Об обязании организовать сбор и вывоз мусора.



Дело № 2-28/2012                                   РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2012 года                                                                             с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Сафроновское» о признании незаконным бездействия по необеспечению организации сбора и вывоза отходов и мусора и обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленского района Архангельской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафроновское» (далее- МО) о признании незаконным бездействия по необеспечению организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора и обязании организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории <адрес>.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Ленского района совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.Коряжме, Вилегодском и Ленском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора) проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований закона со стороны администрации МО «Сафроновское».

Так, при въезде в <адрес> со стороны станции <адрес> с правой стороны на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора.

На участке между переулком <адрес> на расстоянии двадцати метров в длину и десяти метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора.

На <адрес> ниже родника с правой стороны на расстоянии двух метров в длину и двух метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ.

В районе хозяйственных построек по <адрес> (между гаражами) в <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора.

Указанные свалки длительное время используются гражданами, так как другого места для временного размещения и утилизации мусора не имеется.

Согласно требованиям федерального законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического благополучия населения, об отходах производства и потребления на органы местного самоуправления, в данном случае на администрацию МО «Сафроновское», возложена обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

В нарушение требований действующего законодательства администрация МО «Сафроновское» не обеспечила сбор и вывоз бытовых отходов при въезде в <адрес> со стороны <адрес> с правой стороны на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину; на участке между переулком <адрес> на расстоянии двадцати метров в длину и десяти метров в ширину; на <адрес> ниже родника с правой стороны на расстоянии двух метров в длину и двух метров в ширину; в районе хозяйственных построек по <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину.

Полагает, что имеет место бездействие главы администрации МО «Сафроновское» по необеспечению организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора по вышеуказанным адресам и считает его незаконным по вышеприведенным доводам.

В связи с вышеизложенным, действуя в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит признать незаконным бездействие главы МО «Сафроновское» по необеспечению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на указанной выше территории.

Обязать главу администрации МО «Сафроновское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории при въезде в <адрес> со стороны <адрес> с правой стороны на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину; на участке между переулком <адрес> на расстоянии двадцати метров в длину и десяти метров в ширину; на <адрес> ниже родника с правой стороны на расстоянии двух метров в длину и двух метров в ширину; в районе хозяйственных построек по <адрес> (между гаражами) в <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор представил в суд письменные уточнения требований относительно месторасположения несанкционированного размещения бытовых отходов в <адрес> (л.д.47).

Просит признать незаконным бездействие главы МО «Сафроновское» по необеспечению организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории <адрес>.

Обязать главу администрации МО «Сафроновское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес> с территории, расположенной по <адрес>

Обязать главу администрации МО «Сафроновское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз отходов и мусора в <адрес> на территории, расположенной <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину.

В судебном заседании заместитель прокурора Ленского района Архангельской области Сычева С.Е. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнений.

Ответчик - администрация МО «Сафроновское» в лице представителя Полянского В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласны. Полянский В.С. полагает, что администрация МО «Сафроновское» не является надлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком будет являться администрация МО «<данные изъяты>», так как по земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, ответственность несет администрация муниципальных районов, а не поселений.

Прокурор, подавший заявление, пользующийся всеми процессуальными правами истца и несущий все процессуальные обязанности истца, в судебном заседании возражает против замены ненадлежащего ответчика. Полагает, что именно администрация МО «Сафроновское» является надлежащим ответчиком по делу.

Суд рассмотрел дело по предъявленному иску в соответствии с ч. 2 ст. 41 ГПК РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «<данные изъяты>», Серхачев А.В. с исковыми требованиями прокурора в части администрации муниципального образования «Сафроновское» согласен.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно статье 38 Закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258 - внеоч.-ОЗ и ст. 2 Устава МО «Сафроновское» <адрес> входит в границы МО «Сафроновское».

В силу ч. 2 ст. 7 Устава МО «Сафроновское» органы и должностные лица местного самоуправления - обязаны осуществлять все полномочия для решения вопросов местного значения Сафроновского сельского поселения, в том числе в соответствии с п. 19 ч.1 ст.7 Устава - вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> в нарушение требований Санитарных правил (далее-СП) 2.1.7 1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» существуют несанкцио-нированные свалки, не имеющие санитарно- эпидемиологического заключения.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленского района совместно с заместителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора, установлено, что при въезде в <адрес> со стороны <адрес> с правой стороны на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора; на участке между <адрес> на расстоянии двадцати метров в длину и десяти метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора; на <адрес> ниже родника с правой стороны на расстоянии двух метров в длину и двух метров в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ; в районе хозяйственных построек по <адрес> (между гаражами) в <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ, строительного мусора (л.д.10-11).

Доводы представителя ответчика - администрации МО «Сафроновское» о том, что администрацией муниципального образования организована работа по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора путем заключения с ООО «<данные изъяты>» договора по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 10 января 2009 года, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Благоустройство является вопросом местного значения поселения и контроль за исполнением соответствующих правил осуществляют органы местного самоуправления (п. 20 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Сафроновское»).

В частности, к вопросам местного значения городских, сельских поселений относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Порядок сбора отходов на территориях городских и сельских поселений, режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов определяются и устанавливаются органами местного самоуправления и должны соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно договору по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от 10 января 2009 года администрация МО «Сафроновское» поручает, а ООО «<данные изъяты> обязуется предоставлять населению услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов в пределах территории муниципального образования «Сафроновское» (л.д.38).

Как пояснил в судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» Серхачёв А.В. на основании заключенного договора они свои обязательства исполняют в полном объёме. По указанным в исковом заявлении местам расположения несанкционированных свалок от администрации МО «Сафроновское» никаких заявок на ликвидацию данных свалок не поступало. В случае поступления заявки и гарантии её оплаты ими будут незамедлительно организованы сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с указанных несанкционированных свалок.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора предполагает принятие органами местного самоуправления поселения комплекса мер, включающих создание и обустройство в достаточном количестве специальных мест для сбора твердых отходов и мусора, их своевременный вывоз, в том числе ликвидацию несанкционированных свалок.

Таким образом, в судебном заседании установлено неисполнение органом местного самоуправления МО «Сафроновское» своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению. Действующим законодательством именно на администрацию сельских поселений, в данном случае на администрацию МО «Сафроновское», возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сафроновское» по необеспечению организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и строительного мусора с территории с. Яренска Ленского района Архангельской области, в районах несанкционированных свалок, указанных в исковом заявлении прокурора.

Обязать администрацию муниципального образования «Сафроновское» организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и строительного мусора в <адрес> на территории, расположенной <адрес> на расстоянии десяти метров в длину и десяти метров в ширину.

Установить срок исполнения указанных требований один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 21 февраля 2012 года.

Мотивированное решение вынесено 20 февраля 2012 года.

Председательствующий:                                                                                         В.П. Крысанов