21 ноября 2011 года г.Вилючинск Камчатского края Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Карханиной Е.А., при секретаре Железняк С.Я., с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Бондаренко О.С., представителя заинтересованного лица Федюк Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Вилючинска Куданцева Д.Н. об оспаривании Приложения № 3 к постановлению главы Вилючинского городского округа (далее по тексту ВГО) от 17 ноября 2008 года № 1594 (в редакции постановления главы Вилючинского городского округа от 01 февраля 2010 года № 87), установил: Прокурор ЗАТО г.Вилючинска Куданцев Д.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Приложения № 3 к Постановлению главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 (в редакции постановления главы ВГО от 01 февраля 2010 года № 87) «Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа» (далее Приложение № 3) противоречащим федеральному законодательству, а именно: приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216н, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением утверждены Примерные положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений Вилючинского городского округа, финансируемых из местного бюджета. Данное постановление официально опубликовано в «Вилючинской газете» № 45 от 18 ноября 2008 года. Постановлением главы ВГО от 01 февраля 2010 года № 87, официально опубликованным в «Вилючинской газете» № 5 от 16 февраля 2010 года в постановление главы Вилючинского городского округа от 17 ноября 2008 года № 1594 внесены изменения и дополнения. Приложение № 3 к постановлению главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 (в редакции постановления от 01 февраля 2010 года № 87) противоречит действующему федеральному законодательству. Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216н (далее Приказ от 05 мая 2008 года № 216н) утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников образования. Однако раздел 2 Приложения № 3, устанавливающий размеры основных окладов работников учреждений образования ВГО по профессиональным квалификационным группам по должностям педагогических работников к должностям служащих в части отнесения должностей к тому или иному квалификационному уровню и профессиональной квалификационной группе не соответствует Приказу от 05 мая 2008 года № 216н. Кроме того, разделы 2 и 3 Приложения № 3 содержат коррупциогенный фактор. Так, размеры основных окладов работников учреждений образования Вилючинского городского округа дифференцированы (установлена так называемая «вилка от и до»), при этом критерии (основания) установления работнику конкретного размера основного оклада Приложение № 3 не содержит, что предоставляет правоприменителю возможность необоснованно широких пределов усмотрения (широту дискреционных полномочий) что, в соответствии с пп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором. Прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск в ходе осуществления надзора за соответствием нормативных правовых актов органов местного самоуправления ВГО требованиям действующего законодательства 02 августа 2010 года принесен протест на постановление главы ВГО от 01 февраля 2010 года № 87 «О внесение изменения и дополнений в постановление главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 в связи с противоречием данного постановления требованиям нормам федерального законодательства. 09 августа 2010 года данный протест рассмотрен администрацией ВГО. Требования прокурора признаны законными и обоснованными, а протест подлежащим удовлетворению. В октябре 2010 года в прокуратуру ЗАТО г. Вилючинска поступил проект постановления главы ВГО «Об утверждении Примерных положений о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений Вилючинского городского округа, финансируемых из местного бюджета». 25 ноября 2010 года прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск подготовлено отрицательное заключение на указанный проект постановления. Вместе с тем, протест прокурора от 02 августа 2010 года фактически удовлетворен не был, поскольку в августе 2011 года по запросу и.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинск о предоставлении копии Приложения № 3 в редакции, действующей на дату направления запроса, администрацией ВГО предоставлено постановление главы ВГО от 01 февраля 2010 года № 87 без каких-либо последующих изменений. В связи с чем обратился в суд с вышеуказанными требованиями. В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Вилючинска Бондаренко О.С. заявленные требования уточнил, просил признать раздел 2 Приложения № 3 к Постановлению главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 (в редакции постановления главы ВГО от 01 февраля 2010 года № 87) «Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа» в части отнесения должностей к тому или иному квалификационному уровню и профессиональной квалификационной группе не соответствующему Приказу от 05 мая 2008 года № 216н., а также указанный раздел и раздел 3 в части установления должностных окладов работникам, несоответствующими действующему законодательству как содержащие коррупциогенный фактор. В связи с чем просил признать их недействующими и не подлежащими применению с даты вступления решения в законную силу. В остальном заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица администрации ВГО Федюк Е.С. с заявленными требованиями согласилась частично по основаниям, изложенным в письменном мнении по заявлению, в котором указала, что необоснованность отнесения ряда должностей работников образования к различным квалификационным группам одновременно нашла свое подтверждение, и в данной части оспариваемое раздел 2 Приложение № 3 подлежит признанию недействующим. Вместе с тем с требованиями прокурора о признании разделов 2 и 3 несоответствующими действующему законодательства как имеющие коррупциогенный фактор в части установления размеров основных окладов работников не согласилась, пояснив, что при подготовке проекта постановления главы ВГО «Об утверждении Примерных положений о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений Вилючинского городского округа, финансируемых из местного бюджета» финансовое управление администрации ВГО руководствовалось постановлением Правительства Камчатского края от 11 ноября 2008 года № 357-П. Указанным постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае при разработке Примерных положений о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений социального обслуживания в Камчатском крае было рекомендовано учитывать Примерное положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству социального развития и труда Камчатского края, утвержденное постановлением Правительства Камчатского края от 11 ноября 2008 года № 357-П. В данном постановлении рекомендуемые оклады дифференцированы (установлена так называемая «вилка от и до»). Критериев (оснований) установления работнику конкретного размера основного оклада данное постановление, действительно, не содержит. В соответствии с п. 5 Положения об установлении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Камчатского края, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 21 июля 2008 года № 221-П размеры основных окладов, основных ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы. По аналогии, размеры окладов для работников муниципальных учреждений устанавливаются также руководителями этих учреждений. В тоже время Положения об оплате труда разработаны только в средних общеобразовательных школах, ни в детских садах, ни учреждения дополнительного образования таких Положений нет. По каким критериям работникам образования устанавливается тот или иной оклад, пояснить не может. Выслушав помощника прокурора ЗАТО г.Вилючинска, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действий (бездействие). Согласно статье 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 17 ноября 2008 года постановлением главы Вилючинского городского округа № 1594 утверждено Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа (Приложение № 3) (л.д. 22-34). Постановлением главы Вилючинского городского округа № 87 от 01 февраля 2010 года в постановление главы ВГО № 1594 от 17 ноября 2008 года внесены изменения, Приложение № 3 изложено в новой редакции (л.д. 8-21). Указанные постановления были опубликованы в «Вилючинской газете» № 45 от 18 ноября 2008 года и № 5 от 16 февраля 2010 года соответственно, что не оспаривалось представителем администрации ВГО при рассмотрении дела, и вступили в силу после их опубликования. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона муниципальным правовым актом является решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения (п. 10 Пленума). В соответствии с уставом Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска глава Вилючинского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления городского округа ЗАТО г. Вилючинска и в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Камчатской области, Камчатского края, уставом Вилючинского городского округа принимает нормативные правовые акты по вопросам местного значения городского округа и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа – ЗАТО г. Вилючинска федеральными законами и законами Камчатской области. Нормативные правовые акты главы городского округа, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения и соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и населением города. Общие принципы разграничения полномочий между органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления урегулированы ФЗ от 6 октября 2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с п.1 ст.41 Закона РФ« Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. На основании пункта 4 указанной статьи нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной п.6.1 ст.29 данного Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам, установленным в п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29.11.2007 г., поскольку оно рассчитано на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение, порядок его принятия органом местного самоуправления был соблюден. Оспариваемым разделом № 2 Приложения № 3, изложенного в редакции постановления главы ВГО от 01 февраля 2010 г. № 87, установлены размеры основных окладов работников учреждений образования Вилючинского городского округа по профессиональным квалификационным должностям педагогический работников и должностям служащих. В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительством РФ устанавливает базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов и базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников образования. Судом при рассмотрении дела установлено, что оспариваемый раздел 2 Приложения № 3 в части отнесения должностей работников учреждений образования Вилючинского городского округа к тому или иному квалификационному уровню и профессиональной квалификационной группе не соответствует приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216н. Кроме того, согласно Приказа должности педагогических работников отнесены к одной квалификационной группе и разделены на четыре квалификационных уровня. В нарушение требований указанного Приказа раздел 2 Приложения № 3 разделяет должности педагогических работников на три профессиональные квалификационные группы, с установлением квалификационных уровней для каждой группы. Таким образом, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части признания раздела 2 Приложения № 3 к Постановлению главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594 недействующим подлежит удовлетворению, так как данный раздел в части отнесения должностей педагогических работников и служащих к квалификационным уровням и профессиональной квалификационной группе должностей, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216н и нарушает права и законные интересы граждан. Рассматривая требования прокурора о признании несоответствующим действующему законодательству, как содержащие коррупциогенный фактор, раздел 2 и 3 Приложения в части установления должностных окладов работников, суд приходит к выводу, что они также подлежат удовлетворению. Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ за оклад (должностной оклад) принимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад с учетом фактически отработанного времени вместе упомянутыми выплатами составляет заработную плату (оплату труда) работника (ст. 129 Трудового кодекса РФ). В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса РФ зарплата каждого сотрудника зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом она устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 Трудового кодекса РФ). Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплачиваемую заработную плату исходя из квалификации, сложности труда, количества и качества выполненной работы (ст. 21 Трудового кодекса РФ). В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать сотрудникам равную оплату за равноценный труд. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 Трудового Кодекса РФ). Положениями ст. 132 Трудового кодекса РФ и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Вышеприведенные правовые нормы также согласуются с положениями п. «г» ч. 4 Единых рекомендаций по установлению на Федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10 декабря 2010 года, согласно которому одним из принципов формирования систем оплаты труда работников муниципальных учреждений на муниципальном уровне является обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда. Разделом 2 и 3 Приложения № 3 к постановлению главы ВГО от 17 ноября 2008 года установлены размеры основных окладов работников учреждений образования Вилючинского городского округа по профессиональным квалификационным группам по должностям педагогических работник и должностям служащих, а также профессий рабочих. При этом размеры основных окладов указанных работников дифференцированы, установлены минимальный и максимальный размеры окладов для каждой квалификационной группы. Каких-либо критериев и оснований для установления размера должностного оклады в том или ином размере указанный раздел Приложения не содержит. Из пояснений представителя администрации ВГО Федюк Е.С., данных ею в судебном заседании, следует, что образовательные учреждения Вилючинского городского округа разрабатывают отдельные положения об оплате труда работников, руководствуясь при этом Приложением № 3 Примерного положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений Вилючинского городского округа, финансируемых из местного бюджета, утвержденного постановлением главы ВГО от 17 ноября 2008 года № 1594. Таким образом, установлением в оспариваемом разделе 3 Приложения № 3 «вилки от минимального размера оклада до максимального размера оклада» без определения критериев и оснований для установления соответствующих окладов, по которым устанавливаются данные оклады, созданы условия, при которых в нарушение норм вышеуказанных законов, расширены полномочия руководителей образовательных учреждений, которым предоставлено право в указанных пределах устанавливать размеры должностных окладов педагогическим работникам Вилючинского городского округа, и в том числе, определять различный размер должностных окладов для работников, занимающих одну должность. Согласно ч.2 ст. 1 федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции являются коррупциогенными факторами. Возможность установления работникам, занимающим одну должность должностных окладов в разном размере, без учета уровня их квалификации, профессиональной подготовки, трудового стажа, иных деловых качеств, сложности и объема выполняемой работы, приводит к расширению дискреционных полномочий руководителей образовательных учреждений Вилючинског городского округа, что является в соответствии ч.2 ст.1 федерального закона № ФЗ-172 от 17 июля 2009 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенным фактором. Ссылки представителя администрации ВГО о том, что в силу п. 5 Положения об установлении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Камчатского края, утвержденных постановлением Правительства Камчатского края от 21 июля 2008 года № 221-П органы местного самоуправления не имеют полномочий определять условия (критерии) установления работнику того или иного размера основного размера основного оклада, если таковые законодательно не определены на уровне Камчатского края, а также на то, что Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа разработано на основании Постановления Правительства Камчатского края от 11 ноября 2008 года № 357-П. суд находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку положение указанных нормативных правовых актов распространяется на установление систем оплаты труда работников в государственных учреждениях Камчатского края и учреждениях, подведомственных Министерству социального развития и труда, и для органов местного самоуправления муниципальных образований при введении систем оплаты труда работников в муниципальных учреждениях носят рекомендательный характер, то есть обязательной силой не обладают. При таких обстоятельствах суд признает требования прокурора ЗАТО г.Вилючинска обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора ЗАТО г.Вилючинска Куданцева Д.Н. об оспаривании разделов 2 и 3 Приложения № 3 к постановлению главы Вилючинского городского округа от 17 ноября 2008 года № 1594 в редакции постановления главы Вилючинского городского округа от 01 февраля 2010 года № 87 - удовлетворить. Признать раздел 2 Приложения № 3 к постановлению главы Вилючинского городского округа № 1594 от 17 ноября 2008 года в редакции постановления главы Вилючинского городского округа от 01 февраля 2010 года № 87 «Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа» недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Признать раздел 3 Приложения № 3 к постановлению главы Вилючинского городского округа № 1594 от 17 ноября 2008 года в редакции постановления главы Вилючинского городского округа от 01 февраля 2010 года № 87 «Примерное положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Вилючинского городского округа» в части установления размеров основных окладов работников учреждений образования Вилючинского городского округа недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу. Обязать средство массовой информации «Вилючинскую газету» опубликовать решение суда после его вступления в законную силу. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года. Судья Е.А.Карханина