О предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-349/2012                                                                                  

     РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

25 июля 2012 года                            с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Кузнецовой И.В.

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Яренск гражданское дело по иску территориального отдела по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» в интересах Павлова А. Н. к Администрации муниципального образования «Сойгинское» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» в интересах Павлова А.Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Сойгинское» о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивирует тем, что Павлов А.Н., _____.__г года рождения, <данные изъяты>. Распоряжением Главы Администрации МО «Ленский муниципальный район» №__ от _____.__г за истцом закреплено право на внеочередное получение жилья в МО «Сойгинское» Ленского района Архангельской области. В настоящее время Павлов А.Н. собственного жилья не имеет и фактически проживает у брата в поселке Урдома. В связи с чем, просит обязать ответчика предоставить Павлову А.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сойгинское», за счёт средств бюджета Архангельской области.

Ведущий специалист территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» Попова Д.Л. в судебном заседании на иске настаивала. Просит обязать ответчика предоставить Павлову А.Н. жилье в виде отдельной квартиры, расположенной в черте муниципального образования «Сойгинское».

Истец Павлов А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайствует о рассмотрении дела без его участия, исковые требования Органа опеки и попечительства поддерживает.

Ответчик Администрация МО «Сойгинское», надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, отношения к заявленному требованию не выразила.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -Министерство финансов Архангельской области и Министерство образования науки и культуры Архангельской области своих представителей в судебное заседание не направили. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования считают законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 8 Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

Абзацем 3 части 1 статьи 8 Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 05 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьями 45, 46 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 названного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года предусмотрено, что органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

Из материалов дела следует, <данные изъяты>

При определении несовершеннолетнего Павлова А.Н. в интернатное учреждение ГОУ «<данные изъяты> дом» за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что указанное жилое помещение признано ветхим, непригодным для проживания и, что в настоящее время Павлов А.Н. своего жилья не имеет и фактически проживает у родственников (л.д. 13, 14).

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Павлов А.Н., бывший воспитанник Яренского детского дома, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Главы муниципального образования «Ленский муниципальный район» №__ от _____.__г за Павловым А.Н. закреплено право на внеочередное получение жилья в черте муниципального образования «Сойгинское» (л.д. 8).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы жилищного законодательства основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Павлова А.Н., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет, возникло право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сойгинское». Однако до настоящего времени полагающееся жилье не предоставлено.

В соответствии со статьей 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

В силу названных норм Павлов А.Н. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления - администрация МО «Сойгинское» обязана предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма, расположенное в деревне <адрес> или в другом населенном пункте муниципального района, на территории которого он поставлен на учет.

Решением Собрания депутатом МО «Ленский муниципальный район» №__ от _____.__г на территории муниципального образования «Ленский район» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования территориального отдела по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район» об обязании Администрации МО «Сойгинское» предоставить Павлову А.Н. жилое помещение являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования территориального отдела по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» в интересах Павлова А. Н. к администрации муниципального образования «Сойгинское» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сойгинское» предоставить Павлову А. Н. жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее установленной применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район» на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Сойгинское» Ленского муниципального района Архангельской области, за счёт средств бюджета Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 25 июля 2012 года.

           Председательствующий: И.В.Кузнецова

           Судья                                                                       И.В.Кузнецова