О включении в стаж периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-41/2012                                                                                                                                                                                              

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 февраля 2012 года                                                                                                                                    с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Г.И.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске гражданское дело по иску Велигжаниновой Е.Ю. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области о включении в трудовой стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии,

установил:

Велигжанинова Е.Ю. обратилась в суд с указанным иском. Свои исковые требования обосновывает тем, что 21 сентября 2011 года она обратилась в государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области (далее по тексту - ОПФ РФ по Ленскому району, также - Отдел) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако решением комиссии ОПФ РФ по Ленскому району от 23 сентября 2011 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального трудового стажа, из которого были исключены периоды ее работы с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года в должности методиста районного <данные изъяты>. Полагает решение ОПФ РФ по Ленскому району нарушающими ее право на пенсионное обеспечение и просит суд включить в её педагогический стаж периоды работы в должности методиста районного <данные изъяты> с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года и обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 21 сентября 2011 года.

В судебном заседании истец Велигжанинова Е.Ю. поддержала исковые требования в полном объёме и просит включить период ее работы методистом районного <данные изъяты> с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельность., признать за ней право на назначение такой пенсии с 21 сентя- бря 2011 года, обязать ответчика назначить и начислять такую пенсию с 21 сентября 2011 года по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель истицы Бурцева Е.А. поддержала иск, полагая его обоснованным и основанным на нормах права.

Ответчик ОПФ РФ по Ленскому району в лице своего представителя Крупиной Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Велигжаниновой Е.Ю. не согласен, по основаниям подробно изложенным в представленном в суд письменном отзыве. Крупина Е.А. просит суд в удовлетворении исковых требований Велигжаниновой Е.Ю. отказать, в связи с тем, что должность методиста районного <данные изъяты> отсутствует в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, так и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, Списком, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.

Суд, выслушав стороны, представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В судебном заседании установлено, что 21 сентября 2011 года истица Велигжанинова Е.Ю. обратилась в ОПФ РФ по Ленскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано в связи с тем, что комиссией по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ОПФ РФ по Ленскому району было установлено, что специальный стаж Велигжаниновой Е.Ю. составляет 24 года 1 месяц 07 дней, в то время как требуется специальный стаж 25 лет. Комиссией ОПФ РФ по Ленскому району исключены из льготного стажа Велигжаниновой Е.Ю. периоды её работы в должности методиста районного <данные изъяты> с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года. Данные обстоятельства подтверждаются решением (л.д.8-9), протоколом заседания комиссии (л.д.10-12), заявлением (л.д.28-30).

Как следует из объяснений представителя ответчика в судебном заседании и материалов дела, истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за исключения из стажа периодов работы Велигжаниновой Е.Ю. методиста районного <данные изъяты>, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение таких периодов в специальный стаж.

Другие основания для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии ответчиком ни в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан, ни представителем ответчика в судебном заседании не приведены.

Доводы истца Велигжаниновой Е.Ю. о том, что в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью должны быть включены периоды её работы методистом районного <данные изъяты> с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года, суд находит состоятельными по следующим основаниям.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусматривает включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы по специальности во внешкольных учреждениях, в том числе в должности методиста в Доме пионеров.

Дом пионеров являлся внешкольным учреждением, в соответствии с Типовым положением о Доме пионеров, утвержденным приказом Министра просвещения СССР и согласованного с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР от 21 октября 1976 года.

В соответствии с п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к числу внешкольных детских учреждений были причислены Дома пионеров.

Работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе и являлась работой по специальности, в соответствии с пп. «л» п. 5 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР N 94 от 16 мая 1985 года.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном главой шестой указанного закона.                                

Так, согласно п. 12 ст. 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции РФ.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указал, что Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данномэтапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Исходя из этого, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года применяются правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.

С учетом изложенного, поскольку истец до 01 января 2002 года в соответствии с ранее действовавшим законодательством имел право на исчисление трудового стажа с учетом включения в него периодов работы в должности методиста районного <данные изъяты>, такой же порядок исчисления льготного стажа в отношении него должен сохраниться и после 01 января 2002 года, поскольку исчисление стажа в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и действующими в настоящее время Списками и Правилами подсчета стажа ухудшает её положение.

В судебном заседании установлено, что истец Велигжанинова Е.Ю. с 18 сентября 1986 года на основании приказа о приеме на работу №__ от 22.09.1986 года по 11 августа 1987 года приказ №__ от 12 августа 1987 года работала в должности методиста районного <данные изъяты>

В период работы методистом истица в 1987 году осуществляла педагогическую деятельность по замене в начальных классах в <данные изъяты> средней школе.

Данные обстоятельства подтверждаются справками, уточняющими особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, записями в трудовой книжке Велигжаниновой Е.Ю., справкой отдела образования Администрации МО «<данные изъяты>», выпиской из лицевого счета застрахованного лица, данными о стаже (л.д. 13-14, 15, 16-17, 18,31,32), а также приказами (л.д.19), справкой (л.д.18), а также справкой (л.д.20), лицевыми счетами (л.д.21-22).

С учетом вышеизложенных правовых норм суд приходит к выводу, что исковые требования о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода работы истца Велегжаниновой Е.Ю. с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года в должности методиста районного <данные изъяты>, подлежат удовлетворению, а доводы ответной стороны необоснованными в силу вышеприведенных обстоятельств.

Как следует из существа исковых требований Велигжаниновой Е.Ю., последняя просит не просто включить в специальный стаж спорный период её работы, но и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты подачи заявления в ОПФ РФ по Ленскому району, то есть с 21 сентября 2011 года.

ОПФ РФ по Ленскому району установлено, что специальный стаж на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Велигжаниновой Е.Ю. составил 24 года 1 месяц 07 дней.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учётом включённых периодов на день обращения Велигжаниновой Е.Ю. с заявлением в ОПФ РФ по Ленскому району стаж педагогической деятельности истца Велигжаниновой Е.Ю. составил более 25 лет, требуемых законом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Как видно из материалов дела Велегжанинова Е.Ю. 21 сентября 2011 года обратилась в ОПФ РФ по Ленскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющая гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение и не нарушает права граждан.

Исходя из п. 1 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией, со дня обращения гражданина за вышеуказанной пенсией, … но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Норма пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, не нарушает какие-либо права граждан. Напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, она наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 76-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Ф. Синякова).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Велигжаниновой Е.Ю. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области о включении в стаж для досрочной трудовой пенсии периодов работы воспитателем детского комбината и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, подлежат удовлетворению, со дня обращения истца за указанной пенсией в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Велигжаниновой Е.Ю. - удовлетворить.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Велигжаниновой Е.Ю. периоды её работы с 18 сентября 1986 года по 11 августа 1987 года в должности методиста районного <данные изъяты>.

Признать за Велигжаниновой Е.Ю. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с 21 сентября 2011 года.

Обязать государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области назначить и начислить Велигжаниновой Е.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 21 сентября 2011 года в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском районе Архангельской области в пользу Велигжаниновой Е.Ю. 200 рублей в счет возврата уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 7 февраля 2012 года.

Судья Вилегодского районного суда

Архангельской области                                                         Г.И.Иванова