О включении в стаж периодов работы для назначения досрочной трудовой пенсии.



Дело № 2-291/2012                                                                                                                                                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2012 года                                                                                                                                   с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Богдановой И. В. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в стаж для досрочной трудовой пенсии периодов работы в должности воспитателя детского комбината, нахождения на курсах повышения квалификации и признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Богданова И.В. обратилась в суд с указанным иском. Свои требования обосновывает тем, что она обратилась в государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее по тексту - ОПФ РФ по <адрес>, также - Отдел) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. Однако, решением комиссии ОПФ РФ по <адрес> ей было отказано в назначении пенсии по основанию недостаточности специального трудового стажа, из которого были исключены периоды работы воспитателем детских комбинатов: <данные изъяты> с _____.__г по _____.__г; <данные изъяты>» с _____.__г по _____.__г; <данные изъяты> с _____.__г по _____.__г, так как данный вид учреждения не поименован в Списке учреждений, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с _____.__г по _____.__г. С решением комиссии ОПФ РФ по <адрес> от _____.__г не согласна и просит суд признать его незаконным. Также просит обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с _____.__г. Включить в её педагогический стаж периоды работы воспитателем детского комбината с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с _____.__г по _____.__г.

В судебном заседании истец Богданова И.В. и её представитель Бурцева Е.А. поддержали исковые требования в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель истца Бурцева Е.А. дополнительно пояснила, что раньше детские сады были ведомственными. Детский сад, в котором работала Богданова И.В., принадлежал ОАО «<данные изъяты>». В общественном классификаторе отраслей народного хозяйства указано, что дошкольное воспитание осуществляют детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Поэтому, руководство «<данные изъяты>» воспользовалось классификатором отраслей народного хозяйства и отсюда появилось название детский комбинат. Однако в ведомственных детских комбинатах воспитательный процесс курировался отделом образования. С _____.__г согласно выписке из приказа №__ от _____.__г все ведомственные дошкольные учреждения переданы на бюджетное финансирование, присвоен порядковый номер в зависимости от времени открытия учреждения. Было отменено название деткомбинат и заменено на ясли-сад. В детских комбинатах воспитатели занимались воспитанием детей, то есть педагогической деятельностью. Считает, что курсы повышения квалификации также должны быть зачтены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как Закон об образовании обязывает педагогических работников раз в пять лет повышать свою квалификацию путём прохождения курсов повышения квалификации. В период прохождения указанных курсов за Богдановой И.В. сохранялось рабочее место, заработная плата, производились отчислении во все фонды, в том числе в пенсионный фонд.

Ответчик - Государственное учреждение - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> в лице представителя Крупиной Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Богдановой И.В. не согласны, по основаниям, подробно изложенным в отзыве на исковое заявление. Крупина Е.А. просит в удовлетворении исковых требований Богдановой И.В. отказать.

Суд, выслушав стороны, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В судебном заседании установлено, что 29 февраля 2012 года истец Богданова И.В. обратилась в ОПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ей было отказано в связи с тем, что комиссией по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ОПФ РФ по <адрес> было установлено, что специальный стаж Богдановой И.В. составляет 14 лет 05 месяцев 09 дней, в то время как требуется специальный стаж 25 лет. Комиссией ОПФ РФ по <адрес> исключены из льготного стажа Богдановой И.В. периоды её работы воспитателем детского комбината с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г и обучения на курсах повышения квалификации с _____.__г по _____.__г (л.д. 14-16).

Как видно из объяснений сторон и материалов дела, истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за исключения из стажа периодов работы истца Богдановой И.В. воспитателем детского комбината и нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение таких периодов в специальный стаж.

Другие основания для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии ответчиком ни в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан, ни представителем ответчика в судебном заседании не приведены.

Доводы истца Богдановой И.В. о том, что в стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью должны быть включены периоды её работы воспитателем детского комбината с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г, с _____.__г по _____.__г, суд находит состоятельными по следующим основаниям.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичное положение было закреплено в ранее действовавшей, в период трудовой деятельности в должности воспитателя детского комбината истицы Богдановой И.В., ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. № 340-1, согласно которой пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (далее - Список № 463).

Из Списка № 463 следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при стаже работы 25 лет, имеют воспитатели детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

Согласно ранее действовавшему законодательству СССР (общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства 175018», утвержденный Государственным комитетом СССР по статистике, государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам) в разделе 92400 указаны ясли-сад, детские сады, детские комбинаты, детские площадки.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в порядке, определенном главой шестой указанного закона.                                

Так, согласно п. 12 ст. 30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки: застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты - одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом; остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции РФ.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указал, что Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данномэтапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Исходя из этого, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года применяются правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выработан ли полностью специальный трудовой стаж.

С учетом изложенного, поскольку истец до 01 января 2002 года в соответствии с ранее действовавшим законодательством имел право на исчисление трудового стажа с учетом включения в него периода работы в должности воспитателя детского комбината, такой же порядок исчисления льготного стажа в отношении него должен сохраниться и после 01 января 2002 года, поскольку исчисление стажа в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и действующими в настоящее время Списками и Правилами подсчета стажа ухудшает её положение.

В судебном заседании и из записей в трудовой книжке установлено, что Богданова И.В. с 29 августа 1985 года по 01 сентября 1997 года работала воспитателем в детских комбинатах: <данные изъяты> (л.д. 19 - 22).

Из справки уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе №__ от 28 февраля 2012 года, архивных справок от 29 февраля 2012 года №__, от 06 июня 2012 года №__, выданных архивным отделом администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район» <адрес>, лицевых счетов, справки №__ от 06 апреля 2012 года, выписки из приказа №__ & 34 от 02 июня 1992 года по <данные изъяты>, №__ от 07 июня 2012 года Богданова И.В. с 29 августа 1985 года по 01 сентября 1997 года значится работавшей воспитателем детского комбината и детского сада, выполняя свою работу в течение полного рабочего дня (л.д. 10-11, 18, 25, 28-33, 39, 40).

С учетом вышеизложенных правовых норм суд приходит к выводу, что исковые требования о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периода работы истца Богдановой И.В. с 29 августа 1985 года по 01 сентября 1997 года в должности воспитателя детских комбинатов: <данные изъяты>, <данные изъяты>», <данные изъяты>, подлежат удовлетворению, поскольку как следует из материалов дела, данные детские дошкольные учреждения выполняли функции детского сада. Об этом же свидетельствует характер трудовых функций, возложенных в указанный период на истца Богданову И.В.

Доводы истца Богдановой И.В. о том, что в стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью должен быть включен период обучения на курсах повышения квалификации с 07 июня 2009 года по 19 июня 2009 года, суд находит также состоятельными по следующим основаниям.

Пункт 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила), предусматривает, что настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, в спорный период нахождения Богдановой И.В. на курсах повышения квалификации ей выплачивался средний заработок, начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается выпиской из приказа № 58 от 29 мая 2009 года и ксерокопии лицевого счета (л.д. 41, 43).

Сведения, содержащиеся в лицевом счете и копии приказа ни ответчиком, ни его представителем не оспариваются.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

На курсы повышения квалификации Богданова И.В. направлялась распоряжениями работодателя, что ни ответчиком, ни его представителем также не оспаривается.

Из изложенного следует, что период нахождения Богдановой И.В. на курсах повышения квалификации, также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Богдановой И.В. о включении в стаж для назначения трудовой пенсии периода с 07 июня 2009 года по 19 июня 2009 года нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат удовлетворению.

ОПФ РФ по <адрес> установлено, что стаж на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии Богдановой И.В. составил 14 лет 01 месяц 09 дней.

Период работы Богдановой И.В. воспитателем детского комбината с 29 августа 1985 года по 01 сентября 1997 года составил 12 лет 00 месяцев 16 дней, нахождения на курсах повышения квалификации с 07 июня 2009 года по 19 июня 2009 года составил 13 дней.

С учётом периодов работы воспитателем детского комбината (детского сада) и нахождения на курсах повышения квалификации льготный стаж Богдановой И.В. на день обращения её в суд с исковым заявлением к ОПФ РФ по <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составил более 25 лет.

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учётом включённых периодов на день обращения Богдановой И.В. с заявлением в ОПФ РФ по <адрес> стаж педагогической деятельности истца Богдановой И.В. составил более 25 лет, требуемых законом для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Норма пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляющая гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, направлена на обеспечение беспрепятственной реализации права на пенсионное обеспечение и не нарушает права граждан.

Исходя из п. 1 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией, со дня обращения гражданина за вышеуказанной пенсией, … но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Норма пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, не нарушает какие-либо права граждан. Напротив, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, она наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 76-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Ф. Синякова).

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за ис-ключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Богдановой И.В. к государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в стаж для досрочной трудовой пенсии периодов работы воспитателем детского комбината, нахождения на курсах повышения квалификации и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, подлежат удовлетворению, со дня обращения истца за указанной пенсией в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, то есть с 29 февраля 2012 года, а также подлежит взысканию с ответчика ОПФ РФ по <адрес> в пользу истца Богдановой И.В. в возврат уплаченной им государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

Исковые требования Богдановой И. В. - удовлетворить.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Богдановой И. В. периоды её работы воспитателем детского комбината с 29 августа 1985 года по 01 сентября 1997 года, нахождения её на курсах повышения квалификации с 07 июня 2009 года по 19 июня 2009 года.

Признать за Богдановой И. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить и начислить Богдановой И. В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 29 февраля 2012 года, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в пользу Богдановой И. В. в возврат уплаченной государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 10 июля 2012 года.

Мотивированное решение вынесено судом 09 июля 2012 года.

Председательствующий                                                              В.П. Крысанов