Дело № 2-129/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 апреля 2012 года с. Яренск Вилегодский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Крысанова В.П., при секретаре Якубовой Я.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Гусевой С. В. к администрации муниципального образования «Урдомское» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор Ленского района Архангельской области (далее - прокурор), в интересах Гусевой С.В., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Урдомское» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Ленского района Архангельской области проведена проверка по обращению Гусевой С.В. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Гусева С.В. является <данные изъяты> постоянного места жительства не имеет, вынуждена вместе с семьёй проживать на съёмных квартирах. Гусева С.В. неоднократно обращалась за разрешением жилищного вопроса в органы местного самоуправления МО «Урдомское» с приложением заключения ВКК от 08 февраля 2012 года, которое является основанием для предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке. 05 июня 2011 года заявление Гусевой С.В. было рассмотрено и предложено ей представить документы для постановки на учет, а именно подтверждающие статус малоимущего гражданина. Однако действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Предоставив органу местного самоуправления заключение ВКК от 08 февраля 2012 года Гусева С.В. подтвердила свое право на улучшение жилищных условий и предоставление жилого помещения вне очереди. В связи с изложенным прокурор Ленского района просит суд обязать администрацию МО «Урдомское» признать Гусеву С.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение. Прокурор Ленского района и истец Гусева С.В., будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Истец Гусева С.В. представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ответчик - администрация МО «Урдомское», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, представили отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями прокурора не согласны по основаниям, подробно изложенным в отзыве на исковое заявление, а также просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие (л.д. 18). Дело рассмотрено без участия сторон в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд, обсудив доводы искового заявления, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ч. 2 ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права; при этом часть 3 Конституции РФ она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Гусева С.В. и её семья зарегистрированы в <адрес> в жилом помещении её матери. Сама же она, со своей семьёй уже 9 лет вынуждена проживать в снимаемых жилых помещениях в <адрес>. 06 июня 2011 года Гусева С.В. обратилась с заявлением к главе МО «Урдомское» о предоставлении ей жилого помещения в <адрес>, однако 14 июня 2011 года получила письменный ответ из которого следовало, что ей сначала необходимо представить документы подтверждающие её статус как малоимущего гражданина. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Согласно ст. 17Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья). Согласно заключению ВКК от _____.__г, выданного муниципальным учреждением здравоохранения «<данные изъяты>» Гусева С. В., родившаяся _____.__г в <адрес> признана <данные изъяты>. Также из заключения ВКК от 08 февраля 2011 года следует, что Гусева С.В. в соответствии с Федеральным законом РФ от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. В силу п. 5 ст. 17 Федерального закона РФ от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Из материалов дела следует, что до настоящего времени муниципальным образованием «Урдомское» Гусевой С.В. не предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленского района об обязании администрацию МО «Урдомское» признать Гусеву С.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение, отвечающему установленным требованиям в черте <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Урдомское» признать Гусеву С. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставить Гусевой С. В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям <адрес>, общей площадью по норме предоставления, с учетом права на дополнительную жилую площадь, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 22 апреля 2012 года. Мотивированное решение вынесено судом 21 апреля 2012 года. Председательствующий В.П. Крысанов