О признании права на меры социальной поддержки как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности.



Дело № 2-78/2012                                          

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2012 года                                                                                              с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Картошкиной Г. Е. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» о признании права на меры социальной поддержки и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и находящемуся на пенсии,

установил:

Картошкина Г.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Ленский муниципальный район» о признании права на меры социальной поддержки и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и находящемуся на пенсии.

В обоснование исковых требований указала, что с 15 августа 1979 года по 31 августа 2010 года работала в должности старшей медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>». 17 октября 2011 года она (Картошкина Г.Е.) обратилась с заявлением в администрацию МО «Ленский муниципальный район» с просьбой о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению, однако в письменной форме получила отказ. Согласно ранее действовавшему законодательству данные льготы ей предоставлялись <данные изъяты>. В настоящее время меры социальной поддержки для медицинских работников закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в федеральном и областном законодательстве, в связи с чем считает, что имеет право на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и вышедшему на пенсию. В связи с изложенным просит суд обязать администрацию МО «Ленский муниципальный район» предоставить ей льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению.

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 05 марта 2012 года была произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район» на надлежащего ответчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Яренская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ»).

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 11 апреля 2012 года к участию в деле были привлечены государственное казенное учреждение Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Ленскому району» (далее - ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Ленскому району») и администрация МО «Ленский муниципальный район».

Определением Вилегодского районного суда Архангельской области от 28 мая 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено министерство финансов Архангельской области.

Истец Картошкина Г.Е., исковые требования поддержала в полном объёме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район Кудинову Е.Ю., в судебном заседании с исковыми требованиями истца Картошкиной Г.Е., не согласен в полном объеме по основаниям, подробно изложенным в отзыве на исковое заявление и просит в удовлетворении иска Картошкиной Г.Е. о признании права на меры социальной поддержки и предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в отношении Администрации МО «Ленский муниципальный район» отказать.

Представитель ответчика - ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» Харитонова Ю.С. в судебном заседании с исковыми требованиями Картошкиной Г.Е. не согласна в полном объеме. Пояснила, что Картошкина Г.Е. работала в <данные изъяты>» в должности медицинской сестры детского сада «<данные изъяты>», то есть она не состояла в штате Яренской центральной районной больницы. Детский сад «<данные изъяты>» являлся ведомственным, муниципальным он стал только в сентябре 2010 года на основании распоряжения Главы МО «Ленский муниципальный район» от 01 сентября 2010 года №__ «О создании обособленного подразделения - му-ниципальный детский сад <данные изъяты>». Архангельский областной закон № 52-4-ОЗ от 22 июня 2005 года предусматривает, что специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, в том числе вышедшим на пенсию, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) предоставляются меры социальной поддержки. Статья вторая указанного закона предусматривает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки, меры социальной поддержки предоставляются по основному месту работы специалиста. Меры социальной поддержки предоставляются специалистам, вышедшим на пенсию, независимо от вида пенсии, проживающим в сельской местности на территории Архангельской области, стаж работы которых в сельской местности на должностях, дающих право на меры социальной поддержки, составляет не менее 10 календарных лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на эти меры социальной поддержки. Для предоставления мер социальной поддержки специалисты, в том числе вышедшие на пенсию, предоставляют по месту работы заявление на имя руководителя, справку о составе семьи, размере занимаемой площади жилья, документ, подтверждающий произведенные расходы. Денежные выплаты для возмещения расходов осуществляются по месту работы специалиста ежемесячно. Перечень специалистов, на которых распространяется действие настоящего закона, утверждается указом губернатора Архангельской области.     Данный специалист (ответчик) в указанный перечень не входит. В связи с вышеизложенным просит в удовлетворении исковых требований Картошкиной Г.Е. к ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по <адрес>» Шумихина Т.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями Картошкиной Г.Е. не согласна в полном объёме. Также пояснила, что ГКУ <адрес> «ОСЗН по <адрес>» не работает по Архангельскому областному закону №__-ОЗ от 22 июня 2005 года и предоставляет льготы только ветеранам труда. Как ветеран труда Картошкина Г.Е. пользуется всеми льготами. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Картошкиной Г.Е. к ГКУ АО «ОСЗН по Ленскому району» просит отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство финансов <адрес>, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, уважительности причин неявки не представили.

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Картошкина Г.Е. 17 августа 1979 года, на основании приказа №__-к от 20 августа 1979 года, была принята на должность старшей медицинской сестры в ясли сад <данные изъяты>», а 31 августа 2010 года, на основании приказа №__-ЛС от 30 августа 2010 года уволена, по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию (л.д. 12-13).

Доводы Картошкиной Г.Е. о том, что ейранее предоставлялись льготы на услуги по содержанию жилого помещения, отоплению и электроснабжению <данные изъяты> и, кроме того, в соответствии с утратившим силу и действующим в настоящее время федеральным законодательством и законодательством Архангельской области, такие меры социальной поддержки предусмотрены для всех медицинских работников, независимо от того, где они работали, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья населения», Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» было установлено, что работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Также данными федеральными нормативными актами за вышедшими на пенсию квалифицированными медицинскими работниками, проживающими в сельской местности и поселках городского типа, было закреплено право на бесплатное жилье с отоплением и освещением.

Иными федеральными нормативными актами такое право за указанной категорией пенсионеров закреплено не было.

Однако указанные выше нормативные акты утратили силу до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), статья 153 которого регулирует вопросы предоставления прав, льгот и гарантий в условиях нового правового регулирования, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социального обеспечения. При этом согласно абзацу 1 части 2 названной нормы ее предписания обязательны исключительно при издании нормативных правовых актов в связи с принятием данного Федерального закона.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ из статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» исключено положение о праве медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Одновременно в статью введены части пятая и шестая, согласно которым меры социальной поддержки данных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а также муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются соответствующими органами.

Таким образом, федеральным законом обязанность по установлению мер социальной поддержки возложена на субъект Российской Федерации лишь в отношении работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Предоставление законом субъекта медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения, в том числе вышедшим на пенсию, мер социальной поддержки является дополнительными мерами и может быть реализовано органами государственной власти самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Согласно ст. 1 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ) специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области, областных государственных учреждений культуры и искусства, социальной защиты населения, государственной ветеринарной службы, образовательных учреждений (кроме педагогических работников), в том числе вышедшим на пенсию, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки: возмещение расходов по найму (поднайму), социальному найму, содержанию, ремонту жилого помещения, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (для собственника помещения в многоквартирном доме) в пределах установленной социальной нормы площади жилья (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); возмещение расходов по оплате коммунальных услуг (электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных постановлением Правительства Архангельской области; возмещение расходов по оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления, или бесплатное предоставление и доставка топлива в размере годовой потребности в пределах норм, установленных органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Меры социальной поддержки по возмещению расходов по оплате указанных в настоящей статье услуг предоставляются независимо от вида жилого помещения и формы собственности жилищного фонда. Перечень должностей специалистов, на которых распространяется действие настоящего закона, утверждается указом Губернатора Архангельской области.

То есть из буквального толкования норм Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ следует, что меры социальной поддержки, указанные в данном законе, предоставляются специалистам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области.

В соответствии со ст. 2 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ меры социальной поддержки предоставляются специалистам, вышедшим на пенсию (независимо от вида пенсии), проживающим в сельской местности на территории Архангельской области, стаж работы которых в сельской местности на должностях, дающих право на меры социальной поддержки, составляет не менее 10 календарных лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они имели право на эти меры социальной поддержки.

Как следует из Решения собрания депутатов МО «Ленский район» от 15 февраля 2006 года № 86 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе среднему медицинскому персоналу, имеющему специальное образование, специалистам, вышедшим на пенсию, ранее работавшим в учреждениях образования, в том числе старшим медицинским сестрам и медсестрам, были предоставлены меры социальной поддержки, аналогичные мерам, предусмотренным Законом Архангельской области от 22 июня 2005 года № 52-4-ОЗ.

Данное решение утратило свою силу в связи с принятием 27 августа 2007 года Собранием депутатов МО «Ленский район» решения № 171-н, которым было утверждено «Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которое действует, как пояснил в судебном заседании представитель администрации МО «Ленский муниципальный район», по настоящее время. Данным Положением также предусматривается предоставление мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе медицинским сестрам, и специалистам муниципальных учреждений образования, в том числе старшим медицинским сестрам.

Из справки начальника <данные изъяты> от 13 декабря 2011 года №__ следует, что Картошкина Г.Е. работала в <данные изъяты>». С 01 февраля 1977 года по 01 сентября 2006 года здание детского сада находилось на балансе ООО «<данные изъяты>», которое с 01 сентября 2006 было передано в муниципальную собственность МО «Ленский район», и ООО «<данные изъяты>» с этого времени пользовалось зданием на основании договора аренды. С 01 сентября 2010 года договорные отношения были прекращены, а штатные единицы детского сада «<данные изъяты> сокращены (л.д. 14).

Кроме того, согласно письму начальника <данные изъяты> от 19 декабря 2011 года №__, направленного в адрес Картошкиной Г.Е., следует, что <данные изъяты> никогда не оказывало мер социальной поддержки. Также в письме указано, что льгот, по предоставлению мер социальной поддержки, в нормативных документах ««<данные изъяты>», регулирующих социальные отношения никогда не было, и ЛПУ МГ их не оказывало (л.д. 20).

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Картошкина Г.Е. работала и уволилась в связи с выходом на пенсию не из организаций здравоохранения, находящихся в ведении Архангельской области или муниципального образования «Ленский муниципальный район», а из детского сада «<данные изъяты>», находящегося в ведении <данные изъяты> и права на получение соответствующих льгот не имела, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а потому в удовлетворении исковых требований Картошкиной Г.Е. к администрации МО «Ленский муниципальный район», ГБУЗ АО «Яренская ЦРБ» и ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Ленскому району» о признании права на меры социальной поддержки и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и находящемуся на пенсии, необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Картошкиной Г. Е. к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район», государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Яренская центральная районная больница», государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Ленскому району» о признании права на меры социальной поддержки и предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности и находящемуся на пенсии, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 10 июля 2012 года.

Мотивированное решение вынесено 09 июля 2012 года

Председательствующий                                                               В.П. Крысанов