О предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-199/2012                                                                                   

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

22 мая 2012 года                       с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Ивановой Г.И.

при секретаре Якубовой Я.К.

с участием заместителя прокурора Сычевой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Осташова А. В. к администрации муниципального образования «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Осташова А.В. к администрации муниципального образования (далее - МО) «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Осташов А.В., родившийся _____.__г, <данные изъяты>. Его мать - О умерла _____.__г, а местонахождение оста неизвестно. В настоящее время Осташов А.В. фактически не имеет жилого помещения, проживает в квартире у знакомых людей. Распоряжением Главы МО «Ленский муниципальный район» №__ от 14.01.2009 за Осташовым А.В. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновское». В силу чего просит обязать администрацию МО «Сафроновское» предоставить Осташову А.В. жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сафроновское», либо в другом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого он был поставлен на учёт, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Заместитель прокурора Ленского района Сычева С.Е. в судебном заседании поддержала иск в полном объеме и просит удовлетворить его по тем же основаниям, определив срок исполнения до 1 сентября 2012 года.

Истец Осташов А.В. в судебном заседании поддержал иск прокурора, просит его удовлетворить, поскольку он не имеет своего жилья и ему до настоящего времени не предоставлено жилое помещение.

Представитель ответчика Ивченко Е.Б. в судебном заседании выразила согласие с иском, утверждая, что администрацией принимаются меры в целях предоставления истцу жилого помещения.

Третьи лица - представители Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования науки и культуры Архангельской области, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 47, 48), в суд не явились. Просили рассмотреть дело без их участия. Считают исковые требования прокурора Ленского района законными и обоснованными.

Определением суда в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав прокурора, истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 8 указанного Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Мать Осташова А.В. - О умерла _____.__г, а запись об отце истца Ц признана недействительной и исключена решением Усть-Цилемского районного суда республики Коми от 25 января 2001 года. Несовершеннолетний Осташов А.В. определен <данные изъяты> _____.__г. Данные обстоятельства следуют из свидетельства о смерти (л.д.12), решения суда (л.д.10), постановления (л.д.8).

Согласно адресной справке (л.д.22), справке (л.д.23) Осташов А.В. снят с регистрационного учета 11 апреля 2012 года по адресу: <адрес>. Как следует из объяснений сторон в суде, по данному адресу находится <данные изъяты>

Как следует из объяснений истца в суде, он проживает у знакомых и не имеет жилого помещения в пользовании.

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Осташов А.В., <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением муниципального образования «Ленский муниципальный район» от 14 января 2009 года №__ за Осташовым А.В. закреплено право на внеочередное получение жилья в МО «Сафроновское» (л.д.7).

Согласно справке (л.д.15) Осташов А.В. стоит в очереди на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновское» с 10 февраля 2009 года под №__.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Осташова А.В., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет возникло право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновское». Однако до настоящего времени полагающееся ему по закону жилое помещение предоставлено не было.

Согласно статье 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

В силу вышеназванных правовых норм, Осташов А.В.. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления - администрация МО «Сафроновское» обязана предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма, расположенное в <адрес> или в другом населенном пункте муниципального района, на территории которого он поставлен на учет.

Решением Собрания депутатом МО «Ленский муниципальный район» от 14 ноября 2005 г. №__ установлена на территории муниципального образования «Ленский район» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

Срок исполнения решения, определенный прокурором, как до 1 сентября 2012 года, с учетом обстоятельств дела является обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Осташова А.В.. к администрации МО «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Осташова А. В. к администрации муниципального образования «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сафроновское» предоставить в срок до 1 сентября 2012 года Осташову А. В., родившемуся _____.__г в д.<адрес>, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее установленной применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район» на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сафроновское», либо в другом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого он был поставлен на учёт, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, то есть с 26 мая 2012 года.

Решение в окончательной форме составлено 26 мая 2012 года.

Судья