О предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-223/2012                                                                                  

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

12 июля 2012 года                            с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Кузнецовой И.В.

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Яренск гражданское дело по иску территориального отдела по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» в интересах Мужиковой Е. Н. к администрации муниципального образования «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» обратился в суд с иском в интересах        Мужиковой Е.Н. к администрации муниципального образования «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивирует тем, что Мужикова Е.Н., родившаяся _____.__г, <данные изъяты>, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - П <данные изъяты>, а отец - М <данные изъяты>. В настоящее время Мужикова Е.Н. собственного жилья не имеет и фактически проживает с матерью. Постановлением Главы МО «Ленский муниципальный район» №__ от _____.__г за Мужиковой Е.Н. закреплено право на внеочередное получение жилья в селе <адрес>. Поэтому просит обязать Администрацию МО «Сафроновское» предоставить Мужиковой Е.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сафроновское», за счёт средств бюджета Архангельской области.

Ведущий специалист территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» Попова Д.Л. в судебном заседании на иске настаивала. Просит обязать ответчика предоставить         Мужиковой Е.Н. жилье в виде отдельной квартиры, расположенной в селе Яренск.

Истец Мужикова Е.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ходатайствует о рассмотрении дела без её участия, исковые требования Органа опеки и попечительства поддерживает. Просит предоставить ей жилье в селе Яренск.

Представитель ответчика Нога Н.Д. в судебном заседании с иском согласился, указав, что предоставление жилья Мужиковой Е.Н. возможно не ранее 01 апреля 2013 года.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -Министерство финансов Архангельской области и Министерство образования науки и культуры Архангельской области своих представителей в судебное заседание не направили. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования считают законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей третьих лиц.

Заслушав представителя территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район», представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 8 Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

Абзацем 3 части 1 статьи 8 Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 05 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьями 45, 46 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 названного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года предусмотрено, что органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

Из материалов дела следует, что мать Мужиковой Е.Н. - П <данные изъяты> Этим же решением несовершеннолетняя Мужикова Е.Н. <данные изъяты>.д. 16-17). Отец истца - М <данные изъяты> (л.д. 14-15).

Согласно данным паспорта (л.д. 11), Мужикова Е.Н. зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>. Данный адрес присвоен ГБОУ «<данные изъяты>».

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в настоящее время Мужикова Е.Н. своего жилья не имеет и фактически проживает с матерью - П

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мужикова Е.Н., бывшая воспитанница Яренского детского дома, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования «Ленский район» №__ от _____.__г за Мужиковой Е.Н. закреплено право на внеочередное получение жилья в селе Ирта, находящегося в границах муниципального образования «Сафроновское» (л.д.10).

Из приложения к распоряжению Главы МО «Сафроновское» №__ от _____.__г следует, что истец стоит в очереди на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновское» с _____.__г под номером №__.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы жилищного законодательства основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Мужиковой Е.Н., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над нею опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет, возникло право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновское». Однако до настоящего времени полагающееся жилье не предоставлено.

В соответствии со статьей 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

В силу названных норм Мужикова Е.Н. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления - администрация МО «Сафроновское» обязана предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма, расположенное в селе <адрес> или в другом населенном пункте муниципального района, на территории которого она поставлена на учет.

Решением Собрания депутатом МО «Ленский муниципальный район» № 70 от 14 ноября 2005 года на территории муниципального образования «Ленский район» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» об обязании Администрации МО «Сафроновское» предоставить Мужиковой Е.Н. жилое помещение являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования территориального отдела по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» в интересах Мужиковой Е. Н. к администрации муниципального образования «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сафроновское» предоставить Мужиковой Е. Н. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее установленной применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район» на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сафроновское» Ленского муниципального района Архангельской области, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 17 июля 2012 года.

           Председательствующий: И.В.Кузнецова