о признании незаконными действия при произведении расчета по оплате потребленной электрической энергии и о перерасчете платежей



Дело № 2-17/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2012 года г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Орлова А.В., при секретаре Петровой Н.Г.,

с участием:

представителя ответчика Крюкова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олефир А.В. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Олефир А.В. обратилась в суд с иском к МУП «Ремжилсервис», в котором просила признать незаконными действия ответчика, связанные с начислением ей платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы 9 пункта 3 Приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»; обязать ответчика произвести перерасчет платежей за потребленную электроэнергию с сентября 2010 года по август 2011 года, исключив из расчета сумму 7212 рублей 05 копеек; обязать ответчика рассчитывать электроэнергию в местах общего пользования истице по тарифу 7 кВт.ч в месяц на человека, а также возместить ей судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 7000 рублей.

В обоснование заявленных требований Олефир А.В. с учетом последующих уточнений указала, что является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения. Управление многоквартирным домом, в котором находится занимаемое ею жилое помещение, осуществляет МУП «Ремжилсервис». Начиная с сентября 2010 года, ответчик выставляет ей платежные документы, где содержится отдельная графа «электроэнергия общая», сумма оплаты которой за период с сентября 2010 года по август 2011 года составила 7951 рубль 25 копеек, то есть её размер значительно превышает плату, исчисленную исходя из индивидуального прибора учета потребленной электроэнергии по её жилому помещению. В марте 2011 года она обратилась к ответчику с просьбой предоставить ей информацию о порядке начисления платы за электроснабжение. В ответе МУП «Ремжилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, ей сообщалось, что многоквартирный <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии и оборудован частично индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета электрической энергии; учет потребления электроэнергии в местах общего пользования осуществляется в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее по тексту Правила предоставления коммунальных услуг № 307), то есть по формуле № 9, с чем она не согласна по следующим основаниям. Так, формула № 9 определяет плату за электроэнергию исключительно в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета, однако места общего пользования не являются жилыми помещениями, а значит данная формула неприменима для расчета электроэнергии в местах общего пользования. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами. Отдельные счетчики в местах общего пользования в д. 51 по ул. Гусарова не установлены, следовательно, для расчета потребленной электроэнергии, должен применяться п. 20 Правил, п. 25 Приложения к правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2008 года № 306 (далее по тексту Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг № 306), то есть составлять 7 кВт.ч в месяц на человека. Исходя из того, что в жилом помещении истицы зарегистрированы и проживают 3 человека, размер платы за электроэнергию в местах общего пользования рассчитывается следующим образом (7 кВт.ч х 3 чел. Х 3.20 руб./кВт.ч = 67 рублей 20 копеек в месяц). Таким образом, за период с сентября 2010 года по август 2011 года, ей необоснованно выставлено к оплате за электроэнергию 7212 рублей 05 копеек. Кроме того, в нарушение п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 и ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», с ней, как с потребителем коммунальных услуг, не заключен договор, содержащий условия предоставления коммунальных услуг и о реализуемых услугах, в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по общедомовому прибору учета не имеет правового обоснования, и в таком случае в силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ и Правил, начисление платы за электроэнергию для общедомовых нужд должно производиться по нормативам потребления в указанном выше порядке. Поскольку её претензия, направленная в адрес МУП «Ремжилсервис» в апреле 2011 года, до настоящего времени не удовлетворена, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Определением от 1 ноября 2011 года производство по делу в части возложения на ответчика обязанности рассчитывать электроэнергию в местах общего пользования истице по тарифу 7кВт.ч в месяц на человека прекращено.

В последующем, истица в лице своего представителя Ермаченковой О.В. увеличила заявленные исковые требования, просила обязать ответчика произвести перерасчет платежей за потребленную электроэнергию с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года включительно.

Истица Олефир А.В., извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Ермаченкова О.В. извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика Крюков Г.В., действующий на основании доверенности с полным объемом полномочий, представленных стороне в процессе, с заявленными исковыми требованиями не согласился в полном объеме, поскольку расчет платы за электроэнергию по жилому помещению, занимаемому Олефир А.В., в виду того, что жилые помещения в многоквартирном доме, где расположено в том числе, жилое помещение, занимаемое Олефир А.В. частично оборудованы индивидуальными приборами учета, а в доме из-за того, что к нему подходит двухфазная электрическая линия, стоят два общедомовых прибора учета, показания которых ежемесячно снимаются и суммируются, правомерно производится по формуле № 9, то есть с учетом показаний общедомовых приборов учета, и истица ничего лишнего не платит. Дополнительно пояснил, что при проведении совместно с ОАО «Оборонэнерго» ревизии, обнаружилась ошибка в расчетах электроэнергии по дому <адрес>, в котором проживает истец, а именно в течение нескольких месяцев с августа по ноябрь 2010 года включительно при расчете платы за электроснабжение учитывались показания приборов учета, расположенных в трансформаторной подстанции, однако МУП «Ремжилсервис» добровольно устранил данное нарушение закона, и самостоятельно произвел Олефир А.В. перерасчет платы за предоставленную электроэнергию, снизив её размер на 824 рубля 57 копеек. Также ответчик произвел истице перерасчет с июня 2011 года в связи с внесенными изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг № 307, что составило – 1 рубль 95 копеек. Сумма перерасчета получилась небольшая, поскольку какие-либо магазины, потребляющие большое количество электроэнергии, в доме, где проживает Олефир А.В. отсутствуют.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО 44 Электрические сети» (ныне в связи с реорганизацией в форме присоединения - ОАО «Оборонэнерго»), своего представителя в судебное заседание не направило, поскольку просило о рассмотрении дела в свое отсутствие. Вместе с тем, представило суду письменное мнение, в котором указало, что являлось гарантирующим поставщиком на территории г. Вилючинска и поставляла коммунальный ресурс – электрическую энергию, до внешней границы стены многоквартирного дома. Энергоснабжение граждан, проживающих в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает управляющая организация МУП «Ремжилсервис», которая является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307. Границей балансовой принадлежности между ОАО «44 ЭС» и МУП «Ремжилсервис» является кабельные наконечники КЛ-0,4 кВ в ВРУ жилого дома. Приборы учета установлены управляющей компанией в ВРУ жилого дома, то есть в соответствии с п. 7 и п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, включены в состав общего имущества, так как находятся в границах общедомового имущества собственников многоквартирного дома. Данный прибор принят к учету в качестве расчетного.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услу­ги, в состав которой согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ включается плата за электроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных ус­луг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах феде­рального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной вла­сти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нор­мативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснаб­жению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названных положений ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утвер­ждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также поря­док контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок опреде­ления размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пункту 2 указанных Правил их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с пунктом 16 данных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные ус­луги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 (в редакции от 29 июля 2010 года), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квар­тирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потреблен­ные в жилом помещении, оборудованном приборами учета определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно по формуле 9.

Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года были внесены изменения, которые вступили в силу 8 июня 2011 года.

В соответствии с п. 23 Правил, изложенных в новой редакции, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, потребленную в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к указанным Правилам, по формуле № 9.

При этом, в расчете платы за электроснабжение с применением формулы № 9, как в редакции от 29 июля 2010 года, так и в редакции от 6 мая 2011 года, учитываются как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

В судебном заседании, в том числе на основании пояснений сторон, установлено, что истица Олефир А.В. проживает в муниципальном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ её бывшему супругу Кочетову В.П. на условиях социального найма на него самого, а также состав семьи: жену Кочетову А.В. (истица), а также двух дочерей.

Согласно условиям договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в отдельной квартире общей площадью 54,3 м2, по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечил предоставление за плату коммунальных услуг в виде электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления. Наниматель в свою очередь обязался своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги по утвержденным в соответствии с законодательством РФ ценам и тарифам. Кроме того, данным договором предусмотрено право нанимателя пользоваться общим имуществом многоквартирного дома.

В силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

В дальнейшем, Кочетов В.П. выехал из данной квартиры в другое место жительства, после чего истица приняла на себя права и обязанности нанимателя этого жилого помещения, право пользования данным жилым помещением по договору социального найма у неё на тот момент утрачено не было. Таким образом, с этого времени между Олефир А.В. и собственником занимаемого ею муниципального жилого помещения, фактически сложились договорные отношения по его социальному найму, что не противоречит требованиям ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, и подтверждается пояснениями сторон, а также копией поквартирной карточки.

Из материалов дела следует, что ответчик МУП «Ремжилсервис» является управляющей организацией <адрес> в <адрес> края, и в соответствии с заключенным на основании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа, с собственниками расположен­ных в данном доме жилых помещений договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляет коммунальные услуги Собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений), производит начисление платы по коммунальной услуге «электроснабжение», выставляет соответствующие счета к оплате потребителям данной коммуналь­ной услуги, а также принимает плату за коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций.

В МУП «Ремжилсервис» Олефир А.В. имеет лицевой счет для внесения платы за жилье и коммунальные услуги.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя, на основании ст. 161, пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов в целях обеспечения их предоставления потребителям, которыми в настоящее время признаются все граждане и наниматели жилых помещений по договору социального найма, и собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.

Согласно п. 1 и 3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу с ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения.

В судебном заседании также установлено, что между МУП «Ремжилсервис» и гарантирующим поставщиком ФГУП «44 электрическая сеть Военно-Морского флота» Министерства обороны РФ (в последующем ОАО «44 Электрическая сеть», а ныне ОАО «Оборонэнерго»), ДД.ММ.ГГГГ заключен договор энергоснабжения , на основании которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии путем её передачи в соответствии с существующей категорией надежности покупателю МУП «Ремжилсервис» для осуществления производственной деятельности, в частности, обеспечения электроэнергией потребителей – граждан, проживающих на законных основаниях в жилом <адрес> в <адрес>, а покупатель в свою очередь обеспечивает учет потребляемой электрической энергии, производит совместное ежемесячное снятие показаний прибора учета, а также оплачивает приобретенную электрическую энергию.

В соответствии с актами № б/н приема нового учета и на основании решения собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в доме по указанному адресу установлены в ВРУ-0,4 кВ жилого дома и ДД.ММ.ГГГГ допущены в эксплуатацию и приняты в качестве расчетных, общедомовые приборы учета электроэнергии типа Т-0,66–УЗ и .

Границей балансовой принадлежности электросетей ресурсоснабжающей организации и эксплуатационной принадлежности электросетей МУП «Ремжилсервис» являются, в частности, кабельные наконечники КЛ-0,4 кВ в ВРУ жилого <адрес>, что следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, схемы границ балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 7 и п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , установленные в жилом <адрес> в <адрес> общедомовые приборы учета электроэнергии, включены в состав общего имущества, поскольку находятся в границах общедомового имущества собственников многоквартирного дома.

Из содержания иска, объяснений сторон в судебном заседании, маршрутной книжки абонента следует, что в жилом помещении истицы установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии .

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению квартиры, в которой проживает истица Олефир А.В., должен определяться в силу пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения к настоящим Правилам, а именно с сентября 2010 года по июнь 2011 года по формуле 9 в редакции Правил от ДД.ММ.ГГГГ, а с июня 2011 года по сентябрь 2011 года включительно по формуле 9 в редакции Правил от ДД.ММ.ГГГГ, в расчете которых учитываются, в том числе, как показания индивидуального прибора учета, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.

Как следует из представленных ответчиком помесячных расчетов потребления электрической энергии <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, за оспариваемый период, размер платы за потребленную электрическую энергию определялся ответчиком МУП «Ремжилсервис» в соответствии с пунктом 23 Правил № 307 по формуле 9 (в редакции от 29 июля 2010 года), предусмотренной подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В последующем, в связи с внесенными законодателем ДД.ММ.ГГГГ изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, в сентябре 2011 года, ответчиком был произведен перерасчет платы за электроснабжение в пользу Олефир А.В. с июня 2011 года, что подтверждается представленными представителем ответчика документами, а именно квитанцией на оплату за ноябрь 2011 года, где имеется графа «пер. изм. 307 начислено – 1.95». Данные действия ответчика не противоречит действующему законодательству.

Расчет ответчика выполнен на сновании показаний приборов учета электроэнергии как индивидуального, так и общедомовых, что подтверждается материалами дела, а именно: ведомостями совместного снятия показаний приборов учета электроэнергии по жилому фонду МУП «Ремжилсервис», в том числе, по приборам учета, установленным в ВРУ по <адрес>, а также маршрутной книжкой абонента, проживающего в <адрес> вышеуказанного дома.

Доводы истицы о том, что ответчиком необоснованно в течение нескольких месяцев при расчете платы за электроснабжение учитывались показания приборов учета, расположенных в трансформаторной подстанции, хотя и резонны, однако судом во внимание приняты быть не могут, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика, а также из представленных им служебной записки, МУП «Ремжилсервис» в ходе судебного разбирательства добровольно устранил данное нарушение закона, и самостоятельно произвел Олефир А.В. перерасчет платы за предоставленную электроэнергию, снизив её размер на 824 рубля 57 копеек.

Согласно показаниям свидетеля Дацко С.Б., инженера-энергетика МУП «Ремжилсервис», в ее должностные обязанности входит расчет потребленной электроэнергии, в расчете за январь 2011 года, представленном суду она допустила ошибку, указав в графе «итого» предыдущие показания за прошлый месяц, но сами суммы расчета были сделаны за каждый месяц правильно на основании норм действующего законодательства.

Таким образом, в настоящий момент, оснований не доверять произведенному при начислении Олефир А.В. расчету платы за энергоснабжение за период с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года включительно, именно с применением показаний приборов учета электрической энергии ВРУ, у суда не имеется, поскольку представленные ответчиком расчеты с учетом последующих перерасчетов, судом в ходе судебного разбирательства проверены и признаны правильными.

Каких-либо доказательств того, что объемы потребления электроэнергии управляющей компанией завышены, истцом не представлено, не установлено их и судом при рассмотрении дела, в связи с чем, доводы истца в этой части не могут быть признаны обоснованными.

Как следует из показаний свидетеля Александрович Е.В. потери по дому могут доходить до 40-50% от потребленной жильцами электроэнергии.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований истца Олефир А.В., поскольку размер платы за потребленную коммунальную услугу по электроснабжению истице определен за оспариваемый период в соответствии с действующим законодательством.

Доводы Олефир А.В. со ссылкой на ст. 544 ГК РФ о том, что оплата электроэнергии ею должна производится за фактически принятое количество энергии, при этом у ответчика в виду отсутствия заключенного непосредственно с ней договора энергоснабжения, отсутствуют правовые основания для начисления платы по электроснабжению по общедомовому прибору учета, являются необоснованными.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 540, п. 1 ст. 544 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети и оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ также установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное, то есть указанными нормами ГК РФ установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, которыми установлены специальные требования к установлению размера платы потребителей в многоквартирном доме за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета.

Потребителем коммунальных услуг согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг № 307 является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Это означает, что гражданин, занимающий жилое помещение по договору социального найма, признается потребителем коммунальных услуг. В силу п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю (нанимателю) на основании договора, заключенного с собственником жилого помещения (наймодателем). На наймодателя же возлагается обязанность обеспечивать предоставление нанимателям необходимых коммунальных услуг (пп. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ).

Несмотря на то, что договор о предоставлении коммунальных услуг управляющая организация заключает с собственником жилых помещений, у нее возникают обязательства перед нанимателями по предоставлению им коммунальных услуг надлежащего качества, а также право требовать от нанимателей внесения платы за коммунальные услуги. В платежном документе также указываются сведения не о собственнике, а о нанимателе (пп. «а» п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг). При этом в договоре управления многоквартирным домом должны содержатся условия предоставления коммунальных услуг гражданам, такие как перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ), порядок определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, такие необходимые условия предоставления коммунальных услуг в договоре управления многоквартирным домом № 51 по <адрес> в <адрес>, где расположено занимаемое Олефир А.В. жилое помещение, содержатся. Кроме того, истице ежемесячно предъявляются к оплате платежные документы, которые также содержат сведения о количестве потребленного ресурса, и его цене.

Поскольку, как указывалось выше, договор энергоснабжения является публичным договором, отсутствие заключенного с Олефир А.В. такого договора в письменной форме, не свидетельствует о том, что такой договор не заключался в принципе, а у ответчика, как исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению отсутствует право производить соответствующее начисление платы.

Напротив, обязанность гражданина-потребителя оплатить потребленную электроэнергию возникает в сроки, установленные действующими специальными нормами и правилами, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, при этом не ставится в зависимость от подписания между гражданином и энергоснабжающей организацией каких-либо документов.

Более того, пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 и пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, непосредственно на МУП Ремжилсервис», как на управляющую организация и исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений), а также приобретать электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 26 которых, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

Пунктом 25 приложения к данным Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: «в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека».

При этом, установленная п. 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, величина не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является показателем для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам. Сами же нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются для потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Поэтому установленные п. 25 приложения к Правилам величины не применимы к истцу, в квартире которого установлен индивидуальный прибор учета расходования электроэнергии.

По смыслу закона, нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Места общего пользования в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, входят в состав общего имущества многоквартирного дома, и нежилым помещением не является.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.

При этом действующим законодательством не предусмотрено оборудование индивидуальным прибором учета места общего пользования в многоквартирном доме и расчет платы за потребленную электроэнергию потребителями в указанных местах отдельно от жилых либо нежилых помещений.

Как уже неоднократно указывалось выше, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потреблен­ные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, в отношении электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 (п. 23 Правил, в редакции от 29 июля 2010 года).

Согласно п. 23 Правил (в редакции от 6 мая 2011 года) при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, также определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам.

При этом, из установленного Приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 порядка расчетов, как в ранее их действовавшей редакции, так и в новой, следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги в обязательном порядке учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги потребителя в жилом помещении им оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, доводы Олефир А.В. приведенные в пунктах 1, 2, 4, 5 и 6 её искового заявления, изложенные в последующих дополнениях к нему, а также порядок расчета платы потребленной электроэнергии в местах общего пользования с применением п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 и п. 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном понимании вышеуказанных норм действующего законодательства, и не соответствуют его требованиям.

Поскольку истице Олефир А.В. в удовлетворении её исковых требований судом отказано, понесенные ею судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг, подлежат отнесению на её счет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Олефир А.В. к муниципальному унитарному предприятию «Ремжилсервис» о защите прав потребителей, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2012 года.

Судья

А.В. Орлов