных письменных мнениях по иску полагала требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку деятельность по содержанию автомобильных дорог, в том числе по проведению оценки их состояния действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления, к тому же собственником автомобильных дорог является Вилючинский городской округ.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о его рассмотрении в отсутствие представителя суду не представил.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации данное гражданское дело было рассмотрено в отсутствии сторон и представителей третьих лиц.
Исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
Основным вещным правом является право собственности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 8 ст. 62 названного Закона до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных настоящим Федеральным законом технических регламентов строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, эксплуатация железнодорожных переездов, размещение объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и настоящему Федеральному закону.
То есть в настоящее время действует ГОСТ – Р 50597 – 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 №221.
В силу п. 9 ст. 6 ФЗ №257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08 ноября 2007 года к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании абз. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела доказательств, собственником сооружения Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2 является Вилючинский городской округ ЗАТО города Вилючинска Камчатского края (л.д.15), собственность от 11 февраля 2009 года.
Как усматривается из копии Устава Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска, а именно статьи 7 п.п.3, 5 Устава к вопросам местного значения городского округа ЗАТО г. Вилючинска в том числе отнесено владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа – ЗАТО г. Вилючинска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с техническим паспортом сооружение Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2 расположено в городе Вилючинске Камчатского края.
В соответствии с представленными третьим лицом МУП «Автодор» копией Устава, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП «Автодор» является действующим юридическим лицом, его учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, собственником имущества предприятия является Вилючинский городской округ, целью предприятия является извлечение прибыли, выполнение работ для удовлетворения общественных потребностей населения, предприятий, учреждений и организаций, для решения социальных задач, создание новых рабочих мест и новых видов работ и услуг, для достижения целей предприятие осуществляет в том числе эксплуатацию дорожных сооружений и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.
01 января 2006 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Автодор» заключен договор №09 о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием согласно приложениям к договору, в соответствии с постановлением главы Вилючинского городского округа №1656 от 26 ноября 2008 года участки автомобильных дорог общего пользования также закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Автодор», приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом №156 – КУМИ от 29.12.2008 года ряд автомобильных дорог передан на праве хозяйственного ведения МУП «Автодор», куда входит сооружение Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2. 05 августа 2010 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа и МУП «Автодор» заключено дополнительное соглашение №2 о внесении изменений в п. 3.2 вышепоименованного Договора №9, в соответствии с данным Соглашением Предприятие обязано содержание, текущий и капитальный ремонт имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, производить в объемах и пределах выделенных бюджетных средств по заключенным муниципальным контрактам.
Данных о том, что Договор №9 о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием зарегистрирован в установленном порядке, а именно в соответствии с положениями ч. 1 ст. 131 ГК РФ, материалы дела не содержат.
04 февраля 2011 года отделом жилищно – коммунального хозяйства администрации Вилючинского городского округа (Заказчик) и МУП «Автодор» (Подрядчик) заключены муниципальные контракты №№1,4 предметом которых является выполнение Подрядчиком работ по ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства, а также работы по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства в соответствии с техническим заданием Заказчика, данным техническим заданием установлен перечень автомобильных дорог Вилючинского городского округа, куда входит и сооружение Кольцевое пересечение автодорог, а также перечень работ по содержанию автомобильных дорог, в данный перечень проведение оценки технического состояния автомобильных дорог не включено.
Таким образом, установив, что спорная Дорога является собственностью Вилючинского городского округа, в соответствии с действующим законодательством обязанность по проведению оценки технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения возложена на орган местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо на уполномоченную им организацию, договор о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Автодор» в установленном законом порядке государственную регистрацию не прошел, условиями заключенного муниципального контракта не предусмотрено проведение оценки технического состояния автомобильной дороги, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска, исходя из планируемых сроков проведения работ и предусмотренных законом сроков на обжалование судебного решения, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Также суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, и находит целесообразным установить ответчику срок проведения оценки технического состояния автомобильной дороги до 01 ноября 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Вилючинска Камчатского края удовлетворить.
Обязать администрацию Вилючинского городского округа провести оценку технического состояния автомобильной дороги – сооружение Дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 №150 в срок до 1 ноября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья | Чернявский А.В. |