Об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.



Дело № 2-259/2012                                                                                   

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

18 июня 2012 года                          с.Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Ивановой Г.И.

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске гражданское дело по иску Уваровой Е. В. к администрации муниципального образования «Урдомское» о понуждении предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

установил:

Уварова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Урдомское» об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указала, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. Её родители - Н и В <данные изъяты>. Первоначально она была отдана под опеку её бабушки И и с тех пор проживала с ней по адресу: <адрес>. После смерти бабушки её попечителем _____.__г назначен её брат Е Она продолжала проживать в квартире бабушки по вышеуказанному адресу совместно с братом, по этому жилому помещению она зарегистрирована с _____.__г. _____.__г ей исполнилось 18 лет. С сентября 2004 года по июнь 2005 года она обучалась в профессиональном училище №__ (далее - ПУ №__) в <адрес>. Проживала там же в общежитии. По окончании обучения в ПУ №__ она приехала жить в <адрес> в квартиру, в которой была зарегистрирована. На основании постановления главы администрации Ленского района за №__ от _____.__г на период пребывания в детском доме за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Это трехкомнатная квартира, общей площадью 66,6 квадратных метров, в которой проживали её родители. В действительности в детском доме она никогда не пребывала, а проживала первоначально с бабушкой, а после её смерти - с братом в <адрес> в <адрес>. По адресу: <адрес> вместе с родителями проживали её братья и сестры, всего в количестве пяти человек, поэтому у неё не было возможности проживать вместе с ними. Она по настоящее время проживает в квартире, в которой зарегистрирована. Другого жилого помещения она не имеет. В настоящее время она вместе с малолетним сыном М, _____.__г, проживает в <адрес>, где также проживают её брат с семьей из четырех человек. Проживать совместно с ними она не имеет возможности. С _____.__г администрацией МО «Урдомское» она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и состоит в настоящее время в общей очереди под номером 25. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, опека (попечительство) в отношении которого прекращены. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В связи с вышеизложенным просит обязать администрацию МО «Урдомское» предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение в <адрес> общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В ходе рассмотрения дела истица Уварова Е.В. уточнила иск и просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение в <адрес> во внеочередном порядке, как относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, утверждая, что она имеет право на предоставления жилья в таком порядке, а ответчик, несмотря на предоставленные ею документы в подтверждение статуса ребенка-сироты, до настоящего времени не предоставил жилое помещение во внеочередном порядке.

Истица Уварова Е.В. и ее представитель Якимов С.И. в судебном заседании поддержали иск и по тем же основаниям, утверждая, что проживание истицы в закрепленном за ней жилом помещении невозможно в связи с тем, что она не проживала в этом помещении, в котором проживают 7 человек, а в квартира по месту ее регистрации принадлежит на праве собственности ее брату, где она стала проживать только в связи с оформлением опекунства.

Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направил, в своем отзыве ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Как следует из отзыва, ответчик с иском не согласен, поскольку за истицей было закреплено жилое помещение по месту её прежнего проживания в <адрес>, а Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и культуры Архангельской области и Министерство финансов Архангельской области, будучи надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. В отзыве на исковое заявление Министерство финансов Архангельской области просит рассмотреть дело без их участия.

Определением суда в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора.

Суд, выслушав истца и её представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 5 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В судебном заседании установлено, что родители Уваровой Е.В. на основании решения суда лишены родительских прав в отношении дочери Уваровой Е.В. (л.д. 15, 47-49).

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица Уварова Е.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.15).

На основании постановления главы администрации Ленского района от 27 апреля 1995 года №__ за несовершеннолетней Уваровой Е.В., родившейся _____.__г, закреплено жилое помещение в <адрес> (л.д. 9).

Указанная квартира, площадью 66,6 кв.м., состоящая из 3 комнат предоставлена В

Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «<адрес>» от _____.__г №__ попечителем над Уваровой Е.В. назначен Е (л.д.10) и после смерти И (л.д.41).

Уварова Е.В., _____.__г года рождения, зарегистрирована по постоянному месту жительства в жилом помещении за №__, <адрес> с _____.__г, то есть в несовершеннолетнем возрасте, что следует из паспорта истицы и свидетельства о рождении (л.д.28). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Е, попечителю истицы в несовершеннолетнем возрасте, Л, А и М в равных долях. Указанное жилое помещение общей площадью 58,7 кв.м., состоит из 3 комнат. Данные обстоятельства следуют из договора социального найма, технического паспорта и свидетельства о регистрации права (л.д.20-24), объяснений истицы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Уваровой Е.В., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет (_____.__г), еще в 2004 году возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Урдомское» от 11 марта 2011 года №__ Уварова Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с даты подачи заявления от 10 февраля 2006 года (л.д.16). Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.

Согласно статьи 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

Как следует из оглашенного в судебном заседании протокола судебного заседания (л.д.79-82) свидетель Н показала, что она в <адрес> проживает более 20 лет, в 2005 году в этой квартире проживала она с супругом, детьми Иваном, Светланой и Оксаной, а также Фомин. В отношении дочери Уваровой Е.В. она была лишена родительских прав, после окончания училища Уварова Е.В. продолжала проживать по месту регистрации, а проживать в жилом помещении, где дополнительно еще проживают 6 человек, совместно с ней (свидетелей) не имеет возможности.

Данные обстоятельства подтверждаются адресными справками (л.д.66-74).

Как установлено в судебном заседании Уварова Е.В. не имеет возможности проживать в закрепленном за нею жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором проживают родители, лишенные в отношении её родительских прав.

В силу вышеназванных правовых норм, Уварова Е.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления поселения - администрация МО «Урдомское» обязана предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в <адрес>.

Решением Собрания депутатов МО «Ленский муниципальный район» от 14 ноября 2005 г. №__ установлена на территории муниципального образования «<адрес>» норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Уваровой Е.В. к администрации МО «Урдомское» о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Урдомское» предоставить Уваровой Е. В., родившейся _____.__г в <адрес>, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее установленной применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район» на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в <адрес> муниципального образования «Ленский муниципальный район», за счёт средств бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий судья

Решение в окончательной форме составлено 22 июня 2012 года.

Судья                                                                                         Г.И.Иванова