Дело №2-891/2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2011 года | город Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Чернявского А.В.,
при секретаре судебного заседания Короленко Л.В.,
с участием:
представителя истца помощника прокурора ЗАТО города Вилючинска Орловой А.Г., представителя ответчика администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Федюк Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края Конжеровского А.Е., поданное в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вилючинского городского округа о возложении обязанности по оборудованию остановочного пункта, расположенного между 4 и 5 километрами автомобильной дороги жилой район Приморский – жилой район Рыбачий в районе «Завод» (сооружение дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2), в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1-5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, третьи лица, муниципальное унитарное предприятие «Автодор», комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора ЗАТО города Вилючинска обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой ЗАТО города Вилючинска проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Вилючинского городского округа, являющейся собственником сооружения дорога от магазина Вилюй до дорожного участка №2, остановочный пункт, расположенный между 4 и 5 километром данной дороги в районе «Завод» не оборудован в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1-5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, являющихся участниками дорожного движения на территории Вилючинского городского округа.
Судом на основании ст. 43 ГПК Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены муниципальное унитарное предприятие «Автодор» и комитет пор управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа.
В судебном заседании помощник прокурора Орлова А.Г. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Вилючинского городского округа оборудовать остановочный пункт, расположенный между 4 и 5 километром автомобильной дороги жилой район Приморский – жилой район Рыбачий в районе «Завод», в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1-5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст. В остальном требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Федюк Е.С. с исковыми требованиями не согласилась, полностью поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснила, что администрация Вилючинского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в целях реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения в границах городского округа дороги переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Автодор», отделом ЖКХ Администрации ВГО с МУП «Автодор» заключены муниципальные контракты на осуществление работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, в силу чего обязанность по оборудованию остановочного пункта возложена на МУП «Автодор» как фактического владельца дороги, при этом пояснила, что договор о передаче дорог в муниципальное ведение МУП «Автодор» регистрацию в установленном законом порядке не прошел, также указала, что в соответствии с решением №14/4-5 от 25 ноября 2010 года Думы Вилючинского городского округа в программу комплексного социально – экономического развития ВГО ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края на период до 2017 года, утвержденную решением Думы от 23.08.2008 года №224/27 внесены изменения, и согласно приложения 3.1 в перечень программных мероприятий включено устройство остановочных площадок.
Представитель третьего лица МУП «Автодор» Спиренкова Е.Ю. будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В представленном письменном мнении полагала требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, указала, что администрация ВГО является надлежащим ответчиком по делу, поскольку дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения федеральным законодательством отнесена к вопросам местного значения. В настоящее время остановочный пункт, расположенный на данном участке дороги, где проходят автобусные маршруты №№1,8, не соответствует требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени рассмотрения дела, просил о его рассмотрении в свое отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации данное гражданское дело было рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктами 1 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя в том числе дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; остановочные пункты являются элементами обустройства автомобильных дорог.
Также статьей 3 указанного Закона установлено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).
Основным вещным правом является право собственности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 9 ст. 6 ФЗ №257 - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08 ноября 2007 года к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 11 ст. 5 ФЗ N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании абз. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ N 196-ФЗ).
В соответствии с требованиями п.п. 5.3.1. – 5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766 – 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения и устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: - остановочная площадка; - посадочная площадка; - площадка ожидания; - переходно-скоростные полосы; - заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); - боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); - тротуары и пешеходные дорожки; - пешеходный переход; - автопавильон; - скамьи; - туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); - контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); - технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); - освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в материалы дела доказательств, собственником сооружения дорога от магазина Вилюй до дорожного участка №2 является Вилючинский городской округ ЗАТО города Вилючинска Камчатского края (л.д.13), собственность от 11 февраля 2009 года.
Как усматривается из копии Устава Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска, а именно статьи 7 п.п. 3, 5, 7 Устава к вопросам местного значения городского округа ЗАТО г. Вилючинска в том числе отнесено владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа – ЗАТО г. Вилючинска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Также статьей 40 Устава определено, что в собственности городского округа ЗАТО г. Вилючинска находится имущество, предназначенное для вопросов местного значения – автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов и в границах городского округа ЗАТО г. Вилючинска, имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с техническим паспортом дорога от магазина Вилюй до дорожного участка №2 расположена в городе Вилючинске Камчатского края, в соответствии с представленной схемой маршрута движения автобуса между 4 и 5 километром данной автомобильной дороги расположен остановочный пункт «Завод».
В соответствии с представленными третьим лицом МУП «Автодор» копией Устава, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП «Автодор» является действующим юридическим лицом, его учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, собственником имущества предприятия является Вилючинский городской округ, целью предприятие является извлечение прибыли, выполнение работ для удовлетворения общественных потребностей населения, предприятий, учреждений и организаций, для решения социальных задач, создание новых рабочих мест и новых видов работ и услуг, для достижения целей предприятие осуществляет в том числе эксплуатацию дорожных сооружений и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.
01 января 2006 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Автодор» заключен договор №09 о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием согласно приложениям к договору, в соответствии с постановлением главы Вилючинского городского округа №1656 от 26 ноября 2008 года участки автомобильных дорог общего пользования также закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Автодор», приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом №156 – КУМИ от 29.12.2008 года ряд автомобильных дорог передан на праве хозяйственного ведения МУП «Автодор», куда ходит дорога от магазина Вилюй до дорожного участка №2. 05 августа 2010 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа и МУП «Автодор» заключено дополнительное соглашение №2 о внесении изменений в п. 3.2 вышепоименованного Договора №9, в соответствии с данным Соглашением Предприятие обязано содержание, текущий и капитальный ремонт имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, производить в объемах и пределах выделенных бюджетных средств по заключенным муниципальным контрактам.
Данных о том, что Договор №9 о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием зарегистрирован в установленном порядке, а именно в соответствии с положениями ч. 1 ст. 131 ГК РФ, материалы дела не содержат, кроме того, из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что данный Договор государственную регистрацию не прошел, так как в него часто вносятся изменения.
04 февраля 2011 года отделом жилищно – коммунального хозяйства администрации Вилючинского городского округа (Заказчик) и МУП «Автодор» (Подрядчик) заключены муниципальные контракты №№1,4 предметом которых является выполнение Подрядчиком работ по ремонту автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства, а также работы по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городских округов и поселений в рамках благоустройства в соответствии с техническим заданием Заказчика, данным техническим заданием установлен перечень автомобильных дорог Вилючинского городского округа, куда входит и дорога от магазина Вилюй до дорожного участка №2, а также перечень работ по содержанию автомобильных дорог, куда оборудование остановочных пунктов в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52766-2007 не включено.
Таким образом, установив, что указанная в иске Дорога является собственностью Вилючинского городского округа, остановочный пункт, расположенный между 4 и 5 километром указанной дороги не оборудован в соответствии с установленными требованиями ГОСТА, что подтверждается актом проверки от 21 сентября 2011 года (л.д.8-12), в соответствии с действующим законодательством обязанность по оборудованию остановочных пунктов как элементов обустройства автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления, договор о закреплении (передаче) муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Автодор» в установленном законом порядке государственную регистрацию не прошел, условиями заключенного муниципального контракта не предусмотрено оборудование остановочных пунктов в соответствии с требованиями действующего ГОСТ, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В силу действия" target="blank" data-id="12875">ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требования исполняющего обязанности прокурора ЗАТО г. Вилючинска, исходя из планируемых сроков проведения работ и предусмотренных законом сроков на обжалование судебного решения, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Также суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, и находит целесообразным установить ответчику срок проведения оценки технического состояния автомобильной дороги до 01 ноября 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора города Вилючинска Камчатского края удовлетворить.
Обязать администрацию Вилючинского городского округа оборудовать остановочный пункт, расположенный между 4 и 5 километрами автомобильной дороги жилой район Приморский – жилой район Рыбачий в районе «Завод» (сооружение дорога от магазина «Вилюй» до дорожного участка №2), в соответствии с требованиями п.п. 5.3.1-5.3.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст, в срок до 01 ноября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено «5» ноября 211 года.
Председательствующий | А.В. Чернявский |