Дело № 2-117/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 апреля 2012 года г. Вилючинск Камчатского края Вилючинский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Карханиной Е.А., при секретаре Железняк С.Я., с участием представителей истца Коновой А.И., Аполосовой Е.Р., ответчика Лупан И.И., представителя ответчика Дубового Р.П., рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края к Лупан И.И. о взыскании неосновательного обогащения, установил: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обратилось в суд с иском к ответчику Лупан И.И. о взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований указал, что Лупан И.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения при администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае». На соответствующий учет ответчик был принят на основании Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку или службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998 г. 27 ноября 2009 года решением Рабочей группы по реализации вышеуказанной подпрограммы Лупан И.И. на состав семьи 4 человека предоставлена социальная выплата для приобретения жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Лупан был выдан государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края на сумму 2289000 руб. Между тем, в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют категории граждан, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством регионального развития РФ была проведена проверка реализации Министерством ЖКХ и энергетики <адрес> и комиссиями администраций муниципальных образований Камчатского края подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан., установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае. В результате проверки было установлено, что в учетном деле Лупан отсутствует документ, подтверждающий, что занимаемая им до увольнения должность финансировалась за счет средств федерального бюджета. Согласно сведениям, представленным ОВД г. Вилючинска, Лупан И.И. работал в ОВД г. Вилючинска до 01 января 2005 года в должности милиционера водных ресурсов, содержался за счет средств местного бюджета. Изложенное свидетельствует о том, что Лупану необоснованно была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 2289000 руб. В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. В связи с чем обратились в суд с вышеуказанными требованиями. В судебном заседании представитель истца Конова А.И., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила суд взыскать с Лупан сумму неосновательного обогащения в размере 2289000 руб. в доход федерального бюджета. Дополнительно, в обоснование позиции по делу, суду пояснила, что основным распорядителем денежных средств, выделяемых на реализацию программы «Жилище», является Министерство регионального развития РФ. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края является уполномоченным органом по реализации программы «Жилище». После того, как граждане признаются участниками подпрограммы, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края запрашивает в органах местного самоуправления списки граждан, участвующих в подпрограмме, подготавливает пакет документов и распределяет денежные средства, после чего принимается решение о выдачи сертификата. Правительство Камчатского края оформляет одну половину сертификата и предоставляет его гражданину. Гражданин, в свою очередь, приходит со своим сертификатом в банк и открывает блокированный счет на сумму, указанную в бланке сертификата. Также пояснила, что для получения жилищного сертификата общая продолжительность службы ответчика в учреждении, финансируемом из средств федерального бюджета, должна была составлять 10 лет и более. Поскольку ответчик выработал необходимый стаж по должности, финансируемой из средств местного бюджета, на день получения государственного жилищного сертификата также занимал указанную должность, то оснований к выдаче ему сертификата не имелось. Оснований для предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения Лупан в целях благотворительности не имелось, субсидия была предоставлена на основании решения рабочей комиссии (которое было отменено решением Рабочей комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №), при этом при получении государственного жилищного сертификата Лупан и члены его семьи также приняли на себя обязательство о сдаче занимаемого ими ранее жилого помещения, которое ответчиком Лупан так и не было выполнено, поскольку до настоящего времени он проживает в указанной квартире. Просила исковые требования удовлетворить. Представитель истца Аполосова Е.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и представителем истца Коновой. Ответчик Лупан И.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что состоял на учете с 2001 года для получения жилого помещения в г.Петропавловске-Камчатском после увольнения из МВД РФ. На предложение получить жилое помещение посредством государственного жилищного сертификата, он согласился, представил необходимые документы, после чего ему была предоставлена субсидия в размере 2289000 руб. На указанные денежные средства им были приобретены 3 квартиры в <адрес>: трехкомнатная за 1000 000 рублей (по адресу: <адрес>), однокомнатная за 450 000 рублей (по адресу: <адрес>) и однокомнатная за 839600 рублей (по адресу <адрес>). Квартиры были оформлены в долевую собственность на него и членом его семьи: супругу и двоих детей. В последующем однокомнатную <адрес> они продали и на вырученные денежные средства сделали ремонт в трехкомнатной квартире. В настоящее время он проживает в квартире, которую занимает по договору социального найма, сын проживает в однокомнатной квартире, а супруга (брак с которой расторгнут) с дочерью проживают в трехкомнатной квартире. Квартиру, которую он и члены его семьи обязались сдать после приобретения жилья посредством ГЖС, он не сдал, в настоящее время в ней проживает, с ним был заключен договор социального найма. Полагает, что никакой его вины в том, что ему предоставлен жилищный сертификат, на который он не имел права, нет, он предоставил все необходимые документы, никакой информации не скрывал. Просил в иске отказать. Представитель ответчика Дубовой Р.Н., действующий на основании доверенности с полным объемом прав стороны в процессе, исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что основанием для выдачи Лупан государственного жилищного сертификата явилось решение Рабочей группы по реализации подпрограммы, на основании документов, представленных ответчиком. Решение Рабочей группы о предоставлении ответчику социальной выплаты на приобретение жилья путем выдачи сертификата отменено только после того, как был предъявлен иск в суд. Также пояснил, что на момент получения жилищного сертификата, Лупан проходил службу в дежурной части ОВД г. Вилючинска, данная должность содержится за счет средств федерального бюджета. В связи с изложенным, полагал заявленные исковые требования о взыскании с Лупан неосновательного обогащения не подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, в связи с чем право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, указанные в подпункте «г» только если их содержание осуществлялось за счет средств федерального бюджета. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальным имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. Представил суду письменное мнение на иск, согласно которому правовыми основаниями для принятия Лупан на учет в качестве нуждающегося явилось постановление Правительства РФ № 1054 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому правом на получение жилого помещения обладают военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающиеся в получении жилищных помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчик имел выслугу более 10 лет и был уволен по сокращению численности штата. Поскольку Лупан обоснованно был признан нуждающимся в получении жилья, решением Рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ Лупан предоставлена социальная выплата для приобретения жилья путем получения государственного жилищного сертификата. Кроме того, пункт 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» содержит перечень документов, который гражданин, являющийся участником подпрограммы, должен представить. Требование представить документ, который содержал бы сведения о финансировании должности гражданина из федерального бюджета, указанный перечень не содержит. Разрешение спора оставили на усмотрение суда. Представитель третьего лица Правительства Камчатского края, будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, в котором просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав, что в силу п.18 ч.2.1 Положения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края реализация положений постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 возложена на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края. Органом исполнительной власти Камчатского края, специально уполномоченным Правительством Камчатского края на осуществление необходимых процедур, связанных с выдачей государственных жилищных сертификатов, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. Третье лицо Лупан П.И., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, мнение по иску не представил. Третьи лица Лупан Л.А. и Лупан Л.И., будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласились. Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаем, предусмотренных ст.1109 ГК РФ. Частью 6 статьи 12 ЖК РФ установлено, что к числу полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации. В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Правительство Российской Федерации Постановлением № 675 от 17 сентября 2001 года утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 гг. При этом финансовая поддержка обеспечения граждан жильем осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, и достигается путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Во исполнение указанной подпрограммы Правительством РФ 21 марта 2006 принято постановление № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», а также Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище гражданину, нуждающемуся в предоставлении жилого помещения, осуществляется, в том числе, и путем выдачи ему жилищного сертификата на приобретение жилого помещения. Согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Согласно пункту 5 указанного Постановления Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Приведенный в Постановлении Правительства РФ перечень является исчерпывающим. При этом в силу пункта 10 Постановления в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. В соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, обозначенным в пункте 5, и выразившие такое желание, в общую продолжительность службы которых включается суммарная продолжительность службы в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Пунктом 18 установлено, что гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "г", "е" - "з" пункта 5 настоящих Правил, выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). Органом, уполномоченным на территории Камчатского края на выдачу жилищных сертификатов, является Министерство Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. Согласно Положению о Министерстве Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденному Постановлением Правительства Камчатского края № 426-П от 19 декабря 2008 года, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. В соответствии с подп. 17 п. 2.1 Положения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обеспечивает реализацию положений Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края № 34 от 06 апреля 2009 года был утвержден Порядок уведомления граждан о принятом решении о признании, либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2012 гг.». Названным Порядком установлено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края организует работу по проверке документов граждан, категории военные, уволенные в запас, состоящие на учете в органе местного самоуправления и представивших заявление и документы для включения их в состав участников подпрограммы. При этом заявления и документы предоставляются в Рабочую группу по реализации подпрограммы, образованную Постановлением Правительства Камчатского края №173-П от 04 июня 2008 года. Согласно Положению «О рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае основными задачами рабочей группы являются реализация и контроль исполнения "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в отношении граждан-участников подпрограммы; организация работы по проверке документов и принятие решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Как следует из материалов дела, приказом начальника ОВД г. Вилючинска № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Лупан И.И. уволен в запас из органов внутренних дел РФ на основании п. «е» ст. 19 закона «О милиции» (по сокращению штатов), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 09 месяцев 25 дней (л.д. 73). Постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского №363 от 31 июля 2011 года Лупан И.И. на основании его личного заявления был принят на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д. 85,86, 88). Решением комиссии Петропавловск-Камчатского муниципального образования по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» от 13 сентября 2005 года Лупан И.И. на основании его заявления включен в число участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 года федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года (л.д.69-72). ДД.ММ.ГГГГ решением рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. в Камчатском крае, Лупан И.И. предоставлена социальная выплата для приобретения жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата (л.д.89) ДД.ММ.ГГГГ Лупан И.И. выдан государственный жилищный сертификат и в соответствии с условиями подпрограммы предоставлена за счет средств федерального бюджета субсидия в размере 2289600 руб. для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края (л.д.7). ДД.ММ.ГГГГ Лупан с использованием полученного государственного жилищного сертификата приобрел в долевую собственность на себя и членов своей семьи (супруга и двое детей) три квартиры в г.Вилючинске Камчатского края: 1000 000 рублей (по адресу: <адрес>), однокомнатная за 450 000 рублей (по адресу: <адрес>) и однокомнатная за 839600 рублей (по адресу <адрес>). Вместе с тем, из пункта 5 постановления Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» следует, что право на получение социальной выплаты в виде государственного жилищного сертификата имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ, а именно граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Исходя из толкования указанной правовой нормы для возникновения у гражданина, уволенного из органов внутренних дел РФ по перечисленным в норме основаниям права на получение государственного жилищного сертификата в рамках данной подпрограммы необходимо, чтобы занимаемая им должность финансировалась за счет средств федерального бюджета. Из расчета выслуги лет Лупан И.И., представленного начальником ОМВД России по ЗАТО Вилючинск следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоял на службе в милиции ОВД-2 г. Вилючинска 8 ГУ МВД России, занимаемая им должность финансировалась из муниципального бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ Лупан вновь поступил на службу в ОВД г. Вилючинска на должность милиционера по охране водных ресурсов, в последующем переведен на должность милиционера отдельного взвода патрульно-постовой службы милиции ОВД ЗАТО г. Вилючинска. Перечисленные должности также финансировались за счет средств муниципального бюджета. Также из справки следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лупан работал в должности помощника оперативного дежурного дежурной части отделения милиции № ОВД по ЗАТО г. Вилючинску. Указанная должность финансировалась из федерального бюджета (л.д. 26-27). Таким образом, на основании представленных в материалы дела доказательств в совокупности с вышеприведенными правовыми нормами следует, что, несмотря на то, что Лупан был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял в соответствующей очереди, принимать участие в подпрограмме для получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, а равно и получать социальную выплату для приобретения жилья в виде государственного жилищного сертификата он не имел, поскольку при наличии необходимого стажа работы его должность за счет средств федерального бюджета не содержалась. В ходе проверки реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года» на территории Камчатского края было установлено, что Лупан необоснованно был включен в состав участников программы для получения жилищного сертификата, поскольку проходил службу в органах МВД, должность и должность его финансировалась за счет средств местного бюджета (л.д.11,12,59) Решением Рабочей группы по реализации в Камчатском крае подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» 2002-2010 года подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы № от ДД.ММ.ГГГГ решение Рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Лупану И.И. социальной выплаты для приобретения жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата отменено. В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что денежные средства федерального бюджета в сумму 2289600 руб. неправомерно перечислены Лупан И.И. в результате ненадлежащей организации проверки предоставленных документов сотрудниками комитета по управлению имущество Петропавловск-Камчатского городского округа и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, поскольку до включения Лупан в состав участников вышеуказанной программы и принятия решения о выдачи ему социальной субсидии на приобретение жилья путем выдачи жилищного сертификата, не были истребованы соответствующие документы, подтверждающие за счет средств какого бюджета содержалась должность ответчика, как сотрудника МВД. Учитывая, что в силу ст.1102 ГК РФ обязанность по возвращению неосновательного обогащения лежит на лице, которое без установленных законом оснований приобрело имущество, и не зависит от того результатом чьего поведения (приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц) произошло это приобретение либо оно произошло помимо их воли, то исковые требования подлежат удовлетворению и с Лупан подлежит взыскать в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 2289600 руб. В соответствии с п.4 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Положения п.4 ст.1109 ГК РФ применяются, если передача денежных средств произведена добровольно, с намерением одарить другую сторону либо с благотворительной целью. Поскольку предоставление Лупан И.И. государственного жилищного сертификата и перечисление денежных средств было произведено на основании решения рабочей комиссии, у истца отсутствовало намерение одарить его либо передать указанные денежные средства для приобретения жилья с целью благотворительности. В связи с этим п.4 ст.1109 ГК РФ в рассматриваемой ситуации не применятся, значит Лупан обязан вернуть неосновательное обогащение по требования истца. Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что предоставленная за счет средств федерального бюджета субсидия на приобретения жилья в размере 2289600 руб. была предоставлена Лупан бескорыстно, в дар или на благотворительной основе ответчиком в соответствии с положением ст.56 ГПК РФ не представлено и в судебном заседании не установлено. Довод представителя ответчика о том, что на момент выдачи жилищного сертификата Лупан занимал должность, которая финансировалась из федерального бюджета, суд находит несостоятельным, поскольку из исследованных в судебном заседании документов (л.д.26) следует что на должность помощника оперативного дежурного дежурной части ОМ № ОВД по ЗАТО г.Вилючинску, которая финансировалась из средств федерального бюджета, он был назначен с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. после приобретения жилых помещений посредством государственного жилищного сертификата), что ответчиком Лупан И.И. в судебном заседании не оспаривалось. При таких обстоятельствах, исходя из вышеуказанных положений материального права и установленных обстоятельств дела, суд считает требования истца о взыскании с Лупан неосновательного обогащения подлежащими удовлетворению, как законные и обоснованные. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу требований ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 19648 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Решил : Исковые требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края к Лупан И.И. о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить. Взыскать с Лупан И.И. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 2289600 рублей. Взыскать с Лупан И.И. государственную пошлину в размере 19648 рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2012 года. Судья Е.А. Карханина