О предоставлении жэилья.



Дело № 2-96/2012                                                                                   

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

23 марта 2012 года                       с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Данильченко И. А. к администрации муниципального образования «Урдомское» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Данильченко И. А. к администрации муниципального образования (далее - МО) «Урдомское» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Данильченко И.А., родившаяся _____.__г, бывшая воспитанница Приводинской вспомогательной школы-интерната, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Её мать - Л. решением Котласского районного народного суда Архангельской области от 04 мая 1995 года лишена в отношении её родительских прав. Отец - Д. в актовую запись о рождении ребёнка внесён на основании заявления матери.

В настоящее время Данильченко И.А. фактически не имеет жилого помещения, проживает в квартире у знакомых людей.

Распоряжением Главы Урдомской поселковой администрации №__ от 12 октября 1995 года за Данильченко И.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Урдомское». Однако полномочий на закрепление права на внеочередное жильё Урдомская поселковая администрация не имела.

13 января 2012 года распоряжением администрации МО <данные изъяты>» №__ за Данильченко И.А. закреплено право на получение жилого помещения в МО «Урдомское», распоряжение Главы Урдомской поселковой администрации №__ от 12 октября 1995 года отменено.

На основании изложенного, просит обязать администрацию МО «Урдомское» предоставить Данильченко И.А. жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Урдомское», либо в другом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого она была поставлена на учёт, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Прокурор Ленского района Архангельской области, истец Данильченко И.А., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 32, 45), в суд не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик - администрация МО «Урдомское», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 46), в судебное заседание не явились, своего представителя в суд не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление указали, что в течение 2012 года Данильченко И.А. будет предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области (л.д. 36-37, 43).

Третьи лица - представители Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования науки и культуры Архангельской области, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 47, 48), в суд не явились. Просили рассмотреть дело без их участия. Считают исковые требования прокурора Ленского района в интересах Данильченко И.А. о предоставлении жилого помещения законными и обоснованными (л.д. 33-34, 38-39).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 8 указанного Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В судебном заседании установлено, что мать Данильченко И.А. - Л. решением Котласского районного народного суда Архангельской области от 04 мая 1995 года лишена в отношении её родительских прав. Отец - Д.. в актовую запись о рождении ребёнка внесён на основании заявления матери (л.д. 16, 24-26).

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Данильченко И.А., родившаяся _____.__г, бывшая воспитанница Приводинской вспомогательной школы-интерната, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Главы Урдомской поселковой администрации от 12 октября 1995 года №__ за Данильченко И.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Урдомское» (л.д. 15).

13 января 2012 года распоряжением Администрации МО <данные изъяты>» №__ за Данильченко И.А. закреплено право на получение жилого помещения в МО «Урдомское», распоряжение Главы Урдомской поселковой администрации от 12 октября 1995 года №__ отменено (л.д. 9).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Данильченко И.А., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет возникло право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Урдомское». Однако до настоящего времени полагающееся ей по закону жилое помещение предоставлено не было.

Согласно статье 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

В силу вышеназванных правовых норм, Данильченко И.А. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления - администрация МО «Урдомское» обязана предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма, расположенное в <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Данильченко И.А. к администрации МО «Урдомское» о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Данильченко И. А. к администрации муниципального образования «Урдомское» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Урдомское» предоставить Данильченко И. А., родившейся _____.__г на ст. <адрес>, жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «<данные изъяты>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Урдомское», либо в другом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого она была поставлена на учёт, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 29 марта 2012 года.

Решение в окончательной форме вынесено 28 марта 2012 года

Председательствующий                                                             В.П. Крысанов