Об обязании главы МО принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.



Дело № 2-182/2012                                                                                       

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

17 мая 2012 года                                         с.Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к главе муниципального образования (далее - МО) «Сафроновское» Лукошникову А.В. об устранении нарушений закона о муниципальной службе в части принятия мер по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленского района Архангельской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Ленский муниципальный район» и неопределённого круга лиц к главе муниципального образования «Сафроновское» Лукошникову А.В. об устранении нарушений закона о муниципальной службе.

В обосновании иска указал, что в нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 13 федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ (в ред от 21.11.2011 года) «О муниципальной службе в Российской Федерации» главой МО «Сафроновское» Лукошниковым А.В. _____.__г издан приказ №__ о принятии на работу <данные изъяты> в МО «Сафроновское» своей супруги Лукошниковой В.М. С последней заключен трудовой договор №__, срок действия которого с _____.__г по _____.__г. Впоследствии договор продлен на один год, то есть до _____.__г.

По результатам ранее проведенной проверки прокурором района в адрес главы МО «Сафроновское» было внесено представление об устранении нарушений закона. Представление рассмотрено, трудовые отношения с Лукошниковой В.М. прекращены.

_____.__г брак между супругами Лукошниковыми расторгнут. _____.__г Лукошникова В.М. вновь принята на должность муниципального служащего - на ранее занимаемую ею должность <данные изъяты> в МО «Сафроновское». Однако, как установлено в ходе проверки, расторжение брака между супругами Лукошниковыми носит фиктивный характер, имеет своей целью продолжение трудовой деятельности Лукошниковой В.М. на должности муниципального служащего, что подтверждается свидетельскими показаниями, которые показали, что Лукошников А.В. и Лукошникова В.М. продолжают вести совместный образ жизни, отношения между ними остались на прежнем уровне.

Глава администрации МО «Сафроновское» Лукошников А.В. является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих администрации МО «Сафроновское», в том числе и для муниципального служащего Лукошниковой В.М., которая находится в непосредственном подчинении главы администрации МО «Сафроновское», поскольку он назначает и освобождает Лукошникову В.М. от занимаемой должности, от него зависят вопросы дисциплинарного взыскания, глава оценивает профессиональную деятельность и компетентность муниципального служащего. Наличие подобных близких родственных отношений между работниками администрации МО «Сафроновское» и главой администрации муниципального поселения может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и полномочий, ведёт к противостоянию между личной заинтересованностью муниципального служащего, главы муниципального образования и интересов муниципального образования, чем создаются условия для причинения вреда интересам муниципального образования «Сафроновское», подрыва работы администрации и развития муниципального образования в целом. Замещение муниципальной должности Лукошниковой В.М. создает конфликт интересов.

Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но уже и возникший конфликт. При этом вероятность возникновения конфликта интересов в администрации МО «Сафроновское» между муниципальным служащим Лукошниковой В.М. с одной стороны и главой администрации Лукошниковым А.В. существует.

В силу требований действующего федерального законодательства, Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В связи с вышеизложенным просит обязать главу администрации МО «Сафроновское» Лукошникова А.В. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации МО «Сафроновское» Лукошниковой В.М. и главой администрации МО «Сафроновское» Лукошниковым А.В.

В судебном заседании истец - заместитель прокурора Ленского района Архангельской области Сычёва С.Е. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Уточнила исковые требования. Просит обязать главу администрации МО «Сафроновское» Лукошникова А.В. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов путем расторжения трудового договора и прекращения трудовых отношений с Лукошниковой В.М.

Ответчик - глава МО «Сафроновское» Лукошников А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласен. Пояснил, что брак между ним и Лукошниковой В.М. расторгнут в установленном порядке. В настоящее время они не являются супругами, в связи с чем отсутствуют нарушения федерального закона о муниципальной службе и других федеральных законов. Прокурором не представлено доказательств того, что расторжение брака между ними является фиктивным. Свидетельские показания не являются таковыми. Они с Лукошниковой В.М. проживают в одном жилом помещении, которое является их совместной собственностью, однако общее хозяйство не ведут, совместно не проживают. Кандидатура Лукошниковой В.М. на должность <данные изъяты> в МО «Сафроновское» согласована с начальником отдела по Вилегодскому и Ленскому районам военного комиссариата Архангельской области Ф Никакой вероятности возникновения конфликта интересов в настоящее время не существует. Просит в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Лукошникова В.М. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласна. Пояснила, что брак между ею и Лукошниковым А.В. расторгнут. Они не являются супругами. Просит в удовлетворении иска прокурору отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьёй 12.5 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) предусмотрено, что Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности федеральной государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон № 25-ФЗ) гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

Согласно п.п. 1,2 и 3 ст. 11 Закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии со ст. ст. 2,4 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Одним из принципов муниципальной службы является ответственность муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Статьёй 14.1 Закона № 25-ФЗ определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Совместная профессиональная деятельность на муниципальной службе Лукошникова А.В., как главы администрации МО «Сафроновское», возглавляющего администрацию муниципального образования, и специалиста Лукошниковой В.М. может повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым.

Поскольку муниципальная служба имеет особый статус, при ее прохождении законодателем предусмотрены определённые ограничения, имеющие место родственные отношения муниципального служащего Лукошниквой В.М. и главы администрации МО «Сафроновское» Лукошникова А.В. могут привести к возникновению конфликта интересов.

В силу ст.22 Устава МО «Сафроновское» глава назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих администрации; имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации, имеет право истребовать от указанных муниципальных служащих имеющуюся в их распоряжении информацию, имеет право определять руг вопросов в пределах собственной компетенции, по которым он самостоятельно принимает решения; имеет право налагать дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих администрации. Муниципальные служащие администрации подчиняются главе муниципального образования и ответственны перед ним за осуществление возложенных на них полномочий.

В судебном заседании установлено, что постановлением Ленской территориальной избирательной комиссии от _____.__г №__ главой МО «Сафроновское» зарегистрирован Лукошников А.В. (л.д. 45).

На основании приказа главы МО «Сафроновкое» Лукошникова А.В. от _____.__г №__ <данные изъяты> в МО «Сафроновское» принята Лукошникова В.М. С ней заключен трудовой договор №__, срок действия которого установлен до _____.__г (л.д. 17-19, 23).

Согласно свидетельству о расторжении брака от _____.__г, запись акта о расторжении брака №__, брак между Лукошниковым А.В. и Лукошниковой В.М. прекращён _____.__г на основании заявления о расторжении брака по взаимному согласию супругов от _____.__г (л.д. 39).

В соответствии с законом целью заключения брака является построение семейных отношений с созданием взаимных прав и обязанностей супругов, которые возникают со дня государственной регистрации брака, а прекращаются путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния (статьи 1,10, 16, 18, 19, 25 Семейного кодекса российской Федерации). Заключение брака без цели создания семьи является основанием для признания брака недействительным (ст. 27 СК РФ).

В силу п. 1 ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.

По аналогии закона фиктивный характер расторжения брака может быть установлен только судом. В нарушение требований ст. ст. 56, 57 ГПК РФ прокурором не представлено в суд бесспорных и достаточных доказательств фиктивного характера прекращения брака между супругами Лукошниковыми.

Напротив, как видно из материалов дела, брак между ними прекращён в соответствии с требованиями семейного законодательства.

Из свидетельства о расторжении брака следует, что он прекращен на основании заявления о расторжении брака по взаимному согласию супругов от _____.__г.

Представление об устранении нарушений закона о муниципальной службе внесено прокурором главе МО «Сафроновское» только _____.__г, то есть позднее даты подачи супругами Лукошниковыми заявления о расторжении брака.

После расторжения брака в установленном порядке со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния семейные отношения между супругами прекращаются.

Как видно из свидетельства о расторжении брака брак между Лукошниковым А.В. и Лукошниковой В.М. прекращен, о чём _____.__г составлена запись акта о расторжении брака №__ (л.д. 39).

Доказательств того, что данная запись акта о расторжении брака аннулирована или признана судом недействительной, прокурором в суд не представлено. Как не представлено доказательств того, что расторжение брака имеет фиктивный характер. Объяснения свидетелей К и Н о том, что Лукошниковы проживают в одном доме, таковыми не являются.

При таких обстоятельствах, у суда нет оснований полагать, что расторжение брака между Лукошниковым А.В. и Лукошниковой В.М. имеет фиктивный характер.

Следовательно, брачные (семейные) отношения между Лукошниковыми прекращены и со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния (_____.__г) они более не являются супругами.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что отсутствует такое ограничение по принятию на муниципальную службу, установленное статьей 13 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», как условие о том, что на муниципальную службу не может быть принят супруг (супруга) главы муниципального образования.

Работодатель в силу закона (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации) имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в установленном порядке. Суд не наделен полномочиями обязать работодателя расторгнуть с работником трудовой договор без законных на то оснований.

Как следует из ответа начальника отдела военного комиссариата Архангельской области по Вилегодскому и Ленскому районам кандидатура Лукошниковой В.М., как имеющей опыт военно-учетной работы, согласована главой МО «Сафроновское» с отделом военного комиссариата Архангельской области      по Вилегодскому и Ленскому районам. (л.д. 61).

При таких обстоятельствах, у суда не имеется правовых оснований обязать главу МО «Сафроновское» Лукошникова А.В. расторгнуть с муниципальной служащей Лукошниковой В.М. заключенный с ней трудовой договор, а следовательно, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Ленского района Архангельской области об обязании главы администрации МО «Сафроновское» принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе путем прекращения трудовых отношений с Лукошниковой В.М.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Ленский муниципальный район», неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «Сафроновское» Лукошникову А.В. об обязании принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим Лукошниковой В.М. и главой муниципального образования «Сафроновское» Лукошникову А.В. путем прекращения трудовых отношений с Лукошниковой В.М. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 23 мая 2012 года.

Мотивированное решение вынесено 22 мая 2012 года.

Председательствующий                                                                                                            В.П. Крысанов