Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства



дело № 5-39/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    г. Вилючинск Камчатского края                            24 августа 2011 года

Судья Вилючинского городского суда Камчатского края Орлов А.В.,

при секретаре Моточуке М.В.

         рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фалерон», расположенного в городе Петропавловске-Камчатском, <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

В соответствии с протоколом об административном правонарушении, ООО «Фалерон» вменялось то, что данное юридическое лицо, имея в пользовании рыбопромысловые участки №№ 218, 219, расположенные на бухте Спасения и бухте Безымянная Авачинской губы соответственно, разрешения на добычу ВБР от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые предназначены для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договора, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечило наличие какой-либо инфраструктуры, специально созданной для осуществления на данных участках организации любительского и спортивного рыболовства, в том числе зданий и сооружений (временных или капитальных), плавающих средств, орудий лова, транспортных средств, предназначенных для доставки граждан к рыбопромысловым участкам, наличие охраны, специальных знаков, обозначающих на их принадлежность пользователю, не обеспечило наличие на рыбопромысловых участках промысловых журналов, текстов правил рыболовства и разрешения на добычу ВБР, нахождение которых обязательно, что является нарушением п. 5.3 ст. 24 Федерального закона №166-ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства Российской Федерации № 1078 от 30.12.2008 года «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключение такого договора», п.п. 60, 61 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 27.10.2008 года № 272. Административная ответственность за указанные нарушения предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

         Законные представители ООО «Фалерон» Мазур И.Ю., Мазур А.В. просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. При этом пояснили, что данные рыбопромысловые участки представляют из себя часть акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы, при этом границы рыбопромысловых участков проходят по воде и не соприкасаются с береговой линией, на базовых точках для определения границ рыбопромыслового участка расположены буи с указанием на принадлежность рыбопромыслового участка ООО «Фалерон», охрана рыбопромысловых участков ведется, вся документация находится на берегу в пределах видимости рыбопромысловых участков, так как сами участки представляют собой только водное пространство, плавающие средства, орудия лова, гражданам предоставляются. Считают, что они не обязаны устанавливать аншлаги на берегу, так как береговая линия не входит в территорию рыбопромыслового участка. Кроме того, при составлении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составления актов осмотра территории законный представитель ООО «Фалерон» отсутствовал, о времени проведения проверки не извещался.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Островский А.П., государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания города Вилючинска, показал, что границы данных рыбопромысловых участков проходят по водной акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы и на момент проведения проверки были обозначены буями, однако на берегу не было аншлагов, указывающих на принадлежность рыбопромысловых участков ООО «Фалерон», промысловые журналы, тексты правил рыболовства и разрешения на добычу ВБР находились не на самих рыбопромысловых участках, а в строениях, расположенных на берегу без обозначения принадлежность указанных строений ООО «Фалерон».

Допрошенный в судебном заседании свидетель Блинов Г.А., старший государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания города Вилючинска, показал, что границы данных рыбопромысловых участков проходят по водной акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы и на момент проведения проверки не были обозначены буями и аншлагами, что подтверждается фотографиями, приложенными к материалам дела, промысловые журналы, тексты правил рыболовства и разрешения на добычу ВБР находились не на самих рыбопромысловых участках. Организация охраны промыслового участка подразумевает под собой отсутствие браконьеров, запрещенных орудий лова, данный пункт был вменен ООО «Фалерон» в связи с тем, что на участках были обнаружены три сети без владельцев.

Свидетель Стешенко М.В. в судебном заседании пояснил, после получения разрешения на промысел, 1 июня были обозначены буями базовые точки рыбопромысловых участков , 219. Он осуществлял охрану рыбопромысловых участков, снимал лишние сети. В случае необходимости вызывал сотрудников рыбинспекции.

Свидетель Малиновский Е.А., работавший в ООО «Фалерон» с 7 июня по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что границы участков были отмечены буями, на которых было указано на принадлежность участков ООО «Фалерон».

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части, и формируется в определенных границах для организации, в том числе, любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 4 ст. 18).

Использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах и водным законодательством.

Согласно Приказу Федерального Агентства по Рыболовству № 338 от 22 апреля 2009 года «Об утверждении Порядка определения границ рыбопромысловых участков» определение границ рыбопромыслового участка осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций. Границы рыбопромысловых участков устанавливаются по точкам, указанным в географических координатах. С целью уточнения границы рыбопромысловых участков могут определяться для внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря – по береговой линии, определяемые двумя и (или) более географическими координатами и в глубь моря, определенные двумя и (или) более географическими координатами, при этом длина, и ширина участка должна составлять не менее 1000 метров каждая.

Как усматривается из договоров – л, -л от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фалерон» предоставлены рыбопромысловые участки на бухте Спасения длиной 650 метров, шириной 1500 метров, 650 м от базовой точки по береговой линии на северо-восток, на удалении 1 500 метров от береговой линии, на бухте Безымянная, площадью 342,5 га, участок находится в квадрате с указанными базовыми точками, для организации любительского и спортивного рыболовства, использование которого должно осуществляться пользователем в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством. Срок действия договоров до ДД.ММ.ГГГГ.

Из приложенной к материалам карты-схемы от ДД.ММ.ГГГГ видно, что границы данных рыбопромысловых участков проходят по водной акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы и не соприкасаются береговой линии. Согласно показаниям свидетелей Малиновского, Стешенко, законных представителей юридического лица Мазур И.Ю., Мазур А.В. границы рыбопромысловых участков были обозначены буями, с нанесенными на них специальной лентой сведениями о принадлежности участков ООО «Фалерон», которые размещались на базовых точках участков. Обозначение участков буями подтвердил также свидетель Островский А.П., государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания города Вилючинска. На приложенной к материалам дела фотографии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), несмотря на сделанную запись «бухта Безымянная – без инфраструктуры и без обозначений» на буе видна буква Ф и цифра 9.

Таким образом, суд приходит к выводу, что рыбопромысловые участки №№ 218, 219, расположенные на бухте Спасения и бухте Безымянная Авачинской губы соответственно имели специальные знаки, указывающие на их принадлежность пользователю.

Учитывая, что данные рыбопромысловые участки представляют из себя часть акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы, при этом границы рыбопромысловых участков проходят по воде и не соприкасаются с береговой линией, у ООО «Фалерон» отсутствует обязанность по установке аншлагов на берегу для обозначения границ рыбопромысловых участков.

Пунктом 60 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства № 272 от 27.10.2008 г. установлено, что для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации указанного вида рыболовства гражданам необходимо заключить договор об оказании услуг с пользователем, имеющим договор о предоставлении рыбопромыслового участка для организации указанного вида рыболовства. При организации любительского и спортивного рыболовства на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка пользователи производят выдачу гражданам путевок на добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах установленных квот для указанного участка; обеспечивают раздельный учет по видам, объемам и местам вылова (добычи) водных биоресурсов в промысловом журнале. Кроме того, при организации любительского и спортивного рыболовства на предоставленных для этих целей рыбопромысловых участках, водных объектах рыбохозяйственного значения или их частях пользователи должны иметь журнал и текст Правил рыболовства (пункт 61).

Как следует из рапорта Островского А.П., государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ и его показаний в судебном заседании промысловые журналы, тексты правил рыболовства и разрешения на добычу ВБР находились не на самих рыбопромысловых участках, а в строениях, расположенных на берегу без обозначения принадлежности указанного строения ООО «Фалерон». Нахождение промысловой документации на расстоянии 300-400 метров от границ рыбопромыслового участка подтверждается и рапортом старшего государственного инспектора отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания города Вилючинска Малынова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, по мнению суда, учитывая, что данные рыбопромысловые участки представляют из себя часть акватории бухты Спасения и бухты Безымянная Авачинской губы, при этом границы рыбопромысловых участков проходят по воде, и у пользователя отсутствовала объективная возможность нахождения промысловой документации в границах участков, ООО «Фалерон» предприняло все необходимые меры для обеспечения доступа к промысловым журналам, текстам правил рыболовства и разрешения на добычу ВБР, разместив их в пределах видимости рыбопромысловых участков на берегу.

Кроме того, суд учитывает, что согласно актам осмотра рыбопромысловых участков № , 219 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ выявлено соответствие осуществления пользователем учета добываемых (вылавливаемых) водных биологических ресурсов на территории рыбопромыслового участка требованиям, установленным Правилами рыболовства для дальневосточного рыбохозяйственного бассейн, утвержденных приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ .

Рассматривая нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении в части обеспечения соответствия инфраструктуры, специально созданной для осуществления на рыбопромысловых участках организации любительского и спортивного рыболовства, требованиям, указанным в заявке; суд приходит к следующему.

        ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Фалерон» и Федеральным агентством по рыболовству заключены договоры – л, -л от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства, по условиям которого юридическому лицу (пользователю) предоставляются рыбопромысловые участки №№ 218, 219 для организации любительского и спортивного рыболовства, использование которого должно осуществляться пользователем в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством. Пунктом 8 договора установлено, что пользователь участка обязан обеспечить соответствие инфраструктуры, специально созданной для осуществления на рыбопромысловых участках организации любительского и спортивного рыболовства, требованиям, указанным в заявке.

         В соответствии с подпунктами «г, д» п. 27 раздела 5 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2008 года № 1078 «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключение такого договора» к заявке прилагаются документы, подтверждающие наличие и использование объектов инфраструктуры (здания, сооружения, причалы и другие объекты недвижимого имущества, а также плавательные средства), специально созданной для организации любительского и спортивного рыболовства (для заявителей, которые ранее осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства); проект бизнес-плана с предложениями о создании инфраструктуры, которая будет использоваться для организации любительского и спортивного рыболовства (для заявителей, которые ранее не осуществляли организацию любительского и спортивного рыболовства).

         Вместе с тем, не было установлено, были ли указаны и какие объекты инфраструктуры в заявке ООО «Фалерон» на предоставление рыбопромысловых участков №№ 218, 219 для организации любительского и спортивного рыболовства.

Рассматривая нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении в части отсутствия наличия охраны рыбопромысловых участков, суд приходит к следующему.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Блинов Г.А., старший государственный инспектор отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания города Вилючинска, показал, что организация охраны промыслового участка подразумевает под собой отсутствие браконьеров, запрещенных орудий лова, данный пункт был вменен ООО «Фалерон» в связи с тем, что на участках были обнаружены три сети без владельцев.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обнаружение на указанных рыбопромысловых участках сетей без владельцев. Свидетель Стешенко М.В. в судебном заседании пояснил, что он осуществлял охрану рыбопромысловых участков, снимал лишние сети. В случае необходимости вызывал сотрудников рыбинспекции.

Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с правонарушение" target="blank" data-id="18141">ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы.

Исходя из изложенного, учитывая, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения нарушения ООО «Фалерон» требований п. 5.3 ст. 24 Федерального закона №166-ФЗ от 20.12.2004 г. «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», постановления Правительства Российской Федерации № 1078 от 30.12.2008 года «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключение такого договора», п.п. 60, 61 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 27.10.2008 года № 272, и его действия не образуют состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

         На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. п. 2 ч.1 ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л :

         Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фалерон» прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

                 Судья                                Орлов А.В.