О признании неправомерным отказа в предоставлении меры социальной поддержки и обязании предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отопление,электроснабжение.



Дело № 2-103/2012                                    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2012 года                                                                                     с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску Сергеевой В.В. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» о признании неправомерным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению,

УСТАНОВИЛ:

Сергеева В.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Ленский муниципальный район» о признании неправомерным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению.

В обоснование исковых требований указала, что медицинскую деятельность осуществляла с _____.__г года. С _____.__г года работала в <данные изъяты>, с _____.__г года <данные изъяты>, а с _____.__г года <данные изъяты>._____.__г вышла на пенсию. 05 декабря 2011годаона обратилась в администрацию МО «Ленский муниципальный район» с просьбой восстановить льготы социальной поддержки на коммунальные услуги как медицинскому работнику, однако получила отказ. Довод администрации МО «Ленский муниципальный район» о том, что на момент выхода на пенсию они не имела права на меры социальной поддержки, является ошибочным в силу норм материального права, закрепленных на федеральном уровне. То обстоятельство, что ей как работнику в период трудовых отношений с предприятием «<данные изъяты>» не осуществлялись данныесоциальные выплаты, не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.Считает, что имеет право на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и перешедшему на пенсию.

В связи с вышеизложенным просит признать отказ администрации МО «Ленский муниципальный район» в предоставлении мер социальной поддержки, а именно льгот по коммунальным услугам неправомерным и обязать ответчика предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению.

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 26 марта 2012 года была произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район» на надлежащего ответчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Яренская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ»). Администрация МО «Ленский муниципальный район» привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец Сергеева В.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика - ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» Харитонова Ю.С. в судебном заседании с исковыми требованиями Сергеевой В.В. не согласна в полном объеме. Пояснила, что Сергеева В.В. работала в должности <данные изъяты> при Урдомском ЛПУ МГ предприятия «<данные изъяты>». В структуру Яренской центральной районной больницы (далее - Яренская ЦРБ) данный здравпункт не входил. В штатном расписании Яренской ЦРБ данная должность никогда не числилась, отчёты в ЦРБ не предоставлялись, прививки и другие мероприятия, требующие разрешения ЦРБ, не проводились. На специализацию, усовершенствование по специальности данных медицинских работников отправляло Урдомское ЛПУ МГ. Сергеева В.В. является пенсионером «<данные изъяты>». Мерами социальной поддержки Сергеева В.В. никогда не пользовалась, льготную пенсию не получает. Архангельский областной закон № 52-4-ОЗ от 22 июня 2005 года предусматривает, что специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, в том числе вышедшим на пенсию, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) предоставляются меры социальной поддержки. Статья вторая указанного закона предусматривает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, меры социальной поддержки предоставляются по основному месту работы специалиста. Меры социальной поддержки предоставляются специалистам, вышедшим на пенсию, независимо от вида пенсии, проживающим в сельской местности на территории <адрес>, стаж работы которых в сельской местности на должностях, дающих право на меры социальной поддержки, составляет не менее 10 календарных лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на эти меры социальной поддержки. Для предоставления мер социальной поддержки специалисты, в том числе вышедшие на пенсию, предоставляют по месту работы заявление на имя руководителя, справку о составе семьи, размере занимаемой площади жилья, документ, подтверждающий произведенные расходы. Денежные выплаты для возмещения расходов осуществляются по месту работы специалиста ежемесячно. Перечень специалистов, на которых распространяется действие настоящего закона, утверждается указом губернатора Архангельской области.     Данный специалист в указанный перечень не входит. В связи с вышеизложенным просит в удовлетворении исковых требований Сергеевой В.В. к ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО «Ленский муниципальный район» Ананикян Р.А., в судебном заседании с исковыми требованиями Сергеевой В.В. не согласен в полном объеме и просит в удовлетворении исковых требований Сергеевой В.В. отказать.

Суд, выслушав представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Сергеева В.В. с _____.__г была принята на должность <данные изъяты> в Урдомское линейно-производственное управление магистральных газопроводов (далее - Урдомское ЛПУ МГ) объединения «<данные изъяты>». _____.__г она была уволена с переводом и принята на должность медицинской сестры в «<данные изъяты>». С _____.__г предприятие было преобразовано в ООО «<данные изъяты>», трудовые отношения с Сергеевой В.В. в должности <данные изъяты> были продолжены. _____.__г здравпункт Урдомского ЛПУ МГ был переименован во врачебный здравпункт Урдомского ЛПУ МГ медико-санитарной части ООО «<данные изъяты>», трудовые отношения с Сергеевой В.В. в должности медицинской сестры были вновь продолжены. _____.__г Сергеева В.В. уволена из здравпункта Урдомского ЛПУ МГ медико-санитарной части ООО «<данные изъяты>» по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию (л.д. 13-21).

Доводы Сергеевой В.В. о том, что ей как работнику в период трудовых отношений с предприятием «<данные изъяты>» не осуществлялись данныесоциальные выплаты не может служить основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, так как в соответствии с утратившим силу и действующим в настоящее время федеральным законодательством и законодательством Архангельской области, такие меры социальной поддержки предусмотрены для медицинских работников, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения», Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» было установлено, что работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Также данными федеральными нормативными актами за вышедшими на пенсию квалифицированными медицинскими работниками, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, было закреплено право на бесплатное жилье с отоплением и освещением.

Иными федеральными нормативными актами такое право за указанной категорией пенсионеров закреплено не было.

Однако указанные выше нормативные акты утратили силу до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), статья 153 которого регулирует вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения. При этом согласно абзацу 1 части 2 названной нормы ее предписания обязательны исключительно при издании нормативных правовых актов в связи с принятием данного Федерального закона.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ из статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» исключено положение о праве медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Одновременно в статью введены части пятая и шестая, согласно которым меры социальной поддержки данных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются соответствующими органами.

Таким образом, федеральным законом обязанность по установлению мер социальной поддержки возложена на субъект Российской Федерации лишь в отношении работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Предоставление законом субъекта медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения, в том числе вышедшим на пенсию, мер социальной поддержки является дополнительными мерами и может быть реализовано органами государственной власти самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ) специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, областных государственных учреждений культуры и искусства, социальной защиты населения, государственной ветеринарной службы, образовательных учреждений (кроме педагогических работников), в том числе вышедшим на пенсию, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки: возмещение расходов по найму (поднайму), социальному найму, содержанию, ремонту жилого помещения, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (для собственника помещения в многоквартирном доме) в пределах установленной социальной нормы площади жилья (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); возмещение расходов по оплате коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных постановлением Правительства Архангельской области; возмещение расходов по оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления, или бесплатное предоставление и доставка топлива в размере годовой потребности в пределах норм, установленных органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Меры социальной поддержки по возмещению расходов по оплате указанных в настоящей статье услуг предоставляются независимо от вида жилого помещения и формы собственности жилищного фонда. Перечень должностей специалистов, на которых распространяется действие настоящего закона, утверждается указом Губернатора Архангельской области.

То есть из буквального толкования норм Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ следует, что меры социальной поддержки, указанные в данном законе предоставляются специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области.

В соответствии со ст. 2 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ меры социальной поддержки предоставляются специалистам, вышедшим на пенсию (независимо от вида пенсии), проживающим в сельской местности на территории Архангельской области, стаж работы которых в сельской местности на должностях, дающих право на меры социальной поддержки, составляет не менее 10 календарных лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на эти меры социальной поддержки.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Сергеева В.В. работала и уволилась в связи с выходом на пенсию не из организаций здравоохранения, находящихся в ведении <адрес>, а из Урдомского ЛПУ МГ медико-санитарной части ООО «<данные изъяты>

Кроме того, согласно письму Урдомского ЛПУ МГ ООО «<данные изъяты>» от _____.__г №__, направленного в адрес Сергеевой В.В., Урдомское ЛПУ МГ никогда не оказывало мер социальной поддержки. Также в письме указано, что льгот, по предоставлению мер социальной поддержки, в нормативных документах ««<данные изъяты>», регулирующих социальные отношения никогда не было, и ЛПУ МГ их не оказывало (л.д. 25).

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Сергеевой В.В. в период её трудовой деятельности никогда не оказывались меры социальной поддержки, работала она и вышла на пенсию не из организаций здравоохранения, находящихся в ведении <адрес>, право на получение соответствующих льгот не имела, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Сергеевой В.В. не имеется, а потому в удовлетворении исковых требований Сергеевой В.В. к ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» о признании неправомерным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сергеевой В.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Яренская центральная районная больница» о признании неправомерным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и обязании предоставить льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 22 мая 2012 года.

Мотивированное решение вынесено 21 мая 2012 года

Председательствующий:                                                              В.П. Крысанов