о взыскании единовременного пособия в связи с уходом на пенсию



Дело №2-965/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск

Камчатского края 10 ноября 2011 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Закутайло О.А.,

при секретаре Моточук М.В.,

с участием представителя истца Коломеец А.А.,

представителей ответчика Козловой И.И., Леонтьевой Р.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой Е.А. к Федеральному бюджетному учреждению войсковая часть о взыскании единовременного пособия при выходе на пенсию,

установил:

Лебедева обратилась с заявлением в суд к Федеральному бюджетному учреждению войсковая часть (далее по тексту – в/ч ) о взыскании единовременной выплаты по уходу на пенсию, указав в обоснование своих требований, что до выхода на пенсию работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении , которое находится в ведении МО РФ. При увольнении в связи с выходом на пенсию ей не была произведена единовременная выплата в размере 12 месячных окладов. Обратившись с заявлением к ответчику по данному поводу, в производстве данной выплаты ей было отказано. Полагает, что в соответствии с постановлением <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение 12 должностных окладов при увольнении в связи с выходом на пенсию, в связи с чем просила суд взыскать с ответчика в свою пользу 74844 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в свое отсутствие с участием представителя по доверенности Коломеец А.А.

Представитель истца Коломеец А.А., действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно, в обоснование позиции истца пояснила, что работники других дошкольных образовательных учреждений в городе Вилючинске при увольнении по выходу на пенсию получают данное пособие.

Представитель ответчика Козлова И.И., действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В обоснование своей позиции суду пояснила, чтоЛебедева работала в ДОУ «Сказка» войсковой части в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом командира в/ч истец уволена с занимаемой должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Положением о войсковой части предусмотрено, что оно находится в ведомственном подчинении Министерства Обороны РФ и является получателем средств из федерального бюджета. Дошкольное образовательное учреждение , в котором работала истец, является структурным подразделением в/ч , и также финансируется из средств федерального бюджета. Вместе с тем, истица, полагая, что ответчиком нарушено ее право на получение 12 должностных окладов при увольнении в связи с выходом на пенсию, ссылается на постановление правительства Камчатского края. Однако данный нормативный акт обязывает работодателей производить указанную выплату увольняющимся работникам государственных учреждений образования, находящихся в ведении Камчатского края и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из краевого бюджета. Детский сад «Сказка» находится в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета, является структурным подразделением войсковой части, истица являлась гражданским персоналом войсковой части, получала надбавку за стаж работы в войсковой части, в связи с чем выплата 12 окладов истцу на основании постановления <адрес> не положена. На основании изложенного, просила суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Леонтьева Р.Е., действующая на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, исковые требования не признала, доводы изложенные представителем Козловой, поддержала.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, а также мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.9 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Под трудовыми отношениями закон понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ).

Заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

В силу требований ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников.

В соответствии с Положением «О Министерстве Обороны Российской Федерации», утвержденным Указом президента РФ № 1082 от 16.08.2004 г., Министерство Обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство Обороны РФ в рамках предоставленных ему полномочий организует, в том числе, деятельность подведомственных Минобороны России образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций; принимает меры по обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, приказом Министра Обороны РФ № 1039 от 18 ноября 2009 года образовано федеральное бюджетное учреждение войсковая часть 51210.

Согласно Уставу Учреждения, в/ч 51210 является юридическим лицом, некоммерческой организацией, выполняет функции администратора доходов, и находится в ведомственном подчинении Министерства Обороны РФ (л.д. 49-60).

Кроме того, судом установлено, что для выполнения программы развития социальной инфраструктуры ЗАТО <адрес> в целях реализации права граждан на образование решением Главнокомандующего РФ создано дошкольное образовательное учреждение «Детский са<адрес>». Данное учреждение является некоммерческой организацией, подведомственно Министерству Обороны РФ, которое в установленном порядке осуществляет полномочия его учредителя. Пунктом 1.7 Устава установлено, что Министерство обороны РФ в отношении учреждения реализует свои полномочия по составлению сметы доходов и расходов, доведению бюджетных ассигнований, лимитов расходных обязательств и объемов финансирования расходов, через Финансово-экономическое управление Тихоокеанского флота (л.д. 36-48).

По сообщению врио начальника Управления финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и Чукотскому автономному округу ДОУ «Сказка» на основании приказа начальника аппарата Министра Обороны РФ № 228 от 15.12.2010 г. зачислено на финансовое обеспечение Министерства Обороны РФ с ДД.ММ.ГГГГ без открытия лицевых счетов в органах федерального казначейства. ДОУ не является юридическим лицом, а создано как структурное подразделение в/ч 51210 (л.д. 61).

Таким образом, на основании исследования вышеизложенных документов суд приходит к выводу о том, что дошкольное образовательное учреждение «Сказка» является федеральным бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Лебедева Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность воспитателя ДОУ «Сказка» войсковой части 51210 (л.д. 30).

По условиям трудового договора , заключенного между работодателем- войсковой частью 51210, и работником- лицом гражданского персонала, Лебедевой Е.А., за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику выплачивается установленный работодателем должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера в размере, установленном приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г. (л.д. 34).

Система оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства Обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ регулируется приказом Министра Обороны РФ № 555 от 10.11.2008 г.

Согласно разделу 2 названного Положения, в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 822 от 29.12.2007 г., а также выплаты стимулирующего характера, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 818 от 29.12.2007 г.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 818 от 29 декабря 2007 года утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, автономных, казенных учреждениях, согласно которому к числу таких выплат относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

К числу выплат компенсационного характера, в силу требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 822 от 29 декабря 2007 года, относятся выплаты: работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В соответствии с пунктом 4.3 Устава ДОУ № 8 «Сказка», к компетенции командира Вилючинской базы подводных сил относится установление работникам учреждения, выплат компенсационного характера, а также выплат стимулирующего характера, к числу которых относится: надбавка за выслугу лет, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы руководителю ДОУ и его заместителю, премия по результатам работы учреждения за квартал, единовременное денежное вознаграждение и иные виды стимулирующих выплат, учитывая интенсивность и высокие результаты работы.

Таким образом, изучив и проанализировав вышеприведенные правовые нормы, регламентирующие порядок установления и выплаты работникам федеральных бюджетных учреждений различных выплат в совокупности с нормами трудового законодательства, а также с учетом разъяснений Министерства Финансов РФ, данных им в Письме № 03-04-06-02/223 от 20.12.2007 г., суд приходит к выводу о том, что выплата пособия при прекращении трудового договора в связи с выходом работника на пенсию законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в связи с чем обязанность по установлению единовременной выплаты в силу закона на работодателя не возложена.

Рассматривая доводы истца и ее представителя о том, что обязанность работодателя выплатить единовременное пособие в размере 12 основных окладов при увольнении работника из государственного учреждения образования в связи с выходом на пенсию установлена постановлением Правительства Камчатского края №229-П от 18.05.2010г., суд находит указанные доводы не состоятельными по следующим основаниям.

28 декабря 2009 года постановлением Правительства Камчатского края № 511-П утверждено Положение «О порядке и условиях осуществления выплаты единовременного пособия работникам государственных учреждений образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обслуживания, находящихся в ведении Камчатского края, и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания и здравоохранения, финансируемых из краевого бюджета, при их выходе на пенсию». В дальнейшем постановлениями Правительства Камчатского края № 176-П от 14.04.2010 г., № 229-П от 18.05.2010 г., в вышеназванное Положение были внесены изменения.

Согласно преамбуле указанного постановления, оно разработано и принято в целях закрепления в Камчатском крае работников социальной сферы. Кроме того, пунктом 1 постановления Правительства Камчатского края установлено, что выплата пособия является расходным обязательством Камчатского края работникам тех государственных учреждений, которые находятся в ведении Камчатского края, и муниципальных учреждений, финансируемых из краевого бюджета.

Изучив и проанализировав данное Положение, суд приходит к выводу о том, что его действие распространяется на работников, в частности, учреждений образования, которые финансируются из средств бюджета Камчатского края.

Вместе с тем, как установлено судом, дошкольное образовательное учреждение №8, в котором работала истец, является федеральным бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, в связи с чем доводы Лебедевой о наличии у нее права на получение указанного пособия в силу вышеназванного постановления Правительства Камчатского края основаны на неправильном толковании правовых норм.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Лебедевой Е.А. к федеральному бюджетному учреждению войсковая часть 51210 о взыскании единовременного пособия при выходе на пенсию - отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме – 15 ноября 2011 года.

Судья О.А.Закутайло