об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации



Дело №12-32/2012

РЕШЕНИЕ

28 мая 2012 года

г. Вилючинск Камчатского края

Судья Вилючинского городского суда Камчатского края Карханина Е.А., при секретаре Железняк С.Я., рассмотрев жалобу Егоровой Нины Михайловны на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю Герасюта Г.А. №65 от 11 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Егоровой Н.М.,, <данные изъяты>

установил:

Постановлением №65 от 11 апреля 2012 года, вынесенным начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю Герасюта Г.А. Егорова Н.М., директор ООО «Цитрон», привлечена к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб., за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут должностное лицо директор ООО «Цитрон» в павильоне «Русь» ООО «Цитрон» по адресу <адрес> допустила несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления СП 2.3.6.1066-01, выразившееся в том что площадка для сбора мусора и пищевых отходов отсутствует, для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), сбор мусора осуществляется в помещении павильона, что является нарушением ст.11,22 Федерального закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.11 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», п.3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления», п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Не согласившись с указанным постановлением, Егорова Н.М. обратилась с жалобой, в которой указала, что ссылка на нарушение требований п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 является ошибочной, поскольку указанный пункт относится к организации территории рынка, а павильон «Русь» относится к мелкорозничной сети торговли для него устанавливаются свои гигиенические требования, а именно п.9.3, согласно которому хранение тары на прилегающей территории не допускается. Оборотная тара после завершения работы в организациях мелкорозничной сети ежедневно вывозится. Также считает ошибочным на указание в постановление на нарушение ст.11 Федерального закона РФ №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», поскольку директор ООО «Цитрон» не осуществляет сбор отходов в помещении своего павильона, заключены специальные договоры с МУП «Автодор» на услугу по сбору, транспортировке бытовых отходов. Также полагает, что в нарушение требований ст.27.8 КоАП РФ при осмотре территории и помещении юридического лица не был составлен протокол осмотра в присутствии двух понятных. В связи с чем просила постановление отменить.

При рассмотрении жалобы судьей Вилючинского городского суда защитники лица, привлеченного к административной ответственности, Егорова О.А., Егоров А.Н. доводы жалобы поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению управления от 29 февраля 2012 года №164 проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Цитрон» по вопросу соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Как следует из акта проверки №164 от 03 апреля 2012 года, должностным лицом ООО «Цитрон» нарушены обязательные требования СП 2.3.61066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", а именно пункта 2.7 в виде отсутствия площадки для сбора мусора и пищевых отходов, для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), сбор мусора осуществляется в помещении павильона.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 03 апреля 2012 года №074. Постановлением от 11 апреля 2012 года №65 должностное лицо – директор ООО «Цитрон» привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Применительно к субъектам, осуществляющим торговлю, такие требования установлены СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".

В силу пункта 2.7. СП 2.3.61066-01 в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

В тоже время суд соглашается с доводами жалобы в том, что п.2.7 Правил устанавливает требования для хозяйственных зон территорий рынка, поскольку для иных помещений организации торговли п.10.4 указанных Правил определено, что для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические и пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, а затем ополаскиваются горячей водой.

Из материалов дела видно, что должностное лицо квалифицировало совершенное правонарушение по статье 8.2 КоАП Российской Федерации, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в числе прочего, с отходами производства и потребления. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «Цитрон» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Порядок проведения процессуальных действий в рамках выявления административных правонарушений, регламентирован в главе 27 КоАП РФ.

Согласно ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

В то же время при рассмотрении дела установлено, что при проведении осмотра помещения павильона «Русь» ООО «Цитрон» протокол осмотра не составлялся, понятые при проведении осмотра не присутствовали. Акт проверки, составленный при проведении осмотра помещения павильона, не является процессуальным документом, предусмотренным нормами КоАП РФ.

Таким образом, представленный органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, акт от 3 апреля 2012 года, не может служить доказательством совершения ООО «Цитрон» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В то время, как не согласившись с актом проверки и протоколом об административном правонарушении, директором ООО «Цитрон» 10.04.2012 годы были представлены возражения, где указано, что общество имеет разработанную Центром гигиены и эпидемиологии по г.Вилючинску программу производственного контроля, по которой осуществляет охрану окружающей среды и размещение отходов производства, в соответствии с которой, отходы подлежат сбору в чистые емкости с крышкой отдельно от доброкачественных продуктов и постоянно вывозятся в соответствии с СП 2.3.6.1066-01 Неопасные продукты направляются на корм животных по предварительному согласованию с органами ветеринарного надзора; твердые бытовые отходы, стеклобой собираются в промаркированные емкости с антикоррозийным покрытием и плотно закрывающейся крышкой и вывозится на полигон ТБО согласно договору с МУП «Автодор», в подтверждение представлены акт санитарного обследования от 30 мая 2007 года, договора возмездного оказания услуг от 20 февраля 2012 года, акты выполненных работ, программа производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических мероприятий, согласованная и утвержденная в установленной порядке.

Иных доказательств, подтверждающих факт нарушения ООО «Цитрон» санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления - в материалах дела не содержится, не добыто таковых и при рассмотрении дела по существу.

При таких обстоятельствах при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения нарушения ООО «Цитрон» пунктов 2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из изложенного, учитывая, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении не установлен факт совершения должностным лицом – директором ООО «Цитрон» Егоровой Н.М. противоправного деяния, административная ответственность за которое предусмотрена ст.8.2. КоАП РФ, то есть наличие события указанного административного правонарушения, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

решил:

Жалобу Егоровой Н.М. удовлетворить.

Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю Герасюта Г.А. №65 от 11 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Егоровой Н.М. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Е.А. Карханина