о признании правового акта противоречащим действующему законадательству, не действующим и не подлежащим применению



Дело № 2-410/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года г. Вилючинск Камчатского края

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Чернявского А.В.,

при секретаре судебного заседания Шестаковой В.Ю.,

с участием: помощника прокурора Бондаренко О.С., представителя заинтересованного лица Федюк Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ЗАТО г. Вилючинск об оспаривании нормативного правового акта – постановления администрации Вилючинского городского округа от 03.07.2009 № 841,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Вилючинск обратился в суд с заявлением, в котором просил признать постановление администрации Вилючинского городского округа от 03.07.2009 № 841 «О внесении изменения и дополнения в Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинск Камчатской области на новое место жительства» недействующим и не подлежащим применению со дня его (постановления) принятия.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что 03 октября 2007 года администрацией Вилючинского городского округа ЗАТО г.Вилючинск издано постановление № 1189 «Об утверждении Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатской области на новое место жительства». Обжалуемым постановлением в постановление администрации ВГО от 03.10.2007 № 1189 внесены изменения, согласно которым, п.4 постановления изложен в новой редакции. Указанные постановления администрации официально опубликованы в «Вилючинской газете» № 35 от 08 сентября 2009 года.

Ссылаясь на нормы федерального законодательства, считает постановление незаконным, поскольку при предоставлении в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 №3297-1 жилых помещений гражданам, переезжающим из ЗАТО на новое место жительства, общая площадь предоставляемого жилого помещения подлежит определению исходя из установленной органом местного самоуправления на новом месте жительства нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма либо с ее превышением, но не более чем в два раза (в случаях предусмотренных ЖК РФ). Установление администрацией Вилючинского городского округа «социальной нормы обеспечения» граждан, выезжающих из ЗАТО на новое место жительство, жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1, в том числе для иных муниципальных образований, не соответствует полномочиям органа местного самоуправления ЗАТО и противоречит федеральному законодательству.

Применение Положения в обжалуемой редакции может повлечь нарушения прав граждан, выезжающих из ЗАТО на новое место жительства и имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 №3297-1, в случаях когда установленная органом местного самоуправления по новому месту жительства норма предоставления площади жилою помещения превысит указанную «социальную норму», а также повлечь признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, что является неэффективной реализацией мер государственной поддержки.

По тем же основаниям по мнению прокурора противоречит федеральному законодательству пункт 4 названного Положения в части, предусматривающей обязанность граждан, выезжающих из ЗАТО на новое место жительства, по оплате за счет собственных средств площади предоставляемого жилого помещения, превышающей указанную социальную норму.

Помощник прокурора Бондаренко О.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель заинтересованного лица Федюк Е.С., в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями, поскольку принятием обжалуемого нормативно-правового акта права граждан не нарушаются, а улучшаются. Права другого органа местного самоуправления принятым нормативным актом не ущемляются. Целью постановления 841 являлось обеспечение социальных гарантий на обеспечение жилой площадью граждан, переселяющихся на новое место жительства в связи с выездом из ЗАТО. Предоставление жилой площади до 2009 года происходило по учетной норме в месте предоставления. Исходя из этого гражданину, переселяющемуся из ЗАТО в другой город, может быть предоставлено жилое помещение намного меньше по площади, чем установлено оспариваемым постановлением, а пункт 4 в новой редакции гарантирует гражданину предоставление жилого помещения на одного человека из расчета 33 кв.м., больше, чем положено в других городах. Согласно проведенной проверке соблюдения бюджетного законодательства в 2008 году были выявлены нарушения, и было вынесено предписание о внесении изменений в Положение. В этой связи финансирование мероприятий по обеспечению граждан жилыми помещениями в порядке переселения из ЗАТО путем доплаты из средств местного бюджета за жилую площадь предоставляемой квартиры, превышающую социальную норму, не может производиться из средств бюджета Вилючинского городского округа, в связи с этим и возникла норма 17.3 кв.м. По мнению представителя заинтересованного лица, переселенцам выгодно получать жилое помещение больше по норме, чем установлено в месте получения квартиры, если хотят большее жилое помещение по площади, то доплачивают из собственных средств, если нет, то ждут квартиру площадью, установленной законом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части.

В судебном заседании установлено, что 14 июля 2009 года в «Вилючинской газете» № 27 (856) было опубликовано постановление главы Вилючинского городского округа «О внесении изменения и дополнения в Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатской области на новое место жительства» (далее Постановление) (л.д. 30).

Данным Постановлением пункт 4 Положения об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатской области на новое место жительства, утвержденного постановлением главы Вилючинского городского округа от 03.10.2007 № 1189, изложен в новой редакции: «4. Обеспечение жилыми помещениями за пределами ЗАТО за счет межбюджетных трансфертов на переселение граждан осуществляется в пределах социальной нормы бесплатно на семью из: - одного человека – 33 кв. м общей площади жилья;, - на двух человек – 42 кв. м общей площади жилья; - на трех человек и более – по 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи.

В случае превышения общей площади построенной (приобретенной) квартиры установленной социальной нормы гражданами производится доплата из личных средств до полной стоимости квартиры».

Пунктом 2 статьи 7 Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 22.11.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании" установлено, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организацией и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения (абзац первый); граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилое помещение по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жилым помещением по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац второй).

На основании этого нормативного предписания Правительство Российской Федерации 11 января 2001 года приняло Постановление № 23, устанавливающее порядок обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам.

Пунктом 5 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 50 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, определяемой в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Исходя из положений статьи 58 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ перечне.

Анализируя приведенные выше нормы федерального законодательства, суд приходит к выводу, что при предоставлении в соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 жилых помещений гражданам, переезжающим на другое место жительства из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства, общая площадь предоставляемого жилого помещения подлежит определению исходя из установленной органом местного самоуправления на новом месте жительства нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма либо в установленных жилищным законодательством случаях с ее превышением, но не более чем в два раза.

Таким образом, установление оспариваемым Постановлением «социальной нормы» обеспечения жилыми помещениями граждан, переселяющихся за пределы ЗАТО, не соответствует полномочиям органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования и противоречит федеральному законодательству.

Возложение оспариваемым Постановлением дополнительной обязанности на гражданина в случае превышения общей площади построенной (приобретенной) квартиры установленной социальной нормы производить доплату из личных средств до полной стоимости квартиры, также не соответствует федеральному законодательству, поскольку ставит право гражданина, закрепленное пунктом 2 статьи 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 22.11.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании", в зависимость от оплаты гражданином за счет собственных средств общей площади предоставляемого жилья, превышающей установленную норму.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт органа местного самоуправления – постановление администрации Вилючинского городского округа от 03.07.2009 № 841 «О внесении изменения и дополнения в Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинск Камчатской области на новое место жительства» противоречит федеральному законодательству, он подлежит признанию недействующим полностью.

Определяя время, с которого данное постановление следует признать недействующим, суд учитывает, что так как проверка законности постановления проводилась в порядке нормоконтроля, то есть не в связи с рассмотрением спора конкретных лиц о защите своего нарушенного права его изданием и не лишенных возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением, то оспариваемое Постановление должно быть признанно недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора ЗАТО г. Вилючинск об оспаривании нормативного правового акта – постановления администрации Вилючинского городского округа от 03.07.2009 № 841 удовлетворить.

Признать постановление администрации Вилючинского городского округа от 03.07.2009 № 841 «О внесении изменения и дополнения в Положение об обеспечении жильем граждан, переезжающих из Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинск Камчатской области на новое место жительства» недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2012 года.

Председательствующий

А.В. Чернявский